Обновление правительства: Эстония как цифровое государство

Обновление правительства: Эстония как цифровое государство

Фото: ТСН.ua

Стране удалось добиться обновления системы управления, не жертвуя при этом благополучием граждан.

Когда эстонского президента Керсти Кальюлайд спросили о "посольствах данных", которые Эстония открывает за рубежом для хранения важнейшей информации, она ответила: "В технологии нет ничего особенного". В стране, известной своим стремительным продвижением в мир цифровых технологий, социальный прогресс идет рука об руку с техническими достижениями. Имеются в виду, однако, не только технические инновации, хотя никто не отрицает значимости современных ноу-хау.

По словам Кальюлайд, модель успешного государственного управления, взятая на вооружение Эстонией, была основана на процессах, происходящих в киберпространстве. Подлинного прорыва удалось достичь в тот момент, когда разработчики системы задались ключевым вопросом: на каких основных принципах должна строиться эффективная, действующая система.

В разговоре с Джимом Шутто, старшим корреспондентом CNN по вопросам обороны и государственной безопасности, состоявшемся 4 апреля в Атлантическом совете, президент Кальюлайд изложила свое футуристическое видение пути развития Эстонии: "Страна должна стать для людей чем-то вроде центральной станции — хаба. Я даю согласие на то, чтобы Эстония предоставляла мне социальные услуги, обучение… (и мне не нужен) эстонский почтовый адрес. Такое соглашение я заключаю с государством".

В стране, известной своим стремительным продвижением в мир цифровых технологий, социальный прогресс идет рука об руку с техническими достижениями

Для Эстонии технологии лишены мистического покрова, в них нет никакой загадки. Это инструмент, регулируемый социальными нормами и принципами. Посольства данных представляют интерес для эстонского правительства не только потому, что это высокотехнологичные инновации. С сугубо прагматичной точки зрения, удобно хранить важнейшую информацию в дружеской стране, готовой рассматривать зарубежные серверы как суверенную часть Эстонии. В прошлом году Эстония подписала двустороннее соглашение с Великим Герцогством Люксембургом, по которому первое цифровое посольство должно открыться и начать свою работу уже в этом году.

Эстония показывает пример успешного цифрового управления. Это значимый шаг в будущее — и при этом страна остается привержена либеральным и демократическим ценностям, лежащим в основе любого свободного и открытого общества. Используя новейшие технологии для трансформации всех сторон жизни — от голосования до гражданства — Эстония показывает международным наблюдателям, каким образом базовые либеральные ценности могут быть перенесены в двадцать первый век. Вот несколько основных моментов.

Инициативность. Кальюлайд описывает, как применяется в Эстонии "упреждающая государственная модель". В отличие от традиционной системы, где гражданам приходится самим обращаться к государству за услугами, Эстония стремится к тому, чтобы активнее предлагать и предоставлять государственные услуги гражданам.

Показательный пример — системы контроля дорожного движения. Обеспечив бесперебойный доступ ко всем данным, связанным с несчастными случаями — к регистрационным документам на автомобили, страховым полисам и пр. — эстонское правительство рассчитывает ускорить обработку страховых обращений настолько, чтобы споры решались в течение тридцати минут, и обе стороны получали исчерпывающую информацию.

С точки зрения Кальюлайд, подобные инновации являются не роскошью, а необходимостью для выживания. Ширящаяся глобализация, автоматизация производства — все это приводит государство к осознанию необходимости модернизировать налоговую службу и все системы предоставления услуг, иначе оно безнадежно устареет.

Приватность. "Мои личные данные принадлежат мне. Мне, а не государству", — заявляет Кальюлайд. Информация — начиная с демографических данных и заканчивая финансовым положением граждан — чрезвычайно важна для эффективного государственного управления. Именно поэтому эстонское правительство своей первоочередной задачей видит защиту этих сведений от постороннего вмешательства и манипуляций. 

Глобализация и автоматизация производства приводит государство к осознанию необходимости модернизировать все системы предоставления услуг, иначе оно безнадежно устареет

Вместе с тем, по словам Кальюлайд, достигнуть этого в Эстонии намерены не путем повышения секретности и сокрытия информации, а напротив, всячески способствуя прозрачности всех процессов, с тем, чтобы граждане могли полностью контролировать, кем и для какой цели используются их личные данные. Идет ли речь о налоговой декларации или о медицинской карте, любой гражданин Эстонии знает, кто имеет доступ к его приватной информации, и может ограничивать этот доступ по своему усмотрению.

Несомненно, Эстонии не удалось бы добиться подобных успехов в сфере компьютерной безопасности, если бы этому не способствовали определенные национальные черты. В Соединенных Штатах, к примеру, многие эстонские инициативы, вероятнее всего, столкнулись бы с заметным сопротивлением. Тем не менее, Таллину удалось создать рабочую модель, представляющую собой любопытную альтернативу всем существующим системам, — хотя бы потому, что она не ставит знак равенства между приватностью и анонимностью.

Доверие. Почему у пассажиров, садящихся в самолет, проверяют паспорта, а в интернете допускается полная анонимность? По словам Кальюлайд, "государство несет те же обязательства в цифровой сфере, (как и в реальном мире) — предоставлять людям средства идентификации". Создание такой системы требует доверия к ней со стороны населения. Но разве фундаментальной задачей государства не является, в конечном итоге, защита интересов граждан посредством порождения доверия между ними? Так считает Кальюлайд, — и с сожалением отмечает, что именно с этой задачей современные государства справляются хуже всего.

Доверие является ключевым фактором не только при использовании электронной идентификации во всех областях управления. Отвечая на вопрос об использовании блокчейн-технологии для удаленного электронного голосования, Кальюлайд отметила, что электронное голосование — процедура, требующая высочайшего уровня доверия — может быть организована таким образом не раньше, чем блокчейн-технология не войдет во все прочие области жизни людей, от страховых полисов до регистрации в начальной школе.

Технологические инновации обладают громадным трансформирующим потенциалом, однако полностью раскрыться этот потенциал может только в том случае, если для этого используются правильные инструменты. Именно благодаря тому, что Эстония дорожит демократическими ценностями, ей удалось добиться обновления системы управления страной, не жертвуя при этом благополучием граждан. Эстонской моделью, несомненно, могли бы воспользоваться другие страны, разрабатывающие собственную версию цифровой государственности.  

Читайте текст оригинала на the Atlantic Council

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела! 

Похожие темы:

Следующая публикация