Троянский Кремль

Троянский Кремль

Фото: Партия "Единая Россия"

Миролюбие Москвы всего лишь уловка - чтобы получить отсрочку для подготовки новой войны против Украины.

Внезапные активные попытки Кремля добиться мира на Донбассе очень похожи на "Хасавюртовский мир" 1996 года, когда на пороге полного провала вооруженной операции в Чечне и антивоенных настроений Россия подписала мир с Ичкерией.

Рубль призывает к миру

Российский рубль упал по отношению к американскому доллару до очередного исторического показателя. 80 – уже позади. Цена нефти соревнуется с рублем в своем решительном беге на дно. Пенсионеры Кубани перекрывают автодороги, и сладостные речи в адрес Путина из их уст часто звучат уже не утвердительно, а вопросительно. Рост цен в России, отмены льгот, кризис бюджета и многое другое заставляет Кремль потихоньку сдувать чекистские щеки.

Прилет путинского глашатая Бориса Грызлова в Киев вызвал шум и много гипотез. По самой смешной из них – будто бы он привез некий "ультиматум" от Путина. Не сложно догадаться, что на фоне происходящего крушения российской экономики никаким "путинским ультиматумом" здесь не может и пахнуть. Кремль просто вновь запустил свой механизм миротворческого зубоскальства, демонстрируя якобы заинтересованность в прекращении войны в Украине.

В прекращении ее кремлевские пиджаки, конечно же, заинтересованы. Сейчас. Подобное уже было. В Чечне в 96-м году. Когда направленный Ельциным рязанский десантник, он же большой специалист по "миру в Приднестровье" генерал Лебедь, встретился в дагестанском Хасавюрте с начальником штаба Вооруженных сил Ичкерии Асланом Масхадовым и подписал договор "О разработке принципов определения основ взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой". По сути – мирный договор, прекративший Первую чеченскую войну.

Доверчивость чеченцев и их вера в "мировое сообщество" в тот раз привели к тому, что уже спустя три года Кремль снова зашел в Чечню всей военной громадой – но уже с учетом сделанных ранее ошибок. "Троянский Лебедь" принес ичкерийцам не мир, а отсрочку второго российского вторжения, только уже более масштабного и продуманного. Которое похоронило надежды Ичкерии на свой собственный, независимый от матушки-России путь. Вероятно, на еще долгие годы.

Российский самолет с Грызловым в аэропорту Борисполь вполне может оказаться таким же посылом, как и та "лебединая песня".

Война в Украине: чеченское зеркало

Начало войны в Чечне схоже с началом войны в Украине. Об этой схожести я заявляю уже второй год. В ноябре в Киеве еще раз повторял об этом на конференции "Война в Украине: чеченское зеркало". На конференции в Москве и в Киеве проводил фотовыставку, на которой размещал фотографии двух войн – в Чечне и в Украине. Фото перемешивал особым порядком. Немногие в итоге смогли определить, на какой из войн сделано то или иное фото.

Больше всего параллелей война в Украине имеет с началом Первой войны в Чечне. Тайные операции, отказ от российских военнопленных и т.д. Кажется, историческая петля привела к тому, что Кремль вновь оказался на пороге провала и вновь резко захотел мира. Это все равно как если бы вы, уже проиграв в драке, лежа в грязи с руками за спиной, вдруг стали предлагать разрешить все миром, без рукоприкладства. Именно так и было в Чечне в 96-м году, когда вооруженные силы Ичкерии захватили Грозный, Аргун и Гудермес.

Российские части, которые контролировали эти города, поспешно отступали, в окружении и на блокпостах в тылу чеченцев оказалось множество подразделений. Российская армия и МВД стояли на пороге полного краха. Такого удара они бы не пережили. В плен могли попасть целые войсковые соединения. Недовольство в войсках зашкаливало, так же, как и недовольство по всей стране, где уже не осталось ни одного региона, куда не привозили бы гробы и похоронки из Чечни. Российская власть сильно зашаталась.

Но наглость, как гласит современный русский фольклор, наглость - второе счастье. Лебедь привез в Хасавюрт не столько мирный договор, сколько предложение "вы нас отпускаете, мы уходим". Кто-то называл этот "договор" по-другому – "прошение о мире". Тот пакт был намного больше нужен Кремлю, нежели ичкерийцам, за полтора года перестроившихся в полностью боевой режим.

Конечно же, Александр Лебедь навсегда останется в истории как миротворец, остановивший Первую чеченскую войну. Хотя его роль, в принципе, сводилась больше к посольской, нежели к инициативной. Можно было бы даже установить в Хасавюрте еще один памятник российско-чеченской дружбе. Если бы через три года Россия не вошла в Чечню с новой силой.

Троянский памятник

Когда я впервые оказался возле того самого дома в Хасавюрте, где Масхадов и Лебедь подписали мирный договор, меня посетили странные чувства. Это был 2001 год, вовсю шла Вторая чеченская война, и стоял я возле этого дома в камуфляже и с автоматом. Дом совсем неприметный, обычная одноэтажная постройка, каких в Дагестане тысячи. В нескольких десятках метров от него, на автомобильном кругу, возвышался памятник "российско-чеченской дружбе".

Сам памятник смотрелся довольно алогично, учитывая происходящее в то время вокруг. Но учитывая, что именно было изображено на нем, понял, что авторы скульптуры передали все очень достоверно. Памятник – это две руки, которые, возможно, должны были изображать крепкое мужское рукопожатие, а на самом деле больше походили на руки участников соревнований по армрестлингу. Они как будто замерли в среднем положении во время борьбы.

Метафизичность скульптуры очень точно передала дух 96-го года, тех самых хасавюртовских соглашений. Борьба чеченца и россиянина, остановленная по просьбе Кремля. Без победы какой-либо из сторон. Из-за того, что кремлевский армрестлер выдохся.

Сейчас, когда ситуация в России все ближе ведет страну к краху, Кремлю вновь очень нужна такая же остановка. Захватив Крым, устроив бойню на Донбассе, хозяева Красной площади были слишком уверены в своих ресурсах и независимости от мирового сообщества. Как выяснилось – просчитались. Невозможно автономно жить от всего мира в стране, чья экономика зависит от этого самого окружающего мира.

И сейчас, когда руководство России понимает, что при такой динамике контроль над страной может уйти из его рук по банальной причине – как в конце 80-х, когда в стране просто стало нечего есть, срочный мир в Украине ему нужен позарез. Причем так же, как и в Чечне, мир этот Кремлю нужен больше, нежели Украине. Особенно в том виде, в каком Путин пытается его получить.

Плохой мир, конечно же, лучше хорошей войны, однако условия для мира должны сводиться к тому, чтобы война не повторилась. Во Вторую чеченскую войну погибло гораздо больше людей, нежели в Первую. И если та самая встреча в Хасавюрте 31 августа 1996 года может обозначаться как прекращение Первой войны, то о прекращении Второй, начавшейся в 99 году, говорить не приходится. Потому что никакого мирного договора так и не было – Ичкерия проиграла.

Украине Кремль пока предлагает не помощь в прекращении войны, а свою цену за этот мир. Цену, которую Украина за эти почти два года уже заплатила, и заплатила сполна – человеческими жизнями и судьбами. Югоосетинский и крымский сценарий на Донбассе провалился. Украина выстояла, собралась и дала отпор, несмотря на сложную обстановку постреволюционного становления.

Разумеется, все силы украинской власти должны быть направлены на то, чтобы в стране прекратилась война. Но возможно не так уж и неправы радикально настроенные украинцы, которые выступают против переговоров с Кремлем.

И если все же очередные переговоры в Минске и подписанные ранее соглашения приведут к реальной остановке огня, (как, к примеру, это было после хасавюртовских соглашений, когда в Чечне появились совместные российско-чеченские комендатуры) и кто-то предложит установить по этому поводу на Донбассе памятник, надо пристальнее изучить, что на этом памятнике будет изображено.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация