Кто первым уйдет от Кремля

Кто первым уйдет от Кремля

Фото: ТСН.ua

Развал Российской Федерации – процесс неминуемый, вопрос только в том, кто к этому готов и кто сделает это первым.

В апреле 1922 года товарищ Сталин был избран генеральным секретарём ЦК РКП(б). В том же году товарищ Ленин, здоровье которого не позволяло ему заниматься государственными делами, заявил о невозможности прекращения "красного террора". И инициировал высылку известных российских философов, литераторов и других представителей интеллигенции. 19 мая 1922 года он направил подробнейшую инструкцию Феликсу Дзержинскому, где тщательно описал практические мероприятия, которые должно выполнить ГПУ (Государственное политическое управление (ГПУ) при НКВД РСФСР) для организации предстоящей высылки "писателей и профессоров, помогающих контрреволюции". Наконец, 30 декабря 1922 года на I Всесоюзном съезде Советов было принято решение об объединении советских республик в Союз Советских Социалистических Республик — СССР.

Это случилось после того, как большевики почти восстановили в своих границах территорию бывшей Российской империи, захватив Украину, Беларусь, Грузию, Армению, Азербайджан, территорию Центральной Азии. Хотя тому времени практически на всех окраинах Российской империи были провозглашены независимые государства, некоторые признавались мировым сообществом.

После 1917 года была реальная попытка восстановить национальное достоинство, культуры и языки, которые запрещались и уничтожались империей. Провозглашение независимости для бывших царских окраин было не просто прихотью или происками "американского империализма" – национальные лидеры попытались восстановить государственность, когда-то разрушенную российскими войсками. И даже те народы, история стран которых не была очень уж древней и яркой, восприняли свержение и отречение Николая II как шанс стать независимыми от имперского центра, от агрессивного соседа, который несколько веков пожирал территории соседних стран.

Но большевики решили продолжить дело графа Уварова, который в 1833 году провозгласил свою теорию официальной народности. Тогда все народы оккупированных Россией территорий провозглашались "русскими", чтобы будущее поколение "лучше знало Русское и по-Русски". Вслед за оккупантами, "собирателями земли русской", на захваченные территории приходили священники и чиновники, создававшие русско-туземные школы и крестившие "бусурман". Империя создавала новый искусственный этнос – "русские", у которых фамилии были татарские, украинские, польские, грузинские, армянские, греческие, говорили они на разных языках, но именовались почему-то "русскими".

И большевики продолжили добивать остатки языков и культур. Для начала поменяли письменность народам Центральной Азии, татарам, азербайджанцам, молдаванам, чтобы они начисто забыли свои истоки, корни своего языка и литературного наследия. Потом официально появился термин "нацмен", "национальное меньшинство". Это те, кто еще сопротивлялся и не хотел становиться "русским". Для них ввели квоты для поступлений в институты и университеты, на работу, в комсомол и в партию. Хочешь стать советским человеком? Говори по-русски. Огромное количество анекдотов унижали чукчей и чеченцев, таджиков и армян. Коммунисты говори одно – "дружная семья народов", а делали по отношению к этим самым народам совсем другое. Перед "смертью" СССР те же коммунисты стали натравливать народы друг на друга – армян против азербайджанцев, абхазов против грузин, русских против молдаван, узбеков против таджиков.

Третью попытку восстановления империи делает Путин. Он пошел путем графа Уварова и начал говорить о "русском мире" и все тех же "русских", которых в России уже насчитывается 80 процентов, то есть более 110 миллионов – и все с теми же татарскими, украинскими, польскими, еврейскими, грузинскими, армянскими и прочими фамилиями. В отличие от графа Уварова, который считал, что национальная и религиозная унификация поможет россиянам стать европейцами, у Путина иное желание – чтобы россияне не стали европейцами. В путинской идее "русского мира" больше ощущается криминальный душок, чем духовность. Русская православная церковь изо всех сил заботится не о душах, моральности, святости и духовности, а о том, чтобы восстановить свое влияние.

Третьей империи не получается и вряд ли получится. У народов России, сохранивших свою идентичность хотя бы частично, вновь появляется возможность стать независимыми. Не всем это под силу, поскольку из 194 народов и народностей, проживающих на огромной территории, лишь у небольшой части есть причины и факторы, способные привести борьбу за независимость к положительному результату. В первую очередь, это касается мусульманских народов – Татарстана, Башкортостана, Чечни, Дагестана и других северокавказских республик. Для них всегда была граница, разделявшая ментальность "русскую" и созданную для мусульман – "бусурманскую".

Для татар это будет очередной опыт – в начале 90-х годов они в ответ на призыв Бориса Ельцина "брать суверенитета столько, сколько сможете проглотить", уже принимали в 1992 году собственную Конституцию и даже собственные паспорта. Одна проблема – независимость Татарстана может быть только в виде анклава, со всеми вытекающими последствиями соседства с агрессивной Россией. Республики Северного Кавказа имеют внешние границы, но они сами по себе такие маленькие, что самостоятельно вряд ли выживут. Возможно, что единственный путь – восстановление идеи 1917-1918 годов, когда существовала Горская республика, которой на паритетных правах руководили представители северокавказских народов.

Одно совершенно очевидно, что народы этого региона больше всего помнят не только пятидесятилетнюю Кавказскую войну с Российской империей в 19 веке, но и депортацию большей части народов Северного Кавказа в 1944 году. Они так и не стали "русскими", лишь отчасти стали "советскими" - традиции и историческая память сильнее, чем привязанность к Кремлю. Центробежной силой опять может стать Чечня, но не нынешняя, конечно, а будущая, после Путина и Кадырова. На свою голову Кремль заставил эмигрировать большое количество чеченцев, часть из которых получила блестящее образование на Западе.

Помимо национальных регионов, стремлением к самостоятельности отличаются сибиряки, уральцы и жители Дальнего Востока. За несколько веков там сложилась уникальная общность людей, давно заявляющих о себе как о самостоятельном субэтническом сообществе, со своими правилами, отношениями, традициями, укладом жизни. За годы советской власти и за годы после распада СССР у них выработалось неприятие центра и гордость за свой край. В формировании этой общности участвовали переселенные украинцы, белорусы, народы балтийских стран, потомки ссыльных за последние несколько веков, а также коренные народы, по большей части ассимилированные. Они себя так и называют – сибиряки, отождествляя себя с природной свободой и традициями вольнодумства, пришедших вместе с ссыльными, потомками каторжников и репрессированных. К тому же они прекрасно понимают, что богатство России и благополучие Москвы зависит от того, что добывается в Сибири – нефть, газ, никель и прочие сырьевые ископаемые, приносящие федеральному бюджету огромные деньги, но почти ничего – сибирякам.

Примерно такая же участь ожидает еще два огромных и богатых полезными ископаемыми региона – Урал и Дальний Восток. Последний к тому же еще и важный узел коммуникаций, способный сблизить государства огромного региона - Японию, Китай, Южную Корею, США, а также Юго-Восточную Азию. В 1918 году была попытка создать Сибирскую республику, которая просуществовала всего четыре месяца. На уровне общественного обсуждения в 1993 году обсуждалась идея создания Сибирской республики с территорией от Урала до Владивостока. В то же время реально существовала с апреля по ноябрь 1993 года Уральская республика. 25 апреля был вынесен на референдум вопрос о расширении полномочий Свердловской области в социально-экономической сфере до уровня республики в составе Российской Федерации. 83,4 % избирателей ответили на этот вопрос утвердительно. Явка составила 67,0 %. 1 июля Свердловский областной совет принял решение о провозглашении Уральской Республики и начале работ над её Конституцией. 27 октября Свердловским областным советом была утверждена Конституция Уральской Республики. 9 ноября вышел Указ Борис Ельцина № 1874 о роспуске областного совета и практически упразднении Уральской республики.

В 1920-1922 годах существовала Дальневосточная республика. Но она, в отличие Сибирской и Уральской, была создана советской властью как буферная территория между советской Россией и Японией. Кроме регионов Приморья, Камчатки, Сахалина и Амурской области она также включала в себя Забайкалье и была полноценной республикой с собственной валютой, флагом, гербом, Конституцией и почтовыми марками. После изменения геополитической ситуации по решению Вашингтонской конференции 1921-1922 годов японские войска покинули Дальний Восток, и 15 ноября 1922 года территория Дальневосточной республики была включена в состав РСФСР.

В Конституции РФ написано – "Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". На самом деле за годы правления Путина Россия стала авторитарным государством, с отмененными выборами глав регионов, высоким уровнем коррупции и беспрекословным подчинением одному человеку. Даже парламент, Государственная Дума, превратилась в собрание, которое единогласно голосует по всем вопросам. Основная претензия, предъявляемая центру, Кремлю, перифериями – это финансовое распределение доходов от продажи сырья или получаемой из него продукции, а также распределение налоговых поступлений не в пользу регионов, которые реально наполняют федеральный бюджет. Сибирские города по уровню благоустройства и городской инфраструктуры явно уступают Москве и Санкт-Петербургу.

Развал или "развод" Российской Федерации – процесс неминуемый, поскольку изменений в управлении страной не предвидится, по крайней мере при Путине. Но и Кремль не будет равнодушно наблюдать за тем, как будет расползаться "русский мир", так тщательно собиравшийся царями, императорами, коммунистами и Путиным. Сможет ли Путин применить силу, вопрос сложный, но скорее всего – нет.

Вероятно, первыми решатся на отторжение национальные регионы, у которых к Кремлю больше всего претензий. Возможно, что процесс не ограничится Татарстаном и Северным Кавказом, восстановление самосознания может ускориться, как только появится первый пример. Кремль этого очень боится, как боялся в 1994 году из-за Чечни – потому и начал там войну. Сейчас ситуация начала меняться, особенно после военных неудач в Грузии, Украине и Сирии. Путин и его военная машина находится в состоянии, близком к разрушению.

Региональное отторжение уже кажется не таким мифическим. При условии, что соседние государства будут способствовать их признанию, а в случае необходимости, и помощи. Задуманная и созданная Петром Первым империя была изначально даже теоретически недееспособна, она существовала по инерции, держалась за счет постоянных войн, и в 1917 году рухнула, повторив свой крах в 1991 году.

Сейчас от империи ничего не осталось, всякие попытки придумать что-то вроде "русского мира" после 74 лет советского тоталитаризма – это еще одна попытка остановить процесс саморазрушения. Огромная территория Российской империи стала местом сожительства 194 народов, не менее 15 из них уже исчезли с лица земли благодаря имперской политики ассимиляции. Поэтому несложно спрогнозировать, каким будет будущее этой одной шестой суши. Достаточно лишь ответить на вопрос, что объединяет чеченца и чукчу. А ответ здесь такой – ничего. Их абсолютно ничто и никто не объединяет, кроме Кремля.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

 

Похожие темы:

Следующая публикация