Ленин в центре Женевы или как работает пропаганда

Последние

Больше новостей

Популярные

Больше новостей

Комментируют

Больше новостей

Как в городе-столице прав человека усилиями Кремля прошлой эпохи "появился" профиль "вождя мирового пролетариата".

В первый мой поход по центру Женевы со мной случился шок, когда я услышала от проходящих мимо русскоговорящих туристов: "Это же наш Ленин!". На одной из центральных площадей города — Place du Molard — есть старинная башня. На ней барельеф: женщина стремится защитить мужчину своим щитом и надпись "Женева — город-убежище". В руках женщины щит с гербом города. В профиле мужчины при желании можно узреть черты лица "вождя мирового пролетариата".

Я просто не могла поверить, что в то время, как моя страна пытается уже который год преодолеть страшные последствия многолетней коммунизации, тут, казалось бы в самой нейтральной стране мира, в самом сердце исторического центра города-столицы прав человека, уже около ста лет облик Ленина является всем гостям и жителям Женевы.

Женева, Ленін, для бллогів_3
фото: Елена Виноградова

Ну, жил он здесь несколько лет, и что, подумала я. Тут в свое время половина Российской империи жила. Богатые семьи отправляли учится своих детей именно в Женевский университет. Сюда же съезжались все неугодные имперскому режиму деятели, подобно Плеханову и Бауману.

Женева, Ленін, для бллогів_2
фото: Елена Виноградова

И поскольку эта история с барельефом в центре Женевы не давала мне покоя, я решила проверить теорию о Ленине. Так вот, о том, что на башне площади Молар действительно профиль Ленина, говорят только сайты с доменом ".ru " или сайты для русскоязычных эмигрантов. Во французской "Википедии" же написано, что на самом деле в 1919 году в Женевском классе изобразительных искусств проводился конкурс на тему "Женева — город-убежище", целью которого была материализация благотворной роли Женевы, как города, который всегда сердечно принимал тех, кто был преследуем из-за различных политических, социальных и религиозных мотивов и был вынужден покинуть из-за этого свою родину.

В итоге, в 1921 году в одну из стен башни Молар был вмонтирован барельеф работы скульптора Поля-Мориса Бо (Paul-Maurice Baud). На нем женщина с щитом символизирует Женеву, которая под своим крылом приютила не один десяток гонимых и преследуемых беженцев. Схожесть с Лениным эта страница оспаривает (то есть вы понимаете, сколько материалов с версией о Ленине в Рунете, если приходится их опровергать) со ссылкой на статью на официальном сайте города Женева.

Идем на сайт, читаем. В той статье от 3 августа 2018 года приводится несколько источников, которые упоминают Ленина в связи с барельефом и говорится, что ни один из них не имеет доказательств о том, кто же на самом деле этот мужчина, а все высказывания по поводу Владимира Ульянова всегда были субъективными суждениями авторов с оговоркой на отсутствие у них возможности подтвердить свое мнение ссылками на первоисточники.

Дальше статья на городском сайте пишет о том, что есть источники (например, брошюра авторства Мориса Пьянцолы) описывающие Ленина в Женеве как политического активиста, очень занятого своей борьбой, а не беженца, пораженного несчастьями и находящегося в поисках помощи.

Поэтому делается достаточно логичное предположение, что Ленин никак не подходил на роль гонимого, и потому профиль мужчины на барельефе, скорее всего, символизирует французских беженцев-гугенотов, которые нашли приют в Женеве с XVI по XVIII век. Или же беженцев времен Первой мировой войны, которых женевцы все еще хорошо помнили в 1919 году, когда был начат художественный конкурс на этот барельеф.

Кремлевская пропаганда, как она есть, в действии. Ведь СССР на протяжении всего своего существования активно вкладывал в пропаганду своих идей и "принуждение к патриотизму", и последствия такой работы видны по сей день. Именно поэтому даже сейчас у молодежи, не говоря о старшем поколонии, из постсоветских стран (в большинстве которых и речи не идет о какой-либо декоммунизации), при виде этот барельеф и надпись о городе-убежище, сразу возникает мысль, что это, во-первых, именно Ленин, во-вторых, что надпись — о его величественной личности.

Какой вывод? Если не действовать, это пропагандистское наследие никуда не денется. И если россиянам, русскоязычным эмигрантам даже не приходит в голову проверять то, что им говорят, — нужно самим доносить правду. И это может делать каждый.

Оставьте свой комментарий

Выбор редакции