Заговор чекистов

Заговор чекистов

Фото: Reuters

Все события с отставками могут быть результатом накопленного недовольства окружения Путина из бывших коллег.

Страсти немного улеглись и можно написать свою версию. Версию, потому что уже 16 лет Кремль – это больше чем режимная территория, оттуда ничего никогда не выйдет, поскольку живут там (в смысле, работают) чекисты, коллеги Путина. Их много, они блюдут профессиональную честь и чтут правила – ни о них, ни о их семьях никто ничего не должен знать. Настоящий заповедник штирлицев. А поскольку никто ничего не знает, то пришлось несколько подождать, чтобы выслушать знатоков сплетен вокруг отставки главы Администрации президента РФ Сергея Иванова.

Итак, действующие лица и исполнители известны. Новая фигура не совсем новая – Антон Вайно уже 13 лет работает на Путина на тех или иных, пусть и не шибко высоких, должностях. И хоть он и не чекист, но о нем тоже есть только скупые строки карьерной биографии, немного информации о его папе и деде, бывшем главном эстонском коммунисте.

Все отзывы только положительные – исполнителен, грамотен, может вовремя посмотреть в глаза и вовремя подсунуть на подпись нужный документ. Если уж совсем невмоготу, то может и шепнуть – "слово молвить". При царе таким близким был "постельничий" - самый доверенный, который следил за чистотой постели, стряхивал с нее мусор, грел в холодную пору, чтобы хозяин не мерз под одеялом. Постельничий был ближайшим слугой государя: он спал с ним в одной комнате, ходил с ним в баню, сопровождал его в торжественных выходах, наблюдая, чтобы стул, скамеечка под ноги и другие необходимые государю вещи всегда были к его услугам. Судя по фотографиям, на которых Антон Вайно – сама любезность, становится понятно, почему Путин с его 16-летним опытом диктатора выбрал именно такого, услужливого.

Сергей Борисович Иванов никак не мог быть по статусу и званию "постельничим": он всего на год младше государя, но зато знаком с ним лет 40, вместе служили в одной конторе, в КГБ. Владимир Путин, как говорит его прежний начальник, генерал Калугин, дослужился лишь до майора, а Сергей Иванов – до генерал-полковника. Генерал Иванов – профессиональный шпион, служил в разных местах, в том числе резидентом в Швеции. Судя по редким публичным выступлениям, человек достаточно сдержанный, грубо говоря, советский интеллигент, из чекистов. Это который и муху не обидит, и честь Родины сбережет. Ум аналитический, хорошо приспособлен к фиксированию событий, которые могут осложнить ситуацию, склонен к самосохранению.

Его ровесник и друг (хотя у чекистов дружба всегда служебная, до поры до времени) Владимир Путин не рвал кометы с неба, профессиональную службу закончил "завклубом", то есть директором Дома дружбы СССР-ГДР, в Дрездене. Иногда, как говорят свидетели, заходил со спецзаданием в немецкие пивнушки для сбора разведданных. Тот же генерал Калугин уверяет, что должность директора Дома дружбы подполковничья, но звание выше по какой-то неизвестной причине не получил, так и остался майором. Потом бурная жизнь на поприще международных торговых отношений в мэрии Санкт-Петербурга, уголовное дело в связи с хищениями в крупных размерах и неожиданная крутая карьера вплоть до Кремля. За очень короткий срок.

Оказавшись в Кремле, майор Путин и не скрывал, что выполняет задание: он сказал об этом 20 декабря 1999 года, еще будучи премьер-министром России. Так прямо на юбилее ЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ-ФСБ и сказал: "Группа сотрудников ФСБ, направленная ваши на работу в командировку для работы под прикрытием правительства, на первом этапе со своей задачей справляется". Конечно, это была неуклюжая шутка, но чекисты не могут шутить как остальные люди – их юмор специфический, он слишком правдивый, а потому для них доставляет удовольствие сказать об этом с ухмылкой – мол, вот как мы вас.

Так и оказалось – Кремль стал филиалом ассоциации ветеранов-резервистов КГБ. Конечно, не только Кремль – чекисты стали появляться всюду, где нужно было контролировать общество и прежде всего важный инструмент воздействия на общество – СМИ. В агентствах ИТАР-ТАСС и "Интерфакс", на ВГТРК, на НТВ - везде были генералы КГБ. Кто работал советником, кто заместителем руководителя. Они вернулись в прежние времена, и главная их задача стала прежней – бдеть. К тому времени часть чекистов, разочарованных либерализмом Бориса Ельцина, ушла в бизнес, там же остается и по сей день, только уже на лучших позициях.

Чекисты не скрывали своей радости по поводу нового руководителя, несмотря на то, что он всего-навсего майор – звание для оперативника совсем низкое. Тогда, когда в советском КГБ каждый второй "топтун" был или подполковником, или полковником. Их появление было ожидаемым, они приближали это время как могли. Для них, кто контролировал 25 лет назад все – от экономики до армии, от пропаганды до криминала, потерять контроль за 9 лет ельцинского "либерализма" было смерти подобно. Они пытались в начале 90-х годов, сопротивлялись – то там, то там создавали сепаратистские конфликты, стравливали друг с другом народы, но советская страна помирала – после санкций 80-х годов денег в СССР не было, мозги уехали – кто в Израиль, то в Германию, кто и вовсе во "вражеские" США.

Первая война в Чечне в 1994-1996 годах обнадежила затаившихся чекистов. Вот был реальный повод для возвращения к власти. С ними были согласны и армейские генералы, потрясенные тем, что какие-то чеченцы громили "великую и прославленную". Спецоперация по дискредитации чеченцев была выполнена великолепно – вдруг начали похищать журналистов, представителей НПО, тайный агент КГБ-ФСБ Ахмат Кадыров руководил шариатским судом, который проводил публичные казни. Путин уже работал в администрации Ельцина, а в июле 1998 года, когда страна была готова к реваншу в Чечне, был назначен директором ФСБ. Одновременно с его назначением на должность премьер-министра в августе 1999 года началась военная операция в Дагестане, которая стала началом второй чеченской войны.

Сомнений в том, что Путин был причастен к реваншу 1999 года нет совсем: "неожиданно" взрываются дома в Москве, проводятся учения в Рязани, потом звучит ставшая сакраментальной фраза про "мочить в сортире". Страна получила нового потенциального генералиссимуса, нового "отца народов", "гениального руководителя" - он в танке, на палубе боевого корабля, в кабине бомбардировщика, на дельтаплане и праздничной трибуне, оглядывает колонны солдат и офицеров. 74 года советской власти чекисты были репрессивным аппаратом при коммунистах, а теперь они и власть, и партия, и репрессивный аппарат одновременно. А кто когда-нибудь знал чекистов, тот понимает, почему среди них нет друзей в общечеловеческом понимании: они не доверят друг другу. На службе могут быть отношения, в жизни – большая редкость, они скрывают свои чувства, они привыкли скрывать свои семьи.

Вот, собственно, и главная причина отставки Сергея Иванова – недоверие. Диктаторы не любят держать подле себя челядь подолгу – начинают бояться заговоров. Одним из первых он выгнал чекиста Якунина. Потом генерала КГБ Виктора Иванова. Затем коллегу по пятому управлению КГБ СССР генерала Константина Ромодановского. Предпоследним изгнанным высокопоставленным чекистом был Андрей Бельяминов, с которым Путина связывала совместная работа в ГДР. Это только часть отставников из ближайшего круга путинских коллег за последнее время, сколько еще среднего и младшего резерва из чекистов отправили в отставку, неизвестно.

Правы те, кто считает, что Путин очищает пространство вокруг себя от бывших коллег, хотя, как они сами любят шутить, бывших чекистов не бывает. Правда и то, что нынешними его фаворитами остались старые друзья не из чекистов, но при деньгах. Или те, кто за многие годы показал себя преданнейшим, как Виктор Золотов, которому доверили новую личную армию Путина в полмиллиона человек, известную как Нацгвардия. Спешность, с которой она создавалась, еще до принятия закона о ней, а также спешные увольнения друзей-чекистов наводит на размышления – почему?

Российская пресса упорно не хочет использовать слово "заговор". Наверное, в нынешней ситуации опасно. Мне – можно, поэтому я полагаю, что все эти события с отставками, скорее всего, результат не столько мнительности Путина, сколько накопленного недовольства окружения из бывших коллег, наблюдающих приближающуюся экономическую и политическую катастрофу. Всем этим генералам, по большей части проработавшим значительное время на Западе, понятно, чем закончится для России "мудрое" руководство Путина, чья политика основана на тщеславии и самолюбовании.

В таких ситуациях, как в июле 1944 года, "группа товарищей" из ближайшего окружения пытается изменить хоть событий. Был ли это реальный заговор с целью устранить Путина, сейчас не понятно, возможно, это было всего лишь обсуждение в узком кругу недовольных. Без сомнения, у Путина, как любого диктатора, хорошо налажена сеть осведомителей и стукачей, в том числе и в кремлевских коридорах. Устранять, как делал его предшественник Сталин, Путин не будет – это чревато еще большими осложнениями и большей международной изоляцией. Уговорить уйти генерал-полковника заниматься сохранением популяции жаб и тараканов – как раз в советском духе. Так обычно ссылали – с больших должностей отправляли в колхозы. А Путину скорее всего уготована нелегкая жизнь всего боящегося и от всего шарахающего диктатора, но с услужливым Антоном Вайно.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация