Кремль хоронит свои секреты

Кремль хоронит свои секреты

Фото: ТСН.ua

Убийство российских журналистов в ЦАР — месть чекистов за попытку схватить их за руку.

Журналист Орхан Джемаль, оператор Кирилл Радченко и режиссер Александр Расторгуев, прибывшие в Центральноафриканскую республику 27 июля, уже 31-го были найдены расстрелянными неподалеку от блокпоста во время передвижения из столицы страны Банги в город Сибю.

Подробностей произошедшего до сих пор — минимум. Известно, что журналисты поехали в ЦАР по заказу "Центра управления расследованиями" — медиапроекта Михаила Ходорковского, для съемок фильма о присутствии в стране российских наемников из т.н. ЧВК "Вагнера".

ИЛИ НИЧЕГО

Сейчас, изучая те скупые отрывки информации, что просачиваются в Сеть, не беря в расчёт стенания "какие были хорошие парни", можно вынести предварительный вердикт — шансов на успех в этой поездке у журналистов практически не было. Хотя раньше — получалось.

Орхану Джемалю сейчас пытаются приклеить венок опозиционности, чего с ним никогда не случалось. У него было ремесло — журналистика с передовой. Без какой-либо политической составляющей. Грубо говоря — ему было по барабану, с какой стороны конфликта делать материал.

Великий телеведущий российского "Первого канала" Максим Шевченко, ставший затем "правозащитником и политологом", а также директором очередного виртуального "института всех проблем мира", в мемуарах для "Новой газеты" сейчас со слезами вспоминает, как Орхан во время войны в Грузии в 2008 году бесстрашно шел на врага вместе с цепью российских десантников.

А в Донецке, по приглашению "властей "ДНР", Джемаль попал в мутную историю с "обстрелом автобуса с солдатскими матерями" — чистую провокацию сепаратистов. Он смело путешествовал по захваченным территориям Донецкой областивместе с "журналистами" Lifenews и делал "сенсационные смелые репортажи". Понимаю, что по русской традиции "о покойниках либо хорошо", но перегибать лучше порой в сторону "или ничего".

Что касается Александра Расторгуева, безусловно, талантливого режиссера, не стоит забывать, что ранее он спокойно работал в Чечне по заданию российкого ВГТРК в тесном контакте с Минобороны РФ во время Второй войны в Чечне. Его фильм "Чистый четверг" — несомненно, крутой. Все вопросы, которые возникают у нормального человека после его просмотра, объясняются реалиями того 2000-го года.

Шансов на успех в этой поездке у журналистов практически не было

В фильме показаны страдания бедных российских солдатиков срочной службы, что же до чеченцев — им внимания не уделено вообще. Фильм получился откровенный, и не только из-за кадров из бани, но и по причине "открытого аудиокода" солдатских разговоров, где мата больше, чем нормальных слов. Это прекрасно, ведь так оно и есть на самом деле, и понятно, почему у Расторгуева на этом закончилась его карьера на российском гостелевидении, а фильм в эфир так и не вышел.

Про оператора сказать нечего — в погибшей группе он был больше техническим сотрудником. Вероятнее всего — хорошим, раз решился на участие в таком опасном мероприятии. Хорошим, рисковым и нуждающемся в деньгах. Опасное сочетание для журналиста, который не боится ездить на войну. Не боясь быть упрекнутым еще и в том, что "считаю чужие деньги", могу лишь сказать, что проект Ходорковского, видимо, неплохо заплатил ребятам, раз они, уже имевшие военный профессиональный журналистский опыт, пошли на эту авантюру. 

ВАГНЕР, КАК ЛЮБИМЕЦ ГИТЛЕРА

Похоже, что функции времен КГБ по захвату протектората в "банановых странах" перешли теперь тому, что уже несколько месяцев в СМИ именуют ЧВК "Вагнер".

Не совсем иногда понимаю, с чем связан такой ажиотаж вокруг российских наемников, учитывая происходящее вокруг. Например, не забыли — Донбасс? Разгром американцами российских "добровольцев-наемников" в Сирии почему-то сделал тему "Вагнера" очень сладкой медиаконфеткой.

Однако в большинстве случаев СМИ не утруждаются более того, чтобы собрать в кучу все, что писали об этой ЧВК в Сети, включая самое бредовое, а затем взять комментарий у какого-нибудь своего любимого "говоруна-эксперта".

Центр управления расследованиями (ЦУР, звучит прямо как ЦРУ) Ходорковского пошел дальше. За это перед ними надо снять шляпу — в то время, как большинство СМИ занимаются распространением сетевых бредней и высасывают новости из пальца, они решились на реальный журналистский шаг.

Но. Что они хотели там снять? Ради чего эта жертва?

ИМПЕРИЯ НАНОСИТ ОТВЕТНЫЙ УДАР

События в ЦАР еще раз показали, что КГБ-империя намерена восстановиться в рамках советских амбиций. В российском городе Рязани, где размещено единственное на весь бывший "совок" училище ВДВ, на памятнике "жертвам локальных войн" очень много плит с именами погибших. И когда в свое время я впервые пришел туда помянуть своих коллег и знакомых,  обнаружил помимо большого количества плит с именами погибших в Афганистане и Чечне другие, ничем не отличающиеся — только на них были выбиты имена погибших в таких странах, как Ангола, Индонезия, Вьетнам, Корея и других.

"Карта смерти" граждан СССР и тех, кого они убивали в его интересах, была обширна. Советская империя совала нос везде, не считаясь ни с чем и ни с кем. Кремль продолжает ее рисовать. Нынешние события в ЦАР — еще одна точка на этой карте.

Гражданская война "всех против всех" в одной из богатейших ресурсами стран мира (золото, уран, алмазы) и в то же время одной из самых социально бедных стран — хороший клиент для Кремля. России в свое время даже каким-то образом удалось договориться с ООН об исключении из списка эмбарго для поставок в ЦАР оружия. Не хочется думать о коррупции, надеюсь, это просто системная ошибка при хорошей работе ФСБ.

Кремль держит ЦАР в узде своего патроната почти как Асада в Сирии. Не надо быть гением, чтобы понять — если бы Путин не вошел в Сирию, Асад, скорее всего, уже болтался бы на виселице, как Хусейн, или бы был разорван на куски, как Каддафи. Бедно-богатую страну взял под свой колпак Кремль, а французы, до сих пор питающие к ЦАР теплые чувства по поводу совместного колониального прошлого, просто проморгали ситуацию.

События в ЦАР еще раз показали, что КГБ-империя намерена восстановиться в рамках советских амбиций

И по старой советской традиции, когда во Въетнам и Корею из СССР ехали "добровольцы" (как до этого в 30-х они ехали в Испанию), а также "военные инструкторы" (чисто "образовательный проект"!), в ЦАР была заброшена группировка российских военных, прошедших дополнительную подготовку в России под крылом "Вагнера-Пригожина", "случайно" близко связанных с Путиным.

Даже отрывочной информации из ЦАР достаточно, чтобы понять: Кремль в обмен на зеркальца, то есть на оружие, взял под крыло одну из группировок, которая сейчас верховодит, отправил туда своих наемников и доит эту страну в обмен на гарантии защиты "власти" от свержения.

ПЕСЧАНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ

При этой понятной ситуации непонятно, что там хотели найти погибшие журналисты и на что они вообще рассчитывали. Допустим, что журналисты приехали в ЦАР, заранее прихватив проводника ("фиксера" — по-модному), и планировали поснимать происходящее в той местности, где находились, скажем так, "россияне с оружием". Может быть — опросить местных. Для чего? Чтобы в очередной раз убедиться в том, что в ЦАР (как и писали незадолго до их поездки французкие журналисты) находятся "россияне с оружием"?

Кроме картинки свидетельств местных, да самой местности, вряд ли можно было снять что-то еще. Не думаю, что они всерьез рассчитывали, даже за деньги, взять интервью у какого-нибудь из т.н. "вагнеровца". И даже если предположить фантастику — они смогли бы кого-то подкупить из россиян (хотя закон о наемничестве в РФ никто не отменял), то что бы он им рассказал такого, о чем нельзя было бы догадываться? Что мутные организации в России вербуют за хорошие деньги военных для "добровольческих миссий" в Африку?

Ведь самый главный вопрос в фильме, который мог быть снят, зарыт не в центре Африки, а в России. На какие средства финансируются наемники? Поехать в Африку и наняться в охрану какому-то очередному "президенту" закон не запрещает. Российское законодательство много лет практически сквозь пальцы смотрит на службу россиян в Иностранном легионе. Их сложно подогнать под юридическую ответственность — для этого нужны доказательства, добыть которые сложно или невозможно.

Та же история и с ЦАР. Да, бывшие военные россияне вполне могли быть оформлены при местном короле как "инструкторы" и "охранники". Другое дело, откуда эти "песчаные человечки" получают гонорары. Если от того же местного короля — одно дело, а если через "матрешечные схемы" из российкого бюджета — другое. Тогда действительно можно говорить юридически об участии Кремля в войне на территории другого государства.

Но вопрос о финансировании ЧВК вряд ли можно было разъяснить в ЦАР. Разве что только собрать красивых картинок да комментариев местных. Но стоило ли оно того?

С точки зрения фильма на модную тему — возможно, с точки зрения системного расследования — вряд ли.

НЕ КОРЗИНКА С ФРУКТАМИ

Несмотря на то, что ребята были опытные, несмотря на то, что они хоть и приехали по туристической визе, но имели при себе журналистские документы ("Известия", те, что вчера от них открестились? И причем тут кремлевские "Известия" и ЦУР Ходорковского?), они затронули очень больную для Кремля тему. И поэтому "версии об ограблении", которые активно вбрасываются, не кажутся серьезными.

В Африке расстреляли российских журналистов, которые расследовали деятельность ПГК Вагнера

В Африке расстреляли российских журналистов, которые расследовали деятельность ПГК Вагнера

Вероятнее всего, группу устранили. Они несли потенциальную опасность. Ведь хотя реальных фактов им нарыть вряд ли бы удалось, они все равно могли сделать фильм, в котором Кремль был бы, мягко говоря, не как "корзинка с фруктами". Без реальной картинки и свидетельство с места, разговоры о протекторате ФСБ власти в ЦАР — все-таки больше всего лишь разговоры, не более.

И сейчас надо в очередной раз признать: попытки схватить Кремль за руу — хоть в России, хоть за ее пределами — очень и очень опасное, иногда даже смертельное мероприятие. Убийство российских журналистов — еще одно тому доказательство. Чекисты умеют охранять свои тайны. И кем бы вы ни были — лояльным к Кремлю или нейтральным (я просто репортер!) к нему журналистом, — вас устранят без замешательства. Даже "суда тройки" не понадобится.

РАССЧИТЫВАТЬ ТОЛЬКО НА СЕБЯ

Каждый журналист, который едет на войну с участием РФ не в машине замполита российского штаба, должен понимать, на что он идет. Когда выпускница моей последней медиашколы в Киеве попросила ответить на несколько вопросов о полевой журналистике для своей работы в университете, главным тезисом моих ответов было — вся ответственность на вашу жизнь лежит только на вас, вы это никому никогда не делегируете. И в случае гибели, кто бы не был виновен, первым виновным будете вы сами — за то, что оказались в этой ситуации.

Причем погибнуть можно не сразу. В 2014 году прекрасный российский журналист Валерий Донской фрилансером для французов поехал на Донбасс. Был задержан сепаратистами. Ночь провел в железном гараже на морозе. История до конца не выясненная, но вероятнее всего, за него заплатили для освобождения. Он вернулся в Москву и умер в больнице от, предположительно, воспаления легких, которое заработал во время плена в "ДНР".

Его не награждали "Орденом мужества", о нем не расписывали в комменатариях максимы шевченки, его просто умолчали. И если бы не случайность — пост другого российского журналиста Жени Титова в Facebook (Женя сейчас получил политубежище в Литве), про него никто бы и не вспомнил. К сожалению, лишь после смерти Валеры я смог опубликовать его последний материал (ранее "отказной" в некоторых СМИ) — про фашизм кубанских казаков.

Но разбирая ситуацию, пришел к выводу, что Валера пошел на чрезмерный риск. Это уже была чисто "донбасская рулетка" — или все получится, или все…

У Валеры не получилось. И то французское издание, для которого он поехал на Донбасс, потом от него открестилось: "Он не работал нашим сотрудником". Это та же формулировка, по которой сейчас "Известия" слили погибших в ЦАР ребят. Выходит, что удостоверения издания, обнаруженные на их трупах, были поддельными? Как-то слишком по-детски для серьезных профессионалов, коими являлись убитые журналисты.

В 2016 году, когда я с коллегой Катей Завадой ездил в Марьинку снимать фильм, мы понимали, что несмотря на с трудом полученную (у меня российский паспорт) аккредитацию Минобороны Украины, наша жизнь на передовой очень хрупка.

Положенный нам пресс-офицер так и не появился, проблем на позициях в дневное время не было только лишь благодаря нашим проводникам — местному пастору Сергею и капеллану Игорю, приехавшему с подарками для бойцов из Киева. И то, что мы не вляпались в неприятности с моим московским акцентом и паспортом РФ — случайность. Попав же под обстрел ночью, я понимал, что в случае захвата "ДНРовцами" или в ночном бою ВСУ  наши "духовные связи" уже не помогут. Рассчитывать можно и нужно только на себя. И ребята в ЦАР в своих рассчетах ошиблись.

Загнанная в угол крыса атакует. Зажатый в экономических и политических тисках Кремль ведет себя так же. Поехать в Африку делать фильм о преступлениях Кремля на свой страх и риск — не самая удачная идея. Она стоила жизни погибшим журналистам, которым, в отличие от кремлевских пропагандистов, попавших под обстрел на Донбассе, "Орденов мужества" посмертно не дадут.

Они попробовали. Не получилось. Чекисты умеют хоронить свои секреты. И даже если они Полишинеля — то хотя бы в назидание.

​​​​​​Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела! 

Похожие темы:

Следующая публикация