Meme wars: как мемы могут стать мощным оружием

Meme wars: как мемы могут стать мощным оружием

Фото: ТСН.ua

Украине необходимо осваивать новые методы ведения информационной войны с Россией — например, такие, как мемы.

Когда во время избирательной кампании Дональда Трампа о мемах начали писать в The New Yourk Times, а сама Хиллари Клинтон разразилась критикой в сторону лягушонка Пепе, уже никто не сомневался, что мемы из незатейливого развлечения превратились в эффективное средство политической борьбы. О степени их влияния говорит факт наличия 50% граждан США, проголосовавших за Трампа, в то время как 100% главных американских СМИ выстраивали свою позицию против нынешнего президента.Единственным свободным местом для его кампании оставался интернет, где в качестве агитации использовались цифровые картинки с юмором на грани фола, сгенерированные обычными пользователями Сети. Первые выборы эпохи постмодерна доказали, что мемами можно побеждать. И нам, как участникам информационной войны с РФ, необходимо осваивать новые методы, — пишет Андрей Зинченко в колонке на "Пётр и Мазепа".

Лягушонок Пепе, ставший знаменем, вокруг которого сплотился электорат Трампа

В широком понимании мем — это своего рода информационный атом, единица, из которых состоит вся человеческая культура. Их исследованию посвятили свои труды многие учёные от Ричарда Докинса до Дугласа Рашкоффа. В ходе анализа выяснилось, что мемы находятся в постоянной конкуренции между собой. Те комплексы мемов, которые заразили большее количество умов, становятся мейнстримом. Большинство наших представлений о реальности — это не результат самостоятельного мышления, а заимствование чужих идей. Из этого вывода родилась ещё одна метафора мема как гена. Если в биологии гены определяют, негроид вы или европеоид, то информация в вашем сознании определяет вашу личность.

Особый путь; Скрепы; Твёрдая рука; Крым наш; Кто, если не Путин?; Русских обижают; Историческая справедливость; Злой Запад; Великая Победа; Нужно только потерпеть; Гейропа; Встаём с колен; Хотите, как в девяностых?; Оружие, которому аналогов нет; Только выиграли; Православие; Геополитическая катастрофа; Энергетическая сверхдержава; Кругом враги; Фашисты; Национал-предатели; Пятая колона; Бандеровцы.

Всё перечисленное — не что иное, как мемы, которые поддерживаются либо были специально внедрены в головы россиян посредством СМИ, формируя таким образом национальное коллективное сознание. Оно как набор представлений о своей стране и мире существует везде — в Украине, в ЕС, в США и ничего странного в этом нет. Однако когда представления одного нерадивого соседа привели к тому, что у нас сейчас идёт военный конфликт, нашим долгом является деконструкция России как набора злокачественных текстов.

Преимущество интернет-мемов по сравнению с телевизионной пропагандой — это их игровая форма. "Вести недели" и им подобные давно взяли манеру пугать своего зрителя плохими новостями. С прицелом на то, что обыватель, осознав всю безысходность происходящего, опустит руки и будет просто надеяться на мудрость национального лидера. Вот только от негативных образов устают даже матёрые сторонники действующей власти. И разрядку им могут дать мемы, высмеивающие весь их уклад жизни.

Конечно, вначале будет стадия отрицания, но воля к позитивным эмоциям возьмет своё, особенно в неокрепших умах молодёжи. Именно тогда результат будет достигнут, ведь чтобы посмеяться над шуткой, нужно принять истинность заложенного в ней послания. Недаром Сталин за анекдоты сажал, а в "совке" отсутствовали кабинки в общественных туалетах, так как на них появлялись порнографические карикатуры на деятелей КПСС.

ервые выборы эпохи постмодерна доказали, что мемами можно побеждать. И нам, как участникам информационной войны с РФ, необходимо осваивать новые методы

Механизм борьбы между мемами можно проследить по хроникам одной войны, прошедшей на имиджборде "Двач". Как ни странно, но прокремлёвские информационные деятели, наконец, поняли важность нового веяния. И решили сделать свой вариант — персонажа, олицетворяющего низость и ущербность либерально настроенной молодёжи. Нарекли его Пыней и выпустили малобюджетный мультфильм об уродце, который поносит власть в интернете. Годами об этом креативе никто не знал, пока его не начали выкладывать  на "Дваче" в разделе "политика", с целью закрепить новое прозвище за всеми оппозиционерами.

Но пристальный аноним заметил, что сам герой этого "шедевра" внешне похож на Путина, да и само слово Пыня созвучно с фамилией президента. В короткий отрезок времени коллективный разум выдал гигабайты визуального и текстового контента, где владыка всея Руси превращался в того самого карлика Пыню. Отныне на имиджборде главу государства называют исключительно новым именем, мем постепенно проникает на YouTube и Twitter. В ходе этой эпопеи была проведена классическая деконструкция посредством интернет-мема, когда весь флёр уверенного в себе мачо, который ныряет за амфорами и травит сексистские шутки, спадает, как только в мозгу человека звучит пренебрежительное — Пыня.

Его Величество Пыня

Более масштабные бои проходят на фоне предвыборной кампании Алексея Навального. Он, как и Трамп, столкнулся с ситуацией, когда все СМИ работают против него. Переняв опыт американского коллеги, оппозиционер сделал ставку на интернет. А его почитатели штампуют мемы в поддержку своего кандидата на манер пользователей американского имиджборда 4chan. Власти на это реагирует довольно непрофессионально.

Чего только стоит нашумевшее видео с Алишером Усмановым, где тот на протяжении 12 минут критикует Навального, заканчивая сцену словами "Тьфу на тебя". Фразу пытались раскрутить до уровня полноценного мема, но в итоге миллиардер сам был контужен на информационном фронте серией насмешек. На данный момент, в силу отсутствия творческого потенциала, претендента на главный пост продолжают травить преимущественно в телепередачах. На фоне всего этого возникает вопрос, какова наша роль в их гражданской войне за умы?

Мемы, возникшие в ходе предвыборной кампании Алексея Навального

В отличие от сторонников того же Навального, украинцам следует понимать, что Путин с его прихвостнями — это лишь один из элементов того зла, которое излучает Россия. Все их невыгодные нам верования, действия и надежды нужно разбирать на составляющие и подвергать бескомпромиссному высмеиванию. Можно сколько угодно критиковать агрессора постами в Facebook и монологами по ТВ, но одна смешная картинка с русофобским контекстом, завоевавшая рунет (как это было с иллюстрацией "Ватник") произвела больше эффекта, чем речи всех российских либеральных экспертов. К тому же непопулярность интернета среди взрослых россиян, якобы предпочитающих телевизор — большой миф. По данным исследования фонда "Общественное мнение", даже в маленьких городах РФ пользователями Сети является половина населения.

Ввиду этого, все предпосылки для атаки имеются. Если у тебя есть чувство юмора и полчаса свободного времени. Если ты хочешь вогнать персональный гвоздь в гроб нынешней России. Тогда открывай Photoshop и начинай творить, ведь как пророчески сказал Альберт Эйнштейн: "Я не знаю, каким оружием будут воевать в Третьей мировой войне, но к 2017-му в ход пойдут мемы".

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация