Ложная слепота

Нашей независимости уже более четверти века, но вы, скорее всего, не осознаете, что все еще мыслите категориями российской пропаганды.

Мы, конечно, способны увидеть и бревно в чужом глазу (часто), и в своём (реже). Вопрос только в том, что бревно в своём глазу мы трактуем как соломинку.

Вот смотрите. Украина долго, столетиями была включена в российскую (а позже советскую, что практически одно и то же) систему образования и пропаганды, с этим самым образованием теснейшим образом связанной. При этом образование становилось одним из ключевых инструментов пропаганды и подчинялось её, пропаганды, нуждам. Пока ничего секретного не сказал? Нет? Продолжим.

Так как образование, и в частности история, должны были работать на нужды пропаганды, о честном и непредвзятом подходе к истории пришлось, конечно, забыть. А, учитывая, что к услугам российской (и советской, неважно) пропаганды в дополнение к истории были ещё и писатели, поэты, режиссёры, кино, радио и все остальные средства массового поражения мозга — о честной истории пришлось забыть всем гражданам без исключения. Бревно против соломинки. Мы против них, свои против чужих. Одинаковые, как близнецы, события и факты назывались по-разному, в зависимости от того, кто принимал участие в событии. Если наш — то разведчик. Если их — то шпион. Они — преступно захватывали Западную Польшу в 1939-м. Мы — через две недели входили "освободительным походом" в Восточную для того, чтобы "взять под свою защиту жизнь и имущество населения".

Мы хорошие. Они плохие. Только это самое "мы" всегда было российским. Нашей независимости уже более четверти века, но вы, скорее всего, даже не осознаёте, насколько много у нас в головах (да и в учебниках, и в книгах) осталось осколков тех самых "мы-они", разбросанных кроваво-красной Снежной Королевой. Осколков, из-за которых мы видим не то, что происходило на самом деле. Называем не своими именами. Или просто не видим. Или масштаб не оцениваем.

Инквизиция. Известный термин. Все знают. Красные рясы, дыба, костры, Джордано Бруно (или то был Галилей?). Неизменно полуголые молодые ведьмы. Набор картинок, набор ассоциаций. Это как раз то, что "все знают". Окей. Православная инквизиция. Называлась, конечно, иначе, но сути не меняло. Суть та же. Решение суда. Принятое на государственном уровне законодательство о смертной казни за религиозные пригрешения. Костры (чаще, конечно, не костры, а "срубы" — домики, в которых можно было жечь людей целыми семьями для экономии времени и дров). Дыбы. Приговоры за "ведьмовство", за "имену вере", за всё что угодно.

Чем не инквизиция? Особенно если соотносить количество жертв (по минимальным подсчётам 15-20 тысяч душ, не считая ещё минимум такого же количества совершивших самоубийство в знак протеста против религиозных притеснений) с количеством населения в России того времени — учитывая, что количество населения в странах Европы, в которых "работала" инквизиция, населения было больше в разы, то пропорция выходит весьма и весьма соотносимой. Но про инквизицию в Европе мы все всё знаем. Ну, или почти все. Или почти всё. А про "православную инквизицию" в России — почти ничего. Нет у нас картинки в голове. Нет, и всё тут. Хотя Россия у нас как бы рядом, увы. Но нет.

Или вот геноцид индейцев. Ну, тут понятно. Картинка складывается. Оцеола — вождь оцелотов... тьфу, семинолов, конкистадоры, Кортес, Монтесума, Писарро, инки, майя, ковбои, резервации, вестерны, скво, скальпы, "трубка мира" — есть в мозгу отклики, есть иллюстрации. Колонизация Америки у нас в головах присутствует, и картинка там скорее всего одновременно героическая (потому что вестерны с ковбоями) и неприятная (потому что конкистадоры, геноцид культур и массовые убийства индейцев).

Но абсолютно аналогичный эпизод в истории России называется мягко "присоединением" (или ещё циничнее — "вхождением в состав"). Речь идёт, конечно, о Сибири и вообще азиатской части России, как мы её сейчас знаем. Российская (да и советская) пропаганда называла одинаковые по сути своей вещи абсолютно разными терминами. Там, где в рассказах про Америку были жестокие завоеватели, у россиян были смелые первопроходцы. Там, где на американских землях убивали и подчиняли целые племена — "дикость и варварство", в покорении Сибири — "стычки с местным населением" и "мирное вхождение в состав России". Там, где лилась кровь ханты, манси, чукчей и десятков других народов — пустота в учебниках.

И пустота в головах людей.

(И это я даже не говорю о том, что россияне пытались колонизировать и Америку в том числе, причём ровно теми же методами, что и другие европейские народы. Они вымогали, грабили, насиловали и убивали индейцев сотнями и тысячами. К примеру, после восстания индейцев-алеутов на Лисьей гряде россияне устроили карательный поход, после которого количество алеутов упало в три раза — то есть из каждых трёх индейцев двое были убиты россиянами. Или можно вспомнить войну россиян с индейцами-тлинкитами. Много чего можно вспомнить, но картинки россиян, убивающих индейцев, нет в головах у тех, кто учился в советских и пост-советских школах.)

И это только такой, наглядный перечень. В памяти тех, кто учился при СССР или при старых школьных программах уже в независимой Украине, до сих пор остаётся множество пробелов и провалов, заложенных российской пропагандой.

И речь не только об откровенных мифах (их полно) или об умалчивании фактов (их тоже немало). Речь о том, что мы имеем в голове набор идентичных событий, которые трактуем по-разному, ни на секунду об этом не задумываясь. Подчиняясь тому самому конструкту "свой-чужой", который заложили нам в голову люди из соседней страны. Как итог — мы до сих пор не понимаем истинный статус войны в Афганистане, в которой участвовало много украинцев. Не обращаем внимания на то, что через пару лет после смерти Гитлера в СССР развернулась масштабная антисемитская кампания, в результате которой, например, принимались серьёзные усилия по замалчиванию расстрелов в Бабьем Яру (просто в СССР эту кампанию называли "борьбой с космополитами", а кто такие космополиты, массы населения не знали ни тогда, ни сейчас). Не думаем о том, что случилось с немецкими концлагерями после войны (спойлер: их вовсю использовал Союз с теми же целями). И так далее. И тому подобное.

Слепые зоны. Ложная слепота. Дыры. Зеркала. Свой-чужой. Шпион-разведчик. Думайте. Анализируйте. Сравнивайте. Называйте своими именами схожие вещи — и вы не ошибётесь. Называйте геноцид — геноцидом, а не "умиротворением". Аннексию — аннексией, а не "присоединением". И только тогда вы начнёте воспринимать мир хотя бы примерно таким, каков он есть.

И тогда вы поймёте, что рядом с нами живёт зверь.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела! 

Оставьте свой комментарий