Кто будет следующим премьером Украины?

Кто будет следующим премьером Украины?

Фото: ТСН.ua

Киев погряз в слухах, чаще всего в обсуждениях мелькают пять имен технократов, которые видятся кандидатами на пост премьера.

Меньше чем через две недели в Украине пройдут самые важные выборы года. 21 июля украинцы выберут новый парламент, который сформирует новое правительство. От этого зависит практически все. Это определит, продолжит ли Украина идти по прозападному пути, ориентированному на реформы, или останется погрязшей в постсоветском болоте, не отпускавшем ее с 1991 года.

Сегодня Украина — беднейшая страна Европы, даже у Молдовы больше денег; ⅕ рабочей силы подалась в поисках лучшей судьбы за границу, рождаемость падает. Россия оккупировала части восточной Украины и Крым, и в ближайшее время никакого дипломатического решения этого вопроса не ожидается. Тем временем стране нужна новая программа МВФ, сосредоточенная на структурных реформах, поскольку приближается срок, когда нужно отдавать огромный долг эпохи Януковича.

Последние пять лет ознаменовались некоторыми реформами, но никак не помогли экономическому положению, украинцы закономерно негодуют, они ожидают, что новый президент Владимир Зеленский улучшит их финансовое положение или — искать счастья за рубежом отправятся новые и новые люди.

Хорошая новость заключается в том, что у Украины есть еще один шанс пойти правильным путем. Новая президентская политическая партия "Слуга народа" скорее всего станет фаворитом парламентских выборов. Она может выиграть большинство голосов или, что более вероятно, войдет в коалиционное соглашение с другой политической партией. Вне зависимости от варианта, у нее будет два выбора: Зеленский может создать профессиональное технократическое правительство, которое приступит к очевидным, болезненным и очень необходимым либеральным экономическим реформам.

Это включало бы в себя реформу земельного рынка и приватизацию государственных предприятий, борьбу с контрабандой и коррупцией в правительстве. Все эти изменения вместе помогли бы вернуть в украинский бюджет 10-12 миллиардов долларов, еще 3-4 миллиарда предоставил бы после них МВФ. Либо Зеленский может выбрать политическое правительство и обречь страну на очередную пятилетку несбывшихся мечт и упущенных возможностей.

Хорошая новость заключается в том, что у Украины есть еще один шанс пойти правильным путем

Киев погряз в слухах, чаще всего в обсуждениях мелькают пять имен технократов, которые видятся кандидатами на пост премьера: Айварас Абромавичюс, Владислав Рашкован, Юрий Витренко, Андрей Коболев и Александр Данилюк.

Большинство наблюдателей удовлетворил бы каждый из них. Но, хотя каждый известен опытом, интеллектом и компетентностью, они вовсе не равны друг другу.

Следующему правительство предстоит столкнуться с огромными проблемами, главная из которых — перезапуск экономики и реформ, чтобы убедить инвесторов относиться к Украине серьезно. Премьер-министр возглавляет правительство и задает экономическую политику. Я провела интервью со всеми пятью, говорила с каждым часами, и я верю в то, что больше чем прочие на пост главы правительства подходят инвестиционный банкир из Литвы Айварас Абромавичюс и одесит Владислав Рашкован.

Абромавичюс работал министром экономического развития Украины с декабря 2014 до февраля 2016, пока не заявил, что его заставляют нанять коррумпированного заместителя, и не подал в отставку. Он не так давно присоединился к наблюдательному совету Укроборонпрома, погрязшего в коррупционных сделках государственной оборонной компании, и провел последние недели в поездках по стране, инспектируя государственные предприятия и пытаясь понять, как их рационализировать. На Западе Абромавичюса считают честным, эффективным, принципиальным, обаятельным и абсолютно преданным успеху Украины. Выбор Абромавичюса — хороший сигнал для инвесторов, западных правительств и украинцев, что Зеленский серьезно намерен изменить Украину.

Другим выбором, который пошлет аналогичный сигнал, станет заместитель исполнительного директора МВФ от Украины Рашкован, который почти не появляется перед камерами, но пользуется доверием большинства украинских реформаторов. С 2014 по 2016 год он работал заместителем главы НБУ, отвечая за реформы, когда Украина серьезно занималась ими. Рашкован — институционалист, что означает: он способен решать технические экономические вопросы, но, кроме этого, умеет трансформировать и строить новые структуры. Гораздо более важно: он точно знает, что должна сделать Украина, чтобы в нее пошло больше международных денег, и умеет убеждать инвесторов.

Следующему правительство предстоит столкнуться с огромными проблемами, главная из которых — перезапуск экономики и реформ

Несмотря на то, что он знает правильный ответ практически на любой вопрос, Рашкован невероятно обаятелен; он легко смеется, не пытается рисоваться, прислушивается к чужому мнению. Он вырос в Одессе и умеет договариваться, ориентирован на результат, находчив и при всем этом — очень достойный, добрый человек. Мне ни разу не приходилось слышать от него что-то плохое о ком бы то ни было в Украине. Здесь это редкость. У трех других технократов — Данилюка, Витренко и Коболева — свои преимущества.

И Витренко, и Коболев, которые вместе успешно руководили "Нафтогазом", обладают бесценным глубоким опытом в энергетических вопросах, вели переговоры с Россией и побеждали ее в судах. Они не уклоняются от невозможных задач. Однако оба получали огромные премии к зарплатам, что раздражало большинство украинцев, и казались забывшими о страданиях миллионов. Многие на Западе любят и уважают Коболева за успех с "Нафтогазом", но мне не хватает воображения представить его успешным премьер-министром. У него непростой характер, репутация плохого командного игрока, ему не хватает способности легко сходиться с простыми людьми. 

Витренко, со своей стороны, компанейский и обаятельный, может часами говорить почти на любую тему, от лыж до сложнейшей экономической теории. Он стремительно сходится с людьми. 

Огромный недостаток обоих — ограниченность их опыта. Зеленскому нужен премьер, который будет политическим дилетантом в самом хорошем смысле слова, а не сноб из энергетической отрасли. Опять же, история с премиями делает обоих кандидатов очень плохими с точки зрения простых украинцев, базового электората Зеленского.

Пятое имя — Александра Данилюка — все успели выучить в прошлом году, когда министр финансов вдруг стал противоречить тогдашнему президенту Петру Порошенко и был уволен за это. Данилюк стоял за налоговой реформой, установил трехлетний бюджетный цикл и отлично разбирается в десятках разумных политических идей. Пока что Зеленский назначил его секретарем Совета по нацбезопасности и обороне. Сперва Данилюк производит впечатление настоящего борца, жизнерадостного оптимиста, решительно настроенного на реформы и очищение Украины, но, если присмотреться — оказывается, что ему не достает навыков общения, которые обязаны быть у каждого премьер-министра. Он бесспорно талантлив и может быть жестким, но слишком конфликтен и обожает купаться в чужом внимании. Из всех пяти только Данилюк публично заявлял, что хочет возглавить новое правительство.

Зеленскому нужен премьер, который будет политическим дилетантом в самом хорошем смысле слова, а не сноб из энергетической отрасли

Но, если не присматриваться, — ни один из них не выглядит плохим кандидатом. Все пятеро технократов убедят Запад и инвесторов в том, что Зеленский искренне настроен наконец исправить Украину.

Худшее, что может сделать Зеленский — это предпочесть политическое правительство, которое скорее всего возглавит нынешний министр внутренних дел Арсен Аваков, бывшая премьерка Юлия Тимошенко или бывший глава СБУ Игорь Смешко. И Тимошенко, и Смешко уже говорили о готовности возглавить правительство. Все трое обрекут страну на пять лет популизма, который только усугубит несчастья обычных людей. Выбор политического правительства посылает самый неприятный из возможных сигнал, в ответ на который у всех потенциальных доноров и инвесторов неизбежно наступит серьезная усталость от украинского вопроса.

Ждите новостей.

Читайте оригинал публикации на Atlantic Council

Похожие темы:

Следующая публикация