Технократический Кабмин в Украине невозможен?

Технократический Кабмин в Украине невозможен?

Фото: Право на владу

Такое правительство может существовать как переходное, до внеочередных парламентских выборов. Но этого исхода никто не хочет. 

Проблема в том, что технократический Кабмин как таковой в принципе невозможен в Украине, потому что политический кризис можно решить только через консенсус политических сил, то есть они должны как-то договориться. А вот результаты этих договоренностей как раз и закрепляют через квотный принцип закрепления должностей в Кабмине. Поэтому этот квотный принцип, который у нас называется политическим Кабмином, его избежать невозможно. Тут, конечно, политики мало. Это такой бизнес в политике. Но вот как раз из-за этого принципа любое технократическое правительство не работает. Оно могло бы существовать в виде какого-то временного, переходного, до следующих парламентских выборов, в смысле внеочередных. Но позиция основных переговорщиков известна. Никто не хочет перевыборов, поэтому такой временный технократический Кабмин тоже невозможен. Неважно, кто там будет стоять во главе. Отсюда формулировка, что технократический Кабмин во главе, например, с Яресько - это в некотором смысле манипуляция.

Это первая история. А есть еще вторая история, связанная с тем, что, как говорят народные депутаты, у Гройсмана больше шансов возглавить Кабмин, чем у Наталии Яресько.

С назначением Гройсмана в плане программ деятельности Кабмина особо ничего не изменится (по содержательной части политического процесса). Единственное, опять все упирается в политическую стабилизацию, в этот квотный принцип. Просто происходит такое более ощутимое перераспределение властных полномочий и в сторону президента. Может быть, это можно померять как раз существующими рейтингами. Яценюк исчерпал свой политический ресурс такой общественной поддержки. Соответственно, его квота в Кабмине должна сократиться. Хотя, насколько известно на сегодняшний день, у него остается достаточно большая доля в этом пироге.

Многие политики так и говорят, что у нас по факту действительно президентская республика или президентско-парламентская. Роль парламента все-таки очень сузилась в последние годы. Это связано не только с Петром Порошенко. Роль парламента уменьшалась еще при Януковиче. Это, соответственно, последствия. С точки зрения управления страной - это нормально. Потому что антикризисное управление предполагает, что все полномочия, вся ответственность должна быть сконцентрирована в одних руках для того, чтобы можно было более эффективно и оперативно реагировать на угрозы, изменения и так далее.

Но есть проблема. Президент формально не хочет признавать то, что полную ответственность несет он. Потому что это такая радиоактивная ответственность. Она постепенно съедает рейтинги, поскольку есть ожидания общества: реформы не происходят, экономическая ситуация усложняется, проблемы не решаются. И когда исчерпался рейтинг у Яценюка, он начал потихоньку исчерпываться и у президента. Поэтому формально никто не будет говорить, что берет ответственность на себя. А вот неформально по тому Кабмину, который будет сформирован, можно будет понять, что все потихоньку переходит в руки президента.

Останется ли Яресько в новом составе Кабмина, если не станет премьером, пока не очень ясно. В последние дни уже появились в СМИ возможные расклады по новому Кабмину, и Яресько начала потихоньку пропадать из этих пасьянсов. Однако Яресько - основной переговорщик с МВФ. А это очень важное направление. Есть точка зрения, что, если она не останется министром финансов, ее могут назначить каким-нибудь вице-премьером. Да, есть политические проблемы. Например, есть претензии к ней от "Народного фронта". Но роль Яресько в этом процессе с МВФ технически очень важна, поэтому она может остаться. Тем не менее пока тяжело сказать, как будет в итоге. Это все результат политических договоренностей.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация