Пустая корона

Пустая корона

Фото: Reuters

Гройсман оказался крепким орешком для Порошенко, но вряд ли проявит себя бунтарем. Все будет по-прежнему.

До чего же красиво уходил Яценюк! Лаконичная двухминутная речь – "Дякую моїм опонентам та ворогам, що зробили мене сильнішим!" – и с гордо поднятой головой через весь зал, к выходу, под аплодисменты депутатов "Народного фронта". Если вы видели "Железную леди", то вспомните сцену, как Маргарет Тэтчер покидала правительство. Яценюк как будто скопировал ее, разве что однопартийцы не бросали розы ему под ноги. У президента была заготовлена речь, в который были слова благодарности персонально Яценюку и членам его правительства. Но те, кому эти слова были адресованы, покинули зал вместе с бывшим премьер-министром. И Порошенко пришлось благодарить их удаляющиеся спины. В правительственной ложе остались лишь те, кто был назначен по квоте президента и его партии.

Хотя одним только "спасибо" президент отнюдь не ограничился. Он припомнил Кабмину Яценюка и регуляторную гильотину, которую слишком долго "заряжал" бывший министр экономики Абромавичус. И инвестиционный климат, который оставался для бизнеса климатом холодной тундры. Не забыл подпустить шпильку и отказавшемуся возглавить правительство Андрею Садовому, которому были адресованы слова о том, что "взяти і зробити, виявляється, не так просто". Ни слова о коррупционном скандале вокруг близкого ему депутата БПП Кононенко, с которого началась активная фаза политического кризиса, ни о саботаже Генпрокуратуры под руководством Шокина, взбесившем как украинскую общественность, так и "вашингтонский обком", Порошенко не произнес. Со слов президента выходило, что виной всему кто угодно, но не он и не его приближенные.

Представляя своего кандидата в премьеры, которым после яростных торгов согласился стать все тот же Владимир Гройсман, Порошенко назвал его "политиком нового типа" и попросил депутатов поддержать выдвиженца. Однако, договорив, президент тут же покинул зал, и его примеру последовали оставшиеся министры старого кабинета. Пока Гройсман выступал со своей "тронной речью", президентское кресло пустовало. Порошенко вернулся только после голосования, вручил новоиспеченному главе правительства ритуальный букет роз, холодно похлопал по плечу, обойдясь на этот раз без обычных объятий и улыбок, и удалился.

Что именно испортило отношения президента и премьера, видела вся страна. Гройсман, которого большинство считало предсказуемым и послушным солдатом партии, которым Порошенко будет легко управлять, неожиданно показал хватку настоящего дельца. Он встал на дыбы, не желая видеть в своем правительстве "око" президента Виталия Ковальчука, с которым у него напряженные отношения и, как говорят, которого он побаивается как умного и хитрого политика, способного его переиграть. Этот раунд схватки Гройсман выиграл, стороны сошлись на назначении первым вице вполне нейтрального Степана Кубива, который заодно будет и министром экономики.

Гройсман ставил условия и готов был хлопнуть дверью, если в новом Кабмине не будет должностей для его земляков и друзей. Именно так получил должность вице-премьера его винницкий сподвижник Владимир Кистион, долгие годы шедший с Гройсманом рука об руку. Владимир Борисович хотел видеть Кистиона вице-премьером или министром по вопросам АТО и переселенцев. Ожидается, что в этой сфере вскоре появится немалое финансирование. Результатом торгов стал компромисс: вместо вице-премьера по вопросам переселенцев было решено создать министерство, которое возглавил выдвиженец БПП Вадим Черныш, а Кистион был назначен вице-премьером по пока не ясным вопросам. Крыло друзей Гройсмана в новом Кабмине также представляет министр соцполитики Андрей Рева, бывший его заместителем в бытность мэром Винницы и министр Кабинета министров, киевлянин Александр Саенко.

В результате Гройсман получил меньше, чем хотел, но больше, чем ему собирались предложить. Надо же, Петр Алексеевич столкнулся с земляком еще более жадным, чем он сам, - шутили журналисты в парламентских кулуарах.

"Народный фронт" в новом правительстве представлен сохранившими свои посты Арсеном Аваковым (МВД) и Павлом Петренко (Минюст). По квоте НФ министром инфраструктуры стал бывший заместитель Андрея Пивоварского Владимир Омелян. Это чуть ли не единственное назначение, с восторгом воспринятое "партией фейсбука", поскольку за время работы в министерстве Омелян зарекомендовал себя как человек, решительно настроенный на реформы. Со сдержанным оптимизмом общественное мнение приняло назначение Лилии Гриневич министром образования и Остапа Семерака министром экологии. Последний честно признался, что никакого отношения к сфере охраны окружающей среды не имеет, однако репутация, заработанная им благодаря активной работе в евроинтеграционном комитете ВР, обеспечила вполне благожелательную оценку этого назначения. А вот новость о назначении "вечного комсомольца" Вячеслава Кириленко вице-премьером по гуманитарным вопросам приняли куда прохладнее.

Министром молодежи и спорта остался Игорь Жданов, который отказался покидать свое кресло, когда "Батькивщина" пыталась его отозвать как назначенца по своей квоте.

Большую часть кресел в правительстве, впрочем, заняли люди президента и его партии. Среди них общественное одобрение вызвало назначение вице-премьером по вопросам евроинтеграции Иванны Климпуш-Цинцадзе, бывшей в парламенте первым замом главы комитета по иностранным делам.

А вот остальные выдвиженцы президентской силы восторгов не снискали. Министром энергетики после ожесточенных споров стал нардеп - бодибилдер Игорь Насалик. Министром агрополитики - бизнесмен с неоднозначной репутацией Тарас Кутовый. Министром финансов – Александр Данилюк, имеющий с одной стороны степень МВА Индианского университета в США и опыт работы в лондонском офисе престижной компании McKinsey, а с другой – парочку скелетов в шкафу в виде двух офшорных компаний. Наталия Энн Яресько, которую называли одним из самых эффективных членов правительства и то собирались оставить во главе Минфина, то даже якобы рассматривали в качестве премьер-министра, в новый Кабмин вообще не вернулась. Министром информационной политики остался Юрий Стець, чью эффективность многие ставили под сомнение еще по работе в прошлом составе Кабмина. На пост министра культуры вернулся Евгений Нищук. 

Не нашлось приемлемой кандидатуры лишь на пост министра здравоохранения. О процветающей там махровой коррупции говорили возглавлявшие его ранее Олег Мусий и Александр Квиташвили. Однако положить ей конец оба так и не смогли. По слухам, работу обоих министров блокировали заместители, курировавшие наиболее "жирные" сферы деятельности министерства. Избавиться от них не вышло, поскольку заместители пилили не для себя лично, а были ставленниками с самого верха. На должность министра здравоохранения, по сведениям депутата от БПП Мушака, было 15 кандидатов. Но все они отказались. Не исключено, что отказались именно потому, что служить громоотводом для чужих схем казнокрадства желающих не нашлось. Так что именно эти заместители будут руководить министерством так долго, как решат наверху.

Так или иначе, появление нового правительства многие восприняли с явным облегчением. Лучше ужасный конец, чем ужас без конца – вздыхал один из депутатов. На поверхности – конец очередной скандальной эпопеи и надежда на то, что перезагрузка власти подтолкнет застрявшую колымагу украинских реформ. Тем более что Владимир Гройсман предусмотрительно настоял на утверждении парламентом программы правительства прямо в день своего назначения. Этот в общем-то формальный документ важен тем, что дает новому Кабинету целый год иммунитета, в течение которого депутаты не могут инициировать вопрос о его отставке.

В то же время лишь немногие оптимисты ждут от правительства Гройсмана прорывов и реформ. Сам принцип формирования правительства – усаживание в министерские кресла своих людей через ожесточенный торг – не дает оснований ожидать от нового Кабмина особых достижений.

В этом составе Кабинета больше нет иностранцев, которых, в силу непривычного нам культурного кода, способно шокировать и возмутить нагловато-беспардонное заявление очередного пильщика "я от Кононенко".

Развал дела "бриллиантовых прокуроров", крайне неохотное, вымученное увольнение Виктора Шокина с поста генпрокурора – яркие маркеры отсутствия воли и желания президента и его присных не на словах, а на деле положить конец коррупционным схемам "любых друзив". Правило – "друзьям – все, врагам – закон" оказалось гораздо ближе новой украинской власти, чем впустую процитированное Порошенко "посади трех друзей". Это сигнал – все будет по-прежнему. Бунтовщики вроде Сакварелидзе и Касько уволены и будут ходить на допросы. Остальные станут играть по старым правилам.

Это в полной мере касается и работы правительства. Точечные улучшения, которых, ломая сопротивление коррумпированной и неповоротливой бюрократической системы, добились и готовы добиваться дальше немногочисленные реформаторы в разных министерствах, заслуживают уважения. Но вряд ли эти люди смогут существенно повлиять на общую картину. Гройсман оказался крепким орешком для Порошенко, но вряд ли проявит себя пассионарием и бунтарем.

"Я вам покажу, що таке справжнє управління державою"! - воскликнул в запале Владимир Гройсман в день своего назначения в парламенте. "Ага, ну покажи, покажи"… – скептически откомментировал это самонадеянное заявление кто-то за моей спиной.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация