Панихида по старому Голливуду

Панихида по старому Голливуду

Фото: ТСН.ua

Если бы на "Золотом глобусе" не улыбались, можно было бы решить, что идет трансляция с королевских похорон.

Хоронили старый Голливуд, порвали два баяна: ведущие и номинанты 75-того "Золотого глобуса" старательно сделали вид, что не имеют никакого отношения к традиционному унижению женщин на самой знаменитой кинофабрике планеты. А публика им старательно поверила.

ЛЮДИ В ЧЁРНОМ

Публичное звездное самобичевание начинается с красной дорожки. Самый расхожий вопрос: что вы сегодня надели? — вышел из тренда. Вместо этого спрашивают: почему. Шерон Стоун, Мэрил Стрип, Николь Кидман, Натали Портман, Анджелина Джоли, Мартин Макдонах, Рики Мартин, Мерайя Кэри, Наоми Кэмпбелл, Хайди Клум, Эмма Стоун, Эмма Уотсон, Уиллем Дефо и десятки других, менее известных нашему зрителю звезд появляются в чёрном. Скандал, выбивший из-под ног Голливуда многолетнюю и казалось незыблемую платформу корпоративного умалчивания, разгорелся прошлой осенью. Два десятка женщин обвинили одного из известнейших магнатов Голливуда Харви Вайнштейна в сексуальных домогательствах.

Продюсер большинства фильмов Тарантино и ряда оскароносных номинантов вроде "Король говорит" за несколько дней потерял членство в американской и британской киноакадемиях, против него возбудили криминальное дело и теперь за Золотым Глобусом он следит откуда-то из Аризоны, где, по утверждению юристов, лечится от сексуальной зависимости. За этим камешком с горы покатилась настоящая лавина — один за другим мужчины начали заявлять, что их в разное время совращал Кевин Спейси, звезда "Карточного домика". После чего сериал решили доснимать без главного героя.

В январе только в одном журнале “Hollywood Reporter” 7 репортеров занимаются расследованиями сексуальных домогательств в Голливуде — и каждый день каждый из них получает до десяти новых признаний. Десятки лет в киноиндустрии было принято молчать обо всех непристойных предложениях, потому что любой мельчайший скандал означал волчий билет, конец карьеры, с вещами на выход. Все взрослые люди делали это. В лучшем случае — закрывали глаза и уши, отворачивались, проходили мимо.

Но когда двадцать первый век грубо постучался на закрытую кухню Голливуда с криками "обыск, общественность требует", за дверями обнаружились десятки глубоко сожалеющих, недоумевающих, как же так получилось, звезд. Облачившись в более или менее откровенные, блестящие и элегантные фасоны раскаяния, они все так же лучезарно улыбаются с красной дорожки. Каждому, кто здесь сегодня оказался, повезло: лично их ещё никто ни в чем не обвинил. В чёрном — ведущие, в черном — десятки людей за их спинами, солидарное замалчивание сменилось солидарным же трауром. "Время пришло" — такие значки (12 долларов штука) заметны на лацканах многих мужчин, об этом говорят почти все, кто оказался в прямом эфире: время говорить об абьюзе в кино- и любой другой индустрии.

Если бы они не улыбались, можно было бы решить, что мы смотрим трансляцию с королевских похорон. Главное, не задаваться вопросом, где все они (за исключением активистов, появляться в сопровождении которых на красной дорожке так же модно, как и облачаться в чёрное) были год назад, полгода назад, да хотя бы четыре месяца назад — до тех пор, пока масштабы лавины не стали очевидны всем.

ЛЮДИ В БЕЛОМ

А лавина гремит уже далеко за пределами Голливуда: женщина за женщиной признаются в домогательствах на Капитолийском холме, где — в Конгрессе, в Сенате, в комитетах — по-прежнему сохранилась тёплая атмосфера конца восьмидесятых: зашла в лифт не с тем человеком, сама виновата. Голливудский хэштег #и_я (подвергалась/лся ситуативному, вербальному или физическому насилию), аналог украинского #я_не_боюсь_сказати — использовали миллионы раз в сотне стран.

Журнал Time называет людьми 2017 года сразу 61 человека — нарушивших тишину, заговоривших о недопустимом. Поэтому сегодняшняя церемония "Золотого глобуса" интересна не столько лауреатами, сколько — реакцией фабрики грёз, которая задаёт тон всему западному миру. Новые правила игры подхватывают не все — например, New York Times подписывает "Норман Лир и гостья" фотографию сценариста с Ритой Морено, лауреаткой Эмми, Грэмми, Оскара и Тони (главная театральная награда). Вероятно, в ближайшее время следует ждать редакционного извинения: ляп немедленно заметили и коллективно осудили коллеги.

Белому мужчине в Голливуде ещё никогда не было настолько нервно, — так начинает церемонию награждения комик Сет Майерс. И тут же нервно шутит по поводу того, почему церемонию награждения в этому году не ведёт женщина: понимаете, как их приглашали: вам нужно прийти в место, где соберутся самые влиятельные мужчины Голливуда, в гостиницу… вот поэтому в итоге приходится вести мне. Зал недоумевает: смеяться или нет, на всякий случай улыбается. Новый Голливуд все ещё мало чем, кроме дресс-кода, отличается от старого. Сглаживая неловкость, дальше Сэт шутит только о Трампе, а остальные шутки предоставляет досказывать из зала тем гостям, которые имеют на это моральное право, потому что они не белые гетеросексуальные мужчины.  

ЖЕНЩИНА В КРАСНОМ

Единственная женщина на сцене Глобуса, нарушившая черный дресс-код — глава жюри ассоциации иностранных журналистов Голливуда. Для индуски Мехер Татны красный символизирует ритуальную чистоту, платье она по собственному признанию выбирала вместе с матерью. На сцену Татна выходит объявить о двух грантах — каждый на миллион долларов — международному консорциуму журналистских расследований и комитету защиты журналистов. Однако Спилбергу, снявшему тенденционную, фирменно-пафосную драму "Пост" о борьбе американской газеты за правду, главной награды не обломилось — ему предпочли сказочную "Форму воды" Гильермо дель Торо.

В остальном выбор жюри немного предсказуем. "Корона" и "Игра престолов" оставлены позади антиутопией по мотивам романа Маргарет Этвуд "Рассказ служанки". Ее создатель Брюс Миллер благодарит всех людей, которые не допускают воплощения в реальность этой истории о религиозной диктатуре с женщинами в роли бесправных рабынь. Получает статуэтку и Элизабет Мосс за лучшую женскую роль в сериале.

Второй очевидный фаворит — мини-сериал "Большая маленькая ложь", взявшая, кроме главного приза — лучшую актрису (Николь Кидман) лучшего актера и актрису второго плана (Александр Скарсгард и Лора Дерн). Но по-настоящему в лучах славы искупался фильм "Три рекламных щита на выезде из Эббинга, штат Миссури" Мартина Макдонах (лучший фильм, лучшая актриса, лучший актёр второго плана, лучший сценарий), рассказывающий о противоборстве матери-одиночки, потерявшей дочь, с полицией родного города.

ПЯТЬДЕСЯТ ОТТЕНКОВ ОПРЫ

Специальная премия за вклад в кинематограф в этом году досталась Опре Уинфри. Ее речь — кульминация голливудского каминг-аута из эпохи молчания в какую-то новую, никто до конца ещё не понял, какую эпоху. Опра говорит о тысячах женщин, которым никогда не давали возможности высказаться, домохозяйках и военных, ученых и фермерах, а ещё о черной женщине Рейси Тейлор, изнасилованной и избитой в 1944 году по дороге с работы шестерыми белыми мужчинами — об этом недавно сняли документальное кино.

Фото: Reuters

Опра говорит, самое главное — правда. Зал, по которому стреляют камеры, украдкой роняет скупую слезу, соцсети в экстазе. Церемония из панихиды, на которую походила на красной дорожке, медленно превращается в протестантское религиозное служение, только вместо "Бог любит тебя", "Христос умер за тебя", "прими Господа в своём сердце" повторяются "абьюз", "харрасмент", "гендерное неравенство", "нарушение тишины", "женщины", "рассказывать истории". Никто лучше Опры не способен вербализовать ожидаемый нарратив и записать его в историю, в конце-концов в шоу и фильмах она занимается этим уже четверть века и именно этим заслужила свой "Глобус". Ведущий церемонии, кстати, предложил ей в следующий раз баллотироваться в президенты. В этой его шутке, как и в остальных, есть доля шутки.

ПЯТЬ РЕЖИССЕРОВ-МУЖЧИН

Голливуд учится не молчать на ходу: соцсети взорвал экспромт Натали Портмен, которая, объявляя лауреата премии "Лучшая режиссура" не преминула заменить, что все пятеро номинантов — мужчины. Как бы намекая на незаслуженно обойденную вниманием в такой исторический момент Грету Гервиг. Нашему зрителю это вряд ли покажется большой драмой, но сам факт того, что эти слова звучат со сцены, свидетельствует: по-прежнему и правда больше не будет.

Мир в прямом эфире получает новую установку. Точно так же, как раньше всех научили любить витамин С и сигареты Мальборо, точно так же, как пропагандировали идеальных домохозяек и американскую мечту. Новый Голливуд снова черно-белый. Это подчеркивает дресс-код, это подчеркивает немедленная реакция журналистов на любую промашку. Женщин, говорит новый Голливуд, обижать нельзя. Только попробуйте.

О том, что в последний раз женщина получала награду за режиссуру в 1984 году напомнила и Барбара Стрейзанд, объявляя лучший фильм. Собственно, тогда именно она и стала лауреатом.

Фото: Reuters

В общем-то, о том, чем нам запомнится 75-тая церемония "Золотого глобуса", ещё в самом начале хорошо сказал Сет Майерс: на дворе 2018 год, марихуана в Калифорнии разрешена, а сексуальные домогательства — больше нет. Через несколько дней объявят номинантов Оскара. Ждать их теперь все свидетели Нового Голливуда будут с большим нетерпением.

ЛАУРЕАТЫ ЗОЛОТОГО ГЛОБУСА 2018

КИНО

Лучший фильм (драма): Мартин Макдонах "Три рекламных щита на выезде из Эббинга, штат Миссури"

Лучший фильм (комедия/мюзикл): Грета Гервиг "Леди птица"

Лучшая режиссура: Гильермо дель Торо, "Форма воды"

Лучший актёр в драматическом фильме: Гэри Олдмен "Темные времена"

Лучшая актриса в драматическом фильме: Фрэнсис Макдормэнд "Три рекламных щита на выезде из Эббинга, штат Миссури"

Лучший актёр в комедии/мюзикле: Джеймс Франко, "Горе-творец"

Лучшая актриса в комедии/мюзикле: Сирша Ронан, "Леди птица"

Лучший актёр второго плана: Сэм Рокуэлл, "Три рекламных щита на выезде из Эббинга, штат Миссури"

Лучшая актриса второго плана: Эллисон Дженни "Я, Тоня"

Лучший сценарий: Мартин Макдонах "Три рекламных щита на выезде из Эббинга, штат Миссури"

Лучшая музыка к фильму: Александр Деспла "Форма воды"

Лучшая песня: "Это я" "Величайший шоумен" (прошлогодние победители "Ла-Ла-Лэнд")

Лучший анимационный фильм: "Коко"

Лучший фильм на иностранном языке: "На пределе"

СЕРИАЛЫ

Лучший сериал (драма): "Рассказ служанки"

Лучший сериал (комедия): "Удивительная миссис Майзел"

Лучший мини-сериал: "Большая маленькая ложь"

Лучший актёр в драматическом сериале: Стерлинг Браун, "Это мы" (первый чёрный актёр в этой номинации в истории)

Лучшая актриса в драматическом сериале: Элизабет Мосс, "Рассказ служанки"

Лучший актёр в комедийном сериале: Азиз Ансари "Мастер не на все руки"

Лучшая актриса в комедийном сериале: Рэйчел Броснахэн "Удивительная миссис Майзел"

Лучший актёр в мини-сериале: Юэн Макгрэгор "Фарго"

Лучшая актриса в мини-сериале: Николь Кидман, "Большая маленькая ложь"

Лучший актёр второго плана: Александр Скарсгард "Большая маленькая ложь"

Лучшая актриса второго плана: Лора Дерн "Большая маленькая ложь"

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ Сесила Б. Де Милля за вклад в кинематограф

Опра Уинфри (первая чёрная женщина в этой номинации в истории)

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Звезды пришли на премию "Золотой глобус" в черном, чтобы напомнить о проблеме насилия

Звезды пришли на премию "Золотой глобус" в черном, чтобы напомнить о проблеме насилия

Похожие темы:

Следующая публикация