Популисты и глобалисты: 1:0

Популисты и глобалисты: 1:0

Фото: ТСН.ua

Как Венгрия прокладывает путь нелиберальным демократиям.

Спустя четырнадцать лет после вступления Венгрии в Европейский союз — значимое и радостное событие для народа, избавившегося от коммунистического наследия, — наметившееся отступление страны от общих для всего ЕС принципов свободы и демократии не может не вызывать тревоги и опасений, особенно в отношении тех государств, которые готовы брать с Венгрии пример.

8 апреля венгры в третий раз избрали Виктора Орбана своим премьер-министром. Несмотря на рекордную явку (в этом году к урнам для голосования пришли около 70% избирателей), Орбану и его правой партии "Фидес" удалось набрать 67% голосов и получить 133 из 199 мест в парламенте Венгрии. Такое уверенное преимущество позволяет этому политику, который начинает выглядеть практически безальтернативным, проводить конституционные изменения по собственной воле, без поддержки оппозиции, и всеми доступными способами укреплять свою власть.

Орбан, автор термина "нелиберальная демократия" провел последние восемь лет в премьерском кабинете, последовательно и все более уверенно проводя авторитарно-популистскую политику. Он мастерски внедрил целый ряд мер, позволивших ему демонтировать конституционную демократию в Венгрии: ограничил права мигрантов, урезал свободу прессы и, наконец, изменил конституцию страны.

Наметившееся отступление страны от общих для всего ЕС принципов свободы и демократии не может не вызывать тревоги и опасений

В 2011 году Орбан воспользовался безусловным большинством голосов, набранных его партией, чтобы перекроить избирательную карту страны и затруднить любые победы оппозиции в будущем. В прошлом году в одночасье была закрыта одна из крупнейших венгерских газет. Впоследствии ее перепродали проорбановской компании, и это лишь один из примеров "кумовского капитализма", созданного в Венгрии. В 2015 году, на пике мигрантского кризиса, захлестнувшего Европу, правительство Орбана возвело стену на южной границе, чтобы не впустить беженцев в страну и "сохранить этническую чистоту".

Хотя Венгрия хвалится тем, что приняла у себя меньше всего мигрантов, из 28 стран-членов ЕС, тем не менее, вся прошлая избирательная кампания Орбана была сфокусирована именно на этой теме. Он умело играл на страхах и ксенофобии публики, которая принимала его идеи с восторгом.

За два дня до выборов, выступая в Секешфехерваре (город на северо-западе Венгрии), на митинге, завершавшем избирательную кампанию, Орбан заявил: "На кону стоит безопасность государства, поэтому мы обязаны защищать свои границы… миграция — это ржавчина, которая медленно, но верно будет разъедать страну. Она погубит нашу экономику… станет физической угрозой… потом проникнет в нашу культуру".

На протяжении нескольких месяцев по всей стране были развешаны пропагандистские плакаты "Фидеса" "стоп" на фоне мигрантов, пытающихся перебраться через границу. Джордж Сорос, еврейский финансист и филантроп, уроженец Венгрии, основатель фонда "Открытое общество" и сторонник открытых европейских границ, подвергся оскорблениям в ходе кампании Орбана, который утверждал, что его идеи противоречат христианским и исконно венгерским ценностям.

Чтобы нанести удар по финансовым интересам Сороса, правительство Орбана приняло закон, обязывающий все общественные организации раскрывать данные о финансировании, получаемом из-за рубежа. 9 апреля, на следующий день после выборов, правительство объявило о принятии другого закона, на основании которого можно будет закрывать общественные организации, действующие в защиту мигрантов.

В риторике Орбана нет ничего нового. За последние годы по всему миру мы можем наблюдать торжество популизма — от "Брекзита" и от победы Дональда Трампа до результатов недавних выборов в Чехии. Все это приметы глобального сдвига в геополитической динамике.

Орбан мастерски внедрил целый ряд мер, позволивших ему демонтировать конституционную демократию в Венгрии

Есть лишь один момент, представляющий действительный интерес, — это каким образом, медленно, но неуклонно Орбан из либерального диссидента превратился в крайне правого автократа. Многих искренне удивляет тот факт, что Орбан, которого с полным правом можно называть сейчас одним из младших братьев Владимира Путина, некогда считался едва ли не иконой западной модели демократии.

Создав свой Альянс молодых демократов в 1988 году (тот самый, который впоследствии станет основой политической партии "Фидес") Орбан в 1998 году пришел к власти. Он был избран премьер-министром и возглавил консервативную коалицию. И только к 2010 году, когда он вновь вернулся на эту должность после двух последовательных поражений, Орбан начал проявлять себя как антилиберал. Подобно многим другим популистам, он набирал себе сторонников, обещая излечить экономику от последствия всемирного кризиса 2008 года.

Перенесемся в 2018 год: невзирая на рекордно высокую явку и некоторые предшествующие неудачи "Фидеса" (например, сокрушительное поражение на выборах мэра в городе Ходмезёвашархей), внушавшие надежду на иной исход, Орбан был избран подавляющим большинством голосов и в третий раз подряд стал премьером.

Утром 9 апреля более половины населения страны ощутили себя обманутыми, однако отсутствие единства в рядах оппозиции и все те меры, которые Орбан предпринимал на протяжении восьми лет для упрочения своей власти, проложили партии "Фидес" путь к победе. Раздробленной оппозиции, состоящей из 39 партий, предстоит за ближайшие четыре года научиться работать согласованно и стоять друг за друга, если они всерьез хотят дать бой Союзу молодых демократов.

Победа Орбана имеет важное значение по ряду причин.

Для Венгрии она предвещает еще четыре года жизни при авторитаризме, который чем дальше, тем меньше напоминает демократию — в свое время создавшую условия для вступления страны в ЕС и в НАТО.

Для Венгрии победа Орбана предвещает еще четыре года жизни при авторитаризме

Для Брюсселя и Вашингтона это — реальная угроза. Режим Орбана, которому не сумели вовремя и адекватно дать оценку Соединенные Штаты и Евросоюз, теперь способен поставить под сомнение их позицию как мировых лидеров, продвигающих демократические ценности.

В области глобальной геополитики мы можем говорить об очередной победе популизма. Последние события ясно демонстрируют, что эта тенденция и не думает идти на спад.

Что же касается западных демократий, для них все происходящее должно стать стимулом к объединенным действиям для защиты и отстаивания демократических ценностей — тех самых, которые в свое время объединили эти государства и принесли им мир, свободу и процветание.

Читайте текст оригинала на the Atlantic Council

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация