Укрощение Хиллари

Укрощение Хиллари

Фото: Reuters

Да, трещину в стеклянном потолке она сделала — но не дай ей Бог выиграть выборы.

Американские партийные съезды — это обычно апофеоз кандидата, его номинация и чествование в хвалебных речах. Однако основная тема республиканского съезда на той неделе в Кливленде была несколько иной. Как заметил сатирик Стивен Колбер, кандидатом, сплотившим Республиканскую партию, на сей раз стала демократ Хиллари Клинтон, - пишет Александр Байер в колонке для "Snob.ru".

И правда, злоба и ненависть по отношению к Хиллари там била через край. Ее поносили со сцены и проклинали в кулуарах. Зал несколько раз хором скандировал: "Посадить!" Бен Карсон, сам недавно претендовавший на республиканскую номинацию и, к слову сказать, нейрохирург по профессии, обвинил ее в связях с Люцифером. Советник Дональда Трампа, некто Ал Балдасаро, и вовсе заявил, что ее нужно расстрелять за измену Родине. А виновник торжества, Трамп, сам будучи чистой воды мошенником и кидалой (по словам Майкла Блумберга), иначе как "жуликоватой Хиллари" ее не называл.

Ну ладно республиканцы. Им, возможно, простительно. У них на почве чернокожести Барака Обамы и фантасмагорических выступлений Трампа случилось умопомрачение. Но как быть с остальными? Ведь среди населения Клинтон тоже поразительно непопулярна. В недавних опросах 56 процентов избирателей выразили к ней сугубо отрицательное отношение. Это цифра поистине историческая, и она стала бы абсолютным рекордом, если бы не соперник Хиллари. У Трампа негатив чуточку повыше.

Почему не любят Трампа, более или менее понятно. Среди избирателей-латиносов лишь 14 процентов готовы за него голосовать, что неудивительно, поскольку он обещает выслать из страны нелегальных эмигрантов (все 11 миллионов), а на границе с Мексикой соорудить стену. Афроамериканцам тоже не очень импонирует его расизм, да и многим женщинам не по нраву сексизм престарелого ловеласа. Также есть вопросы к Трампу и к его сторонникам-неонацистам и у евреев.

Но почему так непопулярна Клинтон, все же загадка. Почему, несмотря на теплые слова и похвалы Мишель и Барака Обамы, Билла Клинтона, Майкла Блумберга и целого ряда других выступавших на съезде Демократической партии — людей более или менее известных за пределами США и уважаемых в стране, — апофеоза их кандидата у демократов тоже не получилось. И это при том, что на съезде свершилось по-настоящему историческое событие: впервые женщина стала кандидатом в президенты от ведущей политической партии, пробила гигантскую трещину, как выразилась она сама, в стеклянном потолке, ограничивающем карьерный рост женщин.

При упоминании ее имени многие из 18 тысяч делегатов на только что закончившемся съезде демократов в Филадельфии громко выражали свое неодобрение. За стенами конференц-зала, в городе, проходили постоянные демонстрации протеста. Несмотря на то что Берни Сандерс, соперник Клинтон по праймериз, призвал своих последователей за нее голосовать, они не унимались, обвиняли партию в подтасовках и клялись, что голосовать за Клинтон не будут никогда. Даже сам Берни был освистан за отказ от своих убеждений.

После съезда в Кливленде популярность Трампа выросла, и он, согласно некоторым опросам, лидирует в президентской гонке, причем с некоторым отрывом. Опрос USC/Los Angeles Times показал, например, что Трамп лидирует с 47 процентами голосов против 40,4 процента у Клинтон. Возможно, что и ее популярность после Филадельфии тоже подскочит, но вряд ли это в корне изменит ситуацию.

Да, у Хиллари масса недостатков, главные из которых — элитизм, отсутствие политического чутья и умения казаться "своим" — то, что с избытком есть у ее мужа. Например, в бытность свою первой леди штата Арканзас, где Клинтон был губернатором, Хиллари никак не могла взять в толк, что, например, ее решение оставить свою девичью фамилию, вызовет неприятие со стороны южан.

И да, нельзя отрицать, что Клинтоны — люди довольно алчные и не очень чистоплотные в выборе клиентов и партнеров, что Хиллари крайне амбициозна и прет к своей цели — завоевать Белый дом, что она готова менять свои убеждения в зависимости от конъюнктуры рынка, причем делает она это как-то уж очень нарочито. Да, некоторые ее решения — например, пользоваться домашним сервером для официальной переписки в бытность свою государственным секретарем, — не всегда самые разумные.

Все так, но все эти недостатки не выходят за рамки обыденного для большинства политических деятелей. И все равно это не объясняет серьезной неприязни — или даже горячей ненависти, — которую она вызывает у американцев. К тому же при всех недостатках у нее есть масса достоинств, начиная с базовых: ума, сердца, души, компетенции и опыта. Выступавшие в Филадельфии об этом много и убедительно говорили. И уж тем более как может вообще встать вопрос о том, чтобы человека, посвятившего себя служению стране и не совершившего никаких должностных преступлений, сажать или тем паче расстреливать?

Тут должно быть что-то другое. Подспудное. Инстинктивное.

В этой связи имеет смысл вспомнить Марию-Антуанетту. Тут тоже любопытная закономерность: Мария-Антуанетта была молода (вышла замуж в 14, стала королевой в 18), красива, элегантна и умна. Любила мужа и детей. Тем не менее ее подданные вскоре начали ее ненавидеть, сочиняли про нее всякие сплетни и небылицы, называли "австрийской потаскухой" и "Мадам Дефицит". Марии-Антуанетте приписывают фразу, что, если у народа нет хлеба, пусть ест пирожные. Во время первой избирательной кампании Билла Хиллари на вопрос о ее собственной успешной карьере юриста ответила с оттенком презрения: "Конечно, я могла бы сидеть дома, печь печенья и пить чай" — чем здорово оскорбила многочисленных американских домохозяек.

Или же Раиса Горбачева. Контраст с Ниной Петровной Хрущевой, выводимой иногда на рауты с четой Эйзенхауэров или, того хуже, Кеннеди, или с никогда не появлявшейся на людях Викторией Петровной Брежневой был разительный и несомненно позитивный, но Раиса Максимовна при жизни ничего кроме неприязни у советских граждан не вызывала: наряды, украшения, высокомерие. Да и чересчур заметна — имеет мнение и к тому же его высказывает. Благотворительность или даже посещение Чернобыля после происшедшей там ядерной катастрофы ничего не меняло. Отношение к ней улучшилось лишь после ее преждевременной смерти.

Хиллари довольно гармонично вписывается в этот ряд — с той лишь разницей, что она еще и пытается стать национальным лидером. Сама Хиллари и ее сторонники — не говоря уже о сторонницах — утверждают, что дело тут именно в укоренившейся мизогинии в обществе. К умным, влиятельным, сильным женщинам всегда применялся и применяется более жесткий стандарт — они как бы находятся под микроскопом, им доверяют меньше и любой их проступок вызывает больше нареканий, чем похожие прегрешение у мужчины.

Вот хотя бы один пример: Клинтон был уличен в супружеской неверности, прошел через публичный допрос, получил импичмент. Однако ему все это сошло с рук. Зато многие считают Хиллари расчетливой, холодной стервой, которая ради собственных президентских амбиций осталась жить со своим неверным мужем.

Несомненно, сексизм тут играет роль. Как расизм в случае с Бараком Обамой. Обама ни в чем предосудительном никогда не был замечен, ведет себя просто сверхъестественно корректно, осторожен, умерен. Замечательный оратор. Такой царь Соломон. Тем не менее ненавидят его не менее остро — и лишь потому, что у него не совсем правильный цвет кожи. Поскольку Обаму никак не получается ни в чем обвинить, его республиканские противники решили называть его нарциссом — и это представители партии, номинировавшей самовлюбленнейшего Трампа.

Но есть и иное объяснение, которое подсказывает тот же исторический опыт. Вряд ли можно назвать Марию-Антуанетту виновницей французской революции. Причинно-следственная связь тут скорее обратная: неприязнь французов к монархии нашла выход и кристаллизовалась в ненависти к королеве. Ну а в конце советского периода, когда нежелание низов и жить по-старому начало разваливать СССР, население страны выбрало Раису Горбачеву для конкретизации своего витающего в воздухе недовольства.

Многих из тех, кто, возможно, и не испытывает к Хиллари горячей ненависти, но и не пойдет за нее голосовать, раздражает тот факт, что она всегда считалась "неизбежным" кандидатом. Быть частью истеблишмента в США уже давно стало негативным качеством: еще Рональд Рейган баллотировался в президенты как аутсайдер против Вашингтона. Отвращение к истеблишменту все эти 35 лет неуклонно росло и в этом году, похоже, достигло кульминации, точки невозврата. Вот и Трамп появился неизвестно откуда и переиграл всех своих соперников из среды профессиональных политиков. Или тот же Сандерс, любимец молодежи и студентов.

Иными словами, злость и презрение, которые Клинтон вызывает у многих американцев, — это попросту острое недовольство системой, для персонификации которого общество избрало эту женщину. Если это так, то ушаты грязи, которые на нее сегодня выливают, — это еще цветочки. Ягодки появятся, когда они с Биллом вернутся в Белый дом. Да, трещину в стеклянном потолке она сделала — но не дай ей Бог выиграть выборы.

Читайте больше публикаций на "Snob.ru"

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация