Серая зона: Москва не отпускает никого

Серая зона: Москва не отпускает никого

Фото: ТСН.ua

Молдова — пример того, что может получиться, если оставить постсоветскую страну наедине с имперскими амбициями Кремля.

Война — путь обмана, говорил еще в шестом веке до нашей эры китайский стратег Сунь-Цзы. С тех пор методы порабощения чужой земли не изменились, просто изобрели телевидение и Интернет. Использование этих средств на территории противника гораздо дешевле традиционных военных действий, неудивительно, что единожды освоив эту тактику, Россия применяет ее по всем границам постсоветского пространства, в частности, в странах Балтии, Грузии, Украине, Молдове. Кто умеет вести войну — знали тысячи лет назад китайцы — покоряет чужую армию даже не сражаясь.

Кишинев еще не назначил точную дату парламентских выборов, которые должны состояться в конце этой осени, однако уже начинает готовиться к серьезной схватке. Представитель проевропейского правительства, госсекретарь в области оборонной политики и международного сотрудничества при Минообороны Молдовы Думитру Минзарари сейчас пытается убедить аналитиков в "Атлантическом совете" и остальных собеседников в Соединенных Штатах в том, что его стране жизненно нужна немедленная военная помощь.

В начале девяностых западные демократические институты были слишком заняты дружбой с новым, якобы стремящимся к демократии государством-правонаследником Советского Союза. Поэтому никто не стал вникать в подробности Приднестровского конфликта, принимая навязанную Россией терминологию: "гражданская война", "притеснения национальных меньшинств". Никто не заострял внимания на танках 14-й российской армии — главном аргументе, склонившем Кишинев к переговорам. Гибридное непризнанное квазигосударство Приднестровье — веревка, которой Россия связала Молдове руки, которая сковывает любое внешнее решение, постоянно давит на экономику государства и продолжает оставаться военной угрозой.

Кишинев еще не назначил точную дату парламентских выборов, которые должны состояться в конце этой осени, однако уже начинает готовиться к серьезной схватке

Это тот самый сценарий, который Кремль безуспешно пытается навязать Украине: широкая автономия ОРДЛО и российские миротворцы. Киев решительно отвергает такие перспективы при полной поддержке Соединенных Штатов и Евросоюза. Молдова — пример для всех, демонстрирующий, что может получиться, если оставить постсоветскую страну наедине с имперскими амбициями Кремля. Еще до Путина, в 1999 году, тогдашний премьер-министр России Евгений Примаков делился со своим американским собеседником, главой двух миссий ОБСЕ в Молдове Уильямом Хиллом, желанием нарастить до максимума российское влияние на Кишинев.

Даже раньше, в середине девяностых, поработав директором по региональным вопросам в Ближневосточном бюро, бывший посол США в Украине Джон Хербст неоднократно убеждал Госдепартамент и конгрессменов: Россия только выглядит демократизирующейся с точки зрения реформ, политики, разоружения. Однако относительно своих соседей она проводит исключительно имперскую политику. "Люди вроде меня указывали на нее неоднократно, — вспоминает теперь Хербст, — но те, кто выстраивал политический курс США, слишком радовались хорошим отношениям с Москвой, чтобы это замечать".

Влияние на Молдову, разумеется, заключается не только в присутствии военного контингента по другую сторону реки в самопровозглашенной Приднестровской Молдавской Республике, застрявшей на выходе из Советского Союза, а теперь срочно обзаводящейся украинскими или молдавскими паспортами после того, как Европа пустила их граждан ездить к себе без виз. Речь еще и о культурном, языковом, информационном пространстве, которое Молдова до сих пор делит с Россией.

В январе молдавский парламент утвердил закон о борьбе с иностранной пропагандой, де-факто запрещающий российские новости. Что, во-первых, вызвало крайне негативную реакцию как в Брюсселе, так и в Вашингтоне, считающих, что демократическая страна обязана реагировать на вызовы по-другому, не ущемляя свободы прессы. А, во-вторых, пока что не принесло особых результатов. В гостиницах Кишинева по-прежнему ретранслируют российское телевидение — этим занимается один из местных каналов, принадлежащих лидеру правящей прозападной партии олигарху Владимиру Плахотнюку. Даже в мультфильмах, на которых подрастает будущий молдавский электорат, животные боятся, что на них нападут американцы, что и говорить о фильмах, прочих развлекательных передачах и тех же новостях.

Никто не сомневается, что к осени, ближе к выборам, все российские средства массового промывания мозгов заработают на полную. Согласно последним рейтингам, население Молдовы делится примерно на две равные группы симпатиков России и Запада, разница между ними составляет пару процентов и в любой момент может поменяться. Именно поэтому телевизор для молдаван — по-прежнему ему верящих — страшное оружие. А молодое поколение вовсю обрабатывают в "Одноклассниках" и "ВКонтакте" десятки молдавских антинатовских, антиевропейских и антиамериканских групп. Заставить разочарованный коррупцией и отсутствием реформ электорат правильно проголосовать, а потом отменить решение об ассоциации с Евросоюзом правильным парламентом гораздо дешевле, чем завоевывать Молдову снаружи. И в смысле военных затрат, и в смысле последующих за этим санкций.

Никто не сомневается, что к осени, ближе к выборам, все российские средства массового промывания мозгов заработают в Молдове на полную

Тем не менее, на военные затраты Россия тоже идет. Сразу после войны с Грузией в 2008 году в Приднестровье начали наблюдать повышенную военную активность. В очередной раз нарушая принципы ООН о невовлеченности в решение конфликта заинтересованной стороны, российские солдаты, которые по природе своей вообще не имеют права там находиться, начинают обучать местных. Этих учений становится больше с каждым годом, особенно в 2014-м, после начала войны с Украиной. А в прошлом году их насчитали рекордное количество — порядка трехсот.

По сути, каждый рабочий день в Приднестровье проходила та или иная тренировка. Небольшими группами по паре взводов отрабатывали, например, форсирование реки, обучали снайперов и спецназ. Некоторые аналитики полагают, что таким образом Путин просто пугает Кишинев, однако ужастик получается непропорционально дорогим: для имитации военной активности достаточно было бы двух-трех учений в год. "Представьте себе, что вы живете в Южной Корее, — обращается ко всем, готовым его слушать, выпускник вашингтонского университета, сам социолог по образованию Минзарари, — и наблюдаете за тем, как Северная Корея ежедневно отрабатывает маневры рядом с 38-й параллелью".

Вашингтон слушает его скептически. На примере отношения к молдавскому правительству Украине есть чему поучиться: от коррупционных скандалов устали не только сами молдаване, но и все внешние партнеры, девять лет кормившие страну щедрыми ассигнованиями. За это время из казны через оффшоры выкачали миллиарды долларов. В 2015 году это привело к массовым протестам, под парламентом жгли костры, врывались внутрь. Немедленно образовался и протест социалистов, сторонников России и президента Додона, чьи полномочия в парламентской республике Молдове весьма декоративны. Задержать бывшего премьера и отправить в отставку нынешнего не помогло, люди разошлись через несколько месяцев, добившись первых в истории страны всенародных президентских выборов.

"Гораздо большей опасностью, чем прямая или непрямая, военная или гибридная угроза России, — говорит Уильям Хилл на одной из многочисленных панелей в Вашингтоне, посвящённых влиянию Кремля на чужие выборы, — кажется мне провал молдавских политиков, не оправдавших надежд своего народа. Это не русские сейчас сидят и голосуют в парламенте Молдовы, принимают те или иные законы, не проводят тех или иных реформ. Особенно после 2014 года, когда Украина фактически заблокировала российские войска в Приднестровье, отказавшись пропускать их по своей территории. Разочарование населения — гораздо большая опасность, чем все, на что способны русские. Люди теперь могут склониться в сторону пророссийских сил просто потому, что прозападные не справились".

На примере отношения к молдавскому правительству Украине есть чему поучиться: от коррупционных скандалов устали не только сами молдаване, но и все внешние партнеры

Об инфантильности молдавских политиков упоминает и Джон Хербст, который присутствовал в Кишеневе на недавней встрече троих спикеров — молдавского, украинского и грузинского — с европейскими парламентариями с целью обсудить общего для троих стран врага и общие проблемы. Это была инициатива Адриана Канду и правящей "Демократической партии Молдовы", контролируемой олигархом Плахотнюком. Но представители других демократических сил возможностью подключиться к международному политическому диалогу не воспользовались, жалуясь вместо этого, что мероприятие используется Плахотнюком для зарабатывания себе политических баллов.

"И они несомненно были правы, однако в этой ситуации обе оставшиеся за бортом крупные партии должны были прийти на мероприятие, устроенное в интересах страны, высказать там свою точку зрения. Неспособность это сделать указывает на политическую незрелость, аналогичные проблемы мы наблюдаем в Грузии и Украине. Соединенные Штаты тоже все это проходили, просто в 1790-х, когда Джефферсон и Адамс дрались за революционных друзей. Всем приходится взрослеть, и Молдове лучше бы сделать это поскорее", — подтверждает Хербст.

Тест на совершеннолетие молдавским политикам придется сдавать уже этой осенью — выборы покажут, способны ли проевропейские силы объединиться в один блок, чтобы не отрывать друг у друга голоса в ситуации практически равной поддержки двух кардинально противоположных курсов. Однако уже сейчас, более чем за полгода, можно смело предполагать: как бы ни закончились выборы в Молдове, их результат утонет в заявлениях о фальсификациях. Если, несмотря на все свои инвестиции в средства массовой пропаганды, будь то образовательные курсы, кружки, телевидение или социальные сети, России не удастся выбрать себе в Молдове правильный парламент — у нее всегда остаеся "украинский сценарий".

Сперва массовые протесты под предлогом несогласия с выборами, потом — новые "народные республики", например, Гагаузская (в 2014 году сепаратисты уже угрожали провозгласить независимость Гагаузской автономии, если Кишинев подпишет Соглашение об ассоциации с ЕС, но обошлось). А пятнадцать тысяч тренированных военных из Приднестровья — хорошее средство для отвлечения молдавских силовиков на себя, когда это понадобится.

"Главная проблема Запада в том, — констатирует Хербст, дипломат с многолетним стажем, — что политики до сих пор не понимают: это общая, одна и та же проблема — ситуация в Молдове, Нагорном Карабахе, Грузии, Украине. Это огромный вызов безопасности в так называемой серой зоне — пространстве, которое находится между НАТО и Евросоюзом на западе и Россией на востоке, уверенной, что имеет полное право единолично принимать решения о внешней и внутренней политике своих ближайших соседей".

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация