Новая эра Узбекистана

Новый президент Мирзиёев решил разобраться с проблемами, которых десятилетиями не касался его предшественник Каримов.

Когда Шавката Мирзиёева в декабре 2016 года выбрали президентом Узбекистана, никто не сомневался, что он будет сохранять наследие своего предшественника, Ислама Каримова, который управлял страной двадцать пять лет, до самой смерти.

Вместо этого Мирзиёев стремительно начал независимую международную политику, цель которой — исправление отношений с соседями Узбекистана и ускоренное развитие экономики.

Впервые Мирзиёев заговорил о своей международной политике в выступлении на Генассамблее ООН 19 сентября 2017 года, потом повторил тезисы на региональной конференции в Самарканде 11 ноября 2017 года.

Во-первых, главная цель Мирзиёева ускорить развитие слабой экономики Узбекистана. Чтобы достичь этого, Узбекистан должен решить с соседями долгоиграющие пограничные и водные вопросы, наладить энергетическое сотрудничество и транспортную инфраструктуру и либерализировать визовый режим.

Мирзиёев решил разобраться с проблемами, которых десятилетиями не касался Каримов. Он начал с самого простого вызова: Кыргызстана. Для Ташкента улучшение отношений с Бишкеком — это испытание новой тактики поведения с другими странами региона.

В сентябре 2017 года на встрече с на тот момент президентом Кыргызстана Алмазбеком Атамбаевым Мирзиёев самоуверенно предположил, что проблемы в отношениях двух стран, длившиеся последние два десятка лет, скоро решатся. В том же месяце Ташкент и Бишкек подписали соглашение о внутренних границах, а узбекская компания "Узбекгидроэнерго" согласилась взять участие в строительстве Камбаратинской ГЭС.

Во-вторых, Мирзиёев понимает важность налаженных транспортных связей с соседями. Это поможет увеличить торговые обороты и поднимет уровень экспорта Узбекистана. Центральноазиатские страны собираются сотрудничать в рамках китайского инфраструктурного проекта "Один пояс — одна дорога".

Мирзиёев решил разобраться с проблемами, которых десятилетиями не касался Каримов. Он начал с самого простого вызова: Кыргызстана

В-третьих перед Узбекистаном стоит серьезный вызов в области пищевой безопасности. Покупательная способность граждан резко снизилась, а в приграничных областях Казахстана цены на продукты намного ниже. Впервые с тех пор, как пересекать границу этих стран в оба направления стало заметно проще, узбеки начали ездить в Казахстан за едой.

В-четвертых энергетические потребности Узбекистана растут, его экономике очень повредили нарушенные энергетические связи с соседями. Мирзиёев попытался решить эту проблему при помощи Туркменистана. Во время государственного визита в Туркменистан в марте 2017-го узбекская государственная энергетическая компания "Узбекнефтегаз" подписала меморандум с "Туркменнебитом" (Туркменская нефть) о совместной разработке месторождений в туркменской зоне Каспийского моря. В результате впервые в истории узбекская компания будет проводить геологические исследовательские работы за рубежом. Более того, Ташкент заявил про готовность к участию в проекте газопровода ТАПИ, который предусматривает экспорт туркменского газа в Афганистан, Пакистан и Индию, однако предполагаемая роль Узбекистана в этом проекте пока неясна.

В марте 2018 года Мирзиёев совершил исторический визит в Таджикистан — первый государственный визит лидера Узбекистана в Таджикистан со времен обретения независимости этими странами после развала Советского Союза в 1991-м.

Мирзиёев подписал соглашения с таджикистанским коллегой Эмомали Рахмоном о демаркации границ, либерализации визового режима и, самое главное, беспрецедентную договоренность о строительстве Рогунской ГЭС, ранее не раз вызывавшем споры между двумя государствами из-за опасений Узбекистана, что дамба ограничит приток воды к его сельскохозяйственным территориям.

Более того, Узбекистан и Таджикистан договорились о сотрудничестве в энергетической сфере. С учетом сложной географии обеих стран, Узбекистан будет поставлять энергию удаленным территориям Таджикистана, а тот в ответ предоставит электричество соседним сельским территориям Узбекистана.

Свежее потепление отношений Узбекистана с соседями основано на прагматичном подходе, немыслимом для времен Каримова. Мирзиёев ясно дал понять партнерам в регионе, что внешние посредники для решения региональных политических вопросов — теперь лишние.

Свежее потепление отношений Узбекистана с соседями основано на прагматичном подходе, немыслимом для времен Каримова

Встречу глав четырех стран Центральной Азии и главного туркменского чиновника в Астане 15 марта можно без преувеличения назвать исторической, хоть лидеры и подчеркнули исключительно консультативный характер мероприятия. Впервые за двадцать лет представители этих стран собрались независимо, не в рамках СНГ, Шанхайской организации сотрудничества или платформ вроде С5+1 — формата, обсуждающего общие вызовы, в рамках которого встречаются Соединенные Штаты и пять стран Центральной Азии.

Мирзиёев проводит необычайно амбициозную политику. Планы такого размаха не всегда соответствуют настоящим возможностям и реальности в регионе. Независимая интеграционная модель в Центральной Азии, свободная от российского влияния — это не приоритетная цель для США или ЕС. Казахстан и Кыргызстан — часть Евразийского экономического союза, возглавляемого Россией. Туркменистан в ближайшее время вряд ли откажется от своего нейтралитета.

Ташкент не сможет самостоятельно изменить ситуацию в регионе. Ему понадобится помощь второго крупного игрока в регионе Центральной Азии — Казахстана. Только при помощи Астаны сработает новая модель региональной кооперации, которую предлагает Мирзиёев. Если он не сможет получить этой помощи — все его планы останутся просто планами.

Читайте текст оригинала на the Atlantic Council

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Оставьте свой комментарий