Парад суверенитетов. Как российские регионы вспомнили про свои полномочия

Регионы уже хотят от Москвы не новых дотаций, а возвращения отнятых налогов — возвращения не денег, а самостоятельности.

По сравнению с полной покорностью региональных властей в предыдущие 10–12 лет в России разгулялся настоящий парад суверенитетов. Губернаторы и депутаты, не стесняясь, ставят перед Москвой политические и экономические вопросы. Это раньше вертикаль власти перераспределяла в пользу центра налоги, перекраивала под себя избирательное и партийное законодательство, сковывала местные влиятельные группы дисциплиной "Единой России", отменяла выборы губернаторов и мэров — все это покорно сносили, — пишет Андрей Перцев в колонке для Московского центра Карнеги.

Сейчас региональные власти не готовы мириться с новой экономической и политической экспансией Москвы. Они требуют не денег, они требуют самостоятельности и ссылаются на мнение народа. Регионы вспомнили, что Россия — федеративное государство.

ПРИНУЖДЕНИЕ НЕВОВРЕМЯ

На этом фоне центр пытается подвергнуть запоздалой централизации Татарстан — регион со своей особой схемой взаимодействия с центром, обладавший большей автономией по сравнению с другими субъектами, вплоть до международных контактов. Республика до лета этого года имела федеративный договор с Москвой, который Кремль отказался продлевать. Влиятельные фигуры региональной политики, в том числе спикер местного Госсовета, не раз заявляли, что жители хотят продления договора и рассчитывают на реакцию Владимира Путина.

"К сожалению или, может быть, к счастью, у нас в Конституции есть статья 123. В ней прописано, что первая статья, где записано, что мы обладаем суверенитетом в рамках делегированных полномочий и договора РФ и РТ, не может меняться парламентом, а только на референдуме", — указал спикер Госсовета Фарид Мухаметшин.

Центр на диалог не пошел — Татарстану не ответил ни президент, ни премьер, ни даже спикер Госдумы или Совета Федерации. В будущем договору отказал первый замглавы президентской администрации Сергей Кириенко, это местные элиты очень обидело. О продлении договора и недовольстве действиями Москвы статусные местные политики продолжают говорить до сих пор.

Центр тем не менее продолжает наступление. Владимир Путин поручил проверить, добровольно ли изучаются национальные языки в школах национальных республик. В Татарстане татарский язык прописан в конституции региона в качестве второго государственного. Например, президент (республика — единственный субъект РФ, где должность руководителя называется "президент") должен обязательно владеть им. Прокуратура начала рьяно исполнять поручение Путина и требовать перевода татарского языка из обязательных в факультативные предметы. Директора школ силовиков испугались, за них вступился президент Татарстана Рустам Минниханов.

[Регионы] требуют не денег, они требуют самостоятельности и ссылаются на мнение народа. Регионы вспомнили, что Россия – федеративное государство

"Мы зашли чересчур далеко. Мы вернулись в 90-е годы. Как можно было сделать так, чтобы общество разделить, когда у нас никаких вопросов по межнациональным отношениям не было? К директорам школ так относиться нельзя. Завтра я должен с ними организовывать выборы. Или это специально так делается, чтобы в Татарстане было плохо по отношению к нашему президенту Владимиру Путину?" — возмутился Минниханов на сессии Госсовета.

Так откровенно и прямо главы регионов давно не выступали. Тем более не делали намеков на роль учителей в организации выборов.

НАЛОГИ И СБОРЫ

Дух времени чувствуют и в других субъектах. Губернатор Мурманской области Марина Ковтун, чья фамилия фигурировала в списках на отставку, по примеру Амана Тулеева открыто обвинила местных силовиков в давлении и сохранила пост. Более того, с ней встретился Владимир Путин и пообещал поддержку региональным проектам.

Депутаты Хакасии и осудили силовиков, и попросили у правительства и Госдумы финансовой поддержки в общем размере 28,2 млрд рублей. Парламентарии поминают, что центр перераспределил долю в сборе налогов в свою пользу, и хотят, чтобы потери им вернули.

Новосибирские парламентарии обратились к центру с предложением полностью вернуть региону акцизный сбор на топливо — ранее бюджеты субъектов получали 100% этого налога, сейчас около 60%.

Сахалинское заксобрание не устроило перераспределение доходов от нефтедобычи в рамках "Соглашения о разделе продукции". Раньше области доставалось 75%, а Москве 25%, но в новом проекте федерального бюджета планировалось, что доли будут распределяться наоборот. Парламент области воспользовался подзабытым многими правом оставить отрицательный отзыв.

ЭТО ПУТИН ВИНОВАТ

Регионы подают голос. К этому привела и бюджетная политика федерального центра, и новые веяния в назначении варягов. Если раньше майские указы были священной коровой, а главы регионов покорно отчитывались об их формальном выполнении (даже если исполнение требовало урезания других расходов и залезания в долги), то теперь депутаты, а где-то и губернаторы прямо говорят: на ваши игрушки денег нет, мы уже не держимся. За этим утверждением маячит продолжение: а скоро не удержитесь и вы.

У нынешнего парада суверенитетов есть важная особенность — в большинстве случаев местные власти ссылаются на мнение населения или ухудшение его положения. Они мягко напоминают Москве: Россия — по закону федерация, а губернаторы и депутаты имеют немало прав, которыми до этого не пользовались. Наконец, население имеет право диктовать власти свое мнение — на референдуме или даже опросе, а та должна его учитывать.

Теперь депутаты, а где-то и губернаторы прямо говорят: на ваши игрушки денег нет, мы уже не держимся. За этим утверждением маячит продолжение: а скоро не удержитесь и вы

Пока региональное руководство демонстрирует только то, что "вспомнило" про свои полномочия, и размышляет, пользоваться ли ими. Ссылки на мнение населения тоже симптоматичны. Центр столько лет глушил высказывания "хватит кормить Москву", недовольство уходом денег из регионов копилось так долго, что теперь в руках региональных депутатов и умных губернаторов появился инструмент манипуляции Кремлем. О многом говорит и момент, когда регионы заявили о своих правах: через несколько месяцев в России будут президентские выборы.

Региональные депутаты находятся ближе к земле и знают о настроениях избирателей побольше официальных соцопросов. У сильной и популярной власти многого не потребуешь, зато власти, которая начинает терять опору, можно предъявлять требования: вы точно знаете мнение населения? А мы знаем, и оно не в вашу пользу. Президент Татарстана прямо говорит: нам еще "организовывать выборы", подумайте и отстаньте.

Это "организовывать выборы" сквозит и в других обращениях. Это путинские майские указы рискуют оказаться невыполненными предвыборными обещаниями, это Путин поручил перераспределить налоги в пользу центра, это Путин назначил губернатора, который не хочет прислушиваться к мнению жителей. Это путинские силовики треплют местных чиновников и депутатов, а уж если они треплют власть имущих, то что говорить о простых гражданах.

Все эти слова уже наполовину сказаны, и регионы ждут послаблений из центра, иначе высказывания могут стать более прямыми. Нужно ли это президенту накануне выборов — вопрос риторический. Реакцию Москвы на парад суверенитетов трудно назвать адекватной: это можно видеть по Татарстану, где ситуация продолжает накаляться, хотя регион давал стабильно высокие проценты и партии власти, и Владимиру Путину.

В ответ на требования по перераспределению налогов регионы получают дотации либо бюджетные дешевые кредиты (но все равно это кредиты). Парад суверенитетов это вряд ли остановит: регионы усилиями Москвы начали озвучивать качественно новые требования. Им нужно не увеличение дотаций, как тому же Рамзану Кадырову, им нужно возвращение отнятых налогов, возвращение не денег, а самостоятельности.

Полную версию материала читайте на сайте Московского центра Карнеги

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Оставьте свой комментарий

Следующая публикация