Упущенная победа

Упущенная победа

Фото: ТСН.ua

Принятие резолюции по РФ могло усилить наши позиции в ПАСЕ — но демарш делегации только создал дополнительные проблемы.

Украинская делегация приостановила работу Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ). Об этом заявили члены украинской делегации в ПАСЕ. Поводом для демарша послужило принятие резолюции, которая изменяет правила предоставления и лишения права голоса национальным делегациям в ПАСЕ, что делает возможным полноправное российское присутствие. 

В СМИ уже появилась одобрительная реакция на принципиальную позицию наших народных избранников. А вот моя — кардинально противоположная. Поспешные шаги создают ситуацию, при которой наше с вами государство, его политика будет выглядеть несколько странно. Почему так? Давайте по порядку.

Поспешные шаги создают ситуацию, при которой наше с вами государство, его политика будет выглядеть несколько странно

Итак, группа депутатов Верховной Рады, которая представляет Украину в ПАСЕ, заявила о приостановке работы в этом органе. И у меня в связи с этим у меня есть несколько вопросов:

  • Решение принято на уровне делегации или таки парламента, который эту делегацию туда отправил?
  • Решение всегда должно приниматься исходя из плана действий что делать дальше. Так что же дальше, народные избранники?
  • Решение принимается, исходя из расстановки сил и с оглядкой на позицию сторонников/партнёров. Были ли предупреждены партнёры по сессионному залу о подготовке?

Если внятных ответов на эти вопросы нет, то мы попадаем в неприглядную во всех отношениях ситуацию:

1. Приостановка работы в ПАСЕ, но работа в других органах Совета Европы (СЕ) — выглядит нелогично, если не комично. И бессмысленно. Если мы такие принципиальные и возражаем против решения Совета Европы, то логично или рвать отношения полностью, или не делать подобных шагов вообще. Есть и другие дипломатические инструменты, позволяющие делегатам высказать свое несогласие с решениями ПАСЕ, как минимум, заявления.

2. Приостанавливать сотрудничество с Советом Европы абсурдно в принципе, поскольку СЕ — это и Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), и Венецианская комиссия (которая, кстати, только у нас возведена в ранг чего-то возвышенно-одухотворённого. Мне, например, смешно даже представить скандал, скажем, в Британском парламенте, вызванный критикой закона со стороны ВК, но тем не менее). Что касается ЕСПЧ, это, кроме всего прочего, опасно, потому что с того момента нас будут обвинять в отказе участвовать в работе европейской системы защиты прав человека. То есть мы выставляем Украину потенциальным нарушителем прав человека.

3. Если мы не выходим совсем, но потом вернемся в зал после демарша, то наша позиция будет ещё более несуразной. Давайте посмотрим последовательность событий.

ПАСЕ приняла резолюцию, которая снимает с РФ санкции и возвращает ей право голоса. РФ после этого решила вернуться в зал заседаний. Напомню, что Россию не выгоняли из ПАСЕ — её лишили права голоса. А не платить взносы и не приезжать было уже суверенным решением Российской Федерации. Теперь, снова получив возможность голосовать, она приняла решение вернуться в зал. Украина в ответ заявила о приостановке работы в ПАСЕ. Итого: Россия продолжает работать, ничего не меняется, украинская делегация возвращается в зал заседаний.

МИД назвало возвращение России в ПАСЕ недопустимым попустительством агрессору и уступкой финансовому шантажу

МИД назвало возвращение России в ПАСЕ недопустимым попустительством агрессору и уступкой финансовому шантажу

В таком случае возникнет логичный вопрос: что это было?

Риторика наших депутатов о том, что мы не будем сидеть в одном зале с представителями государства-агрессора, не выдерживает никакой критики, поскольку даже наши партнёры могут задать очень простой вопрос: ребята, а переговоры на уровне министерств, а товарооборот в 11 миллиардов долларов с государством-агрессором вас не смущает?

Ведь эти 11 миллиардов невозможны не то что без пребывания в одном помещенпии — а сидения за одним столом и подписания документов. Например, по транзиту, по поставкам ядерного топлива, вылову рыбы, по энергосистеме (которая балансирует в том числе используя связь с российской). То есть Украине, получается, можно разговаривать с российскими чиновниками, политиками, подписывать документы, когда дело заходит о деньгах, а чиновникам ПАСЕ — нет? 

Риторика наших депутатов о том, что мы не будем сидеть в одном зале с представителями государства-агрессора, не выдерживает никакой критики

Таким образом, эмоциональный демарш украинской делегации создал большую проблему на будущее. Ей будет очень нелегко разумно его объяснить.

Самое забавное, что этот самый демарш украинской делегации, будь все сделано иначе, мог бы усилить наши позиции. Для этого надо было меньше ударяться в эмоциональную реакцию, а, добавив цинизма, думать о том, как использовать аргументы РФ и части чиновников Совета Европы против них самих.

Для этого рассмотрим базовые вводные.

Россия имеет 18 голосов в ПАСЕ, членские взносы РФ составляют 11,4% обычного бюджета Совета Европы или 4,9% от общего бюджета организации, поскольку "обычный бюджет" составляет лишь 56% ее доходов.

Мотивация сторонников изменения санкционного режима — нельзя лишать страну представительства в ПАСЕ, поскольку это дискуссионная площадка и она дает возможность донести свои тезисы. Причём эта площадка важна тем, что на ней представлены государства, которые не являются членами ЕС, и потому не имеют представительства в Совете Евросоюза и Европарламенте.

Голосование по "российскому вопросу" показало, что Украина имеет потенциальных "своих" 60 голосов в сессионном зале. И прекрасно то, что как минимум делегации четырех стран на своей стороне в полном составе.

Исходя из этого, нормальная, разумная и грамотная работа украинской делегации на "повышение ставок" состояла бы в следующем:

  • не предпринимать никаких резких шагов, но инициировать консультации на уровне МИД с партнёрами, которые голосованием поддержали Украину;
  • на консультациях предложить синхронную приостановку участия в работе Совета Европы (во всех его структурах) сразу нескольких делегаций. Ключевая задача, чтобы это было не менее трех государств, которые в сумме имеют хотя бы 36 голосов в сессионном зале — в два раза (психологический порог) больше, чем имеет РФ;
  • далее — вынос в сессионный зал проекта резолюции по действиям России и, в случае его провала (а такой будет) объявить о своём выходе. Решение подтверждается заявлениями МИД нескольких государств и предупреждением, что в соответствии с Уставом Совета Европы государства перестают платить членские взносы со следующего бюджетного года.

В таком случае Совет Европы вставал бы перед той же дилеммой, что и в кейсе с Россией: выход сразу нескольких государств лишает его работу смысла, поскольку ПАСЕ перестаёт быть дискуссионной площадкой для государств континента. Суммарные взносы трех государств в бюджет СЕ сопоставим с потерями от демарша РФ пять лет назад.

В таком случае Совет Европы вставал бы перед той же дилеммой, что и в кейсе с Россией: выход сразу нескольких государств лишает его работу смысла

Таким образом, Украина и её партнёры смогли бы перехватить инициативу и уже сами диктовать условия своего возвращения. Причём, в отличие от варианта с РФ, возвращение "просто так" было бы невозможным, поскольку базовое условие — разрешить проблему российского присутствия. Естественно, результатом стал бы компромисс — российская делегация в зале ПАСЕ. Но взамен можно было бы потребовать, например, отмены нововведений, касающихся применения санкций. А это значит, что вернувшись в сессионный зал, украинская делегация получила шанс повторить успешную работу 2014 года. Да и позиции наших делегатов были бы значительно более сильными.

Но вместо этого представители Верховной Рады в ПАСЕ выбрали наиболее простой, наименее рациональный путь. Который, вполне возможно, еще и создаст немало дополнительных проблем для Украины. Упущенная победа.

Похожие темы:

Следующая публикация