КГБ Беларуси против "зеленых человечков"

Лукашенко продолжает в отношениях с Россией следовать белорусской поговорке "языком матляць не мяхі цягаць".

Министр иностранных дел Беларуси Владимир Макей давеча сделал заявление, которое во многих СМИ было воспринято как возможность размещения военной российской базы на территории Беларуси: "На данный момент мы не планируем размещать на территории Беларуси новые иностранные военные базы. Но, глядя в будущее, нужно учитывать шаги, которые будут совершать наши соседи".

На первый взгляд, всё ясно и очевидно. Но, если посмотреть чуть шире, то Беларусь, имея возможности "сыграть на стороне РФ в украинском вопросе" заняла совсем другую позицию, наращивая торговлю с южной соседкой, в том числе помогая Украине восстанавливать свои вооружённые силы.

С другой стороны, практически одновременно с Макеем свои заявления сделал президент Александр Лукашенко: "Мы не с Россией против Европы и не с Европой против России и всего Востока. Для нас в принципе неприемлем вопрос, с кем мы". Чуть погодя он добавил, что есть необходимость усиления пограничных войск военнослужащими вооружённых сил в количестве от 2 до 5 тысяч.

Белорусские аналитики не исключают, что такое усиление возможно как раз вдоль российской границы, поскольку РФ на своей стороне отстраивает полноценную инфраструктуру охраны границы. Более того, на встрече с пограничниками белорусский президент уточнил свою мысль: "Но нам нельзя уподобляться россиянам. Они сами не понимают, чего хотят и что они делают на белорусско-российской границе. Пусть определяются. Определятся — нам не проблема ответить. Мы готовы в любой момент адекватно дать ответ. Если они хотят закрыть границу — пожалуйста. Закроют — мы в ответ также должны ввести контроль на границе".

Самое забавное в том, что ФСБ России действительно отстраивает постоянную инфраструктуру, принимает людей на пятилетние контракты. То есть Беларусь формально, даже в случае восстановления пограничного контроля (который в режиме временного патрулирования и так есть) лишь ответит на недружественный шаг России.

Одним словом, информационных поводов хватает для всех — украинские СМИ, жаждущие увидеть потенциальную угрозу для Украины с севера, берут слова Макея, российские, в свою очередь, с гневом цитируют Лукашенко и негодуют над "переписыванием истории Второй мировой в Беларуси".

СУДИМ ПО ДЕЛАМ ИЛИ НАЧАЛО УЧЕНИЙ

Но заявления — это одно, а дела — совсем другое. В данный момент в странах Балтии начались масштабные учения войск НАТО, в которых примут участие 18 тысяч военнослужащих из 19 стран. Теоретически, если смотреть на Беларусь как на верного союзника РФ и за основу брать заявления Макея, в Минске должны были напрячься, усилить готовность войск, сделать ряд громких заявлений, возможно, начать учения.

Учения, надо отметить, начались. КГБ Беларуси на своём сайте разместил соответствующее заявление. Речь идёт о комплексном мероприятии, в котором примут участие вооружённые силы, погранкомитет, МВД, МЧС, местные органы власти и спецслужбы страны. Сценарий — уничтожение незаконного вооружённого формирования, прибывшего из-за границы.

Пока всё гладко — вот он, ответ НАТО. Да только есть одна незадача — учения проводятся в Могилевской области, и единственная граница там — граница с Россией. Соответственно, вариантов происхождения "НВФ, прибывшего из-за рубежа" не так и много. Об особенностях данных манёвров я снял небольшой ролик: 

В Беларуси учатся убивать "вежливых людей", "зелёных человечков" или, проще говоря, российских наёмников и диверсантов.

Что касается NATO, то в 2014 году в Беларуси была изменена военная доктрина, в 2016-м доработана в новой редакции. В документе уже нет упоминаний угроз со стороны Североатлантического альянса. Как нет и прямых упоминаний об этом союзе.

То же самое касается ОДКБ — упоминание всего лишь в трёх пунктах, да и там:

  • в п. 15 приводится определение и вводится аббревиатура и содержится норма о "праве Беларуси в случае агрессии обратиться к государствам ОДКБ за помощью";
  • в п. 20.2, где речь идёт о миротворческом потенциале организации и "укреплении статуса ОДКБ на международной арене в целом";
  • в п. 22.15 говорится о системе коллективной безопасности в рамках данного объединения. Правда, сразу же тезис расширяется на общее пространство безопасности в СНГ;
  • и в п. 23.3, где ОДКБ перечисляется как площадка для дипломатического урегулирования противоречий наряду с ООН и "другими международными организациями".

Упоминаний так называемого "Союзного государства Беларуси и России" ещё меньше.

Зато в качестве угроз независимости, национальной безопасности указаны:

  • попытки отдельных государств (коалиций государств) обеспечить своё лидерство без учёта интересов всех субъектов международных отношений;
  • применение военной силы в обход действующих норм международного права;
  • "вмешательство во внутренние дела отдельных государств, в том числе европейских", которые провоцируют внутренние вооружённые конфликты с масштабным комплексным применением военной силы как в традиционных формах и традиционными способами, так и с использованием диверсионных (партизанских) и террористических методов ведения боевых действий";
  • использование информационно-коммуникационных и информационно- психологических методов и технологий в агрессивных целях.

Естественно, что в Беларуси не называют напрямую РФ в качестве угрозы — зачем на пустом месте, глупым забросом лозунгов порождать конфликты и проблемы, когда нужно постепенно работать.

Постепенно проходит смена кадров в силовых ведомствах — в первую очередь не армии, а спецслужбах, отрядах спецназа. Процесс набрал обороты ещё в 2016 году — о чём я писал уже достаточно объёмный текст. В 2017-м кадровая чистка продолжалась, особенно после удачных провокаций в виде информационных вбросов по "Западу 2017" и похищения украинца Павла Гриба. Простой пример — в октябре 2017 было отстранено всё руководство оперативно-аналитического центра при президенте. К слову, структура потом получила новых руководителей.

В Беларуси учатся убивать "вежливых людей", "зелёных человечков" или, проще говоря, российских наёмников и диверсантов

Если говорить об учениях, то только за последние 2,5 года прошло как минимум 4 мероприятия, на которых отрабатывался вариант противодействия "вежливым людям". Ещё более важные подвижки прошли в работе по перевооружению армии. Беларусь создаёт новые образцы совместно с Китаем, причём, как в случае с РСЗО "Полонез", не допуская утечки информации в "союзную Россию". Даже автотехника вооружённых сил, которая раньше комплектовалась в том числе российскими машинами (особенно бронированными) перешла на своё шасси либо продукцию китайского военпрома.

На последнем параде в честь Дня независимости в парадной автоколонне не было ни одного автомобиля с российскими корнями. В Минске не зря называют КНР своим стратегическим партнёром. И, говоря о страхах Лукашенко, больше всего его пугают не проблемы с РФ (либо РФ с остальным миром) — ему страшен масштабный конфликт Поднебесной с США. 

"Основная угроза, как я её вижу, столкновения интересов крупных государств. Посмотрите, что происходит. Главное столкновение — это США с Китаем", — заявил он 1 июня, общаясь с пограничниками и их семьями при посещении погранзаставы "Дивин" в Кобринском районе. Логично, ведь именно с этими двумя центрами силы он лихорадочно пытается наладить отношения, стремясь найти противовес Кремлю. Китай — технологии, ВПК, деньги. США — политическое содействие, те же технологии и рынки. 

И ЧТО ДАЛЬШЕ

А дальше всё будет идти своим чередом. Объективные интересы Беларуси как государства в области уравновешивания влияния России другими центрами силы совпали с интересами гражданина Лукашенко. Но у опыт Украины у него перед глазами. Поэтому Беларусь не будет делать резких заявлений, продолжая балансировать на уровне риторики политиков. И оодновременно — стараться привлечь на территорию страны как можно более сильных игроков из сильных держав.

За лозунги, ценности, в случае проблем, никто Беларусь защищать не будет (тем более, учитывая личность до недавнего времени "последнего диктатора Европы"). А вот за собственные экономические интересы, возможность получать политические услуги сильные мира сего могут вступиться. Не зря, говоря о сотрудничестве с Китаем, Беларусь в первую очередь завлекает государственные военные корпорации — за частный бизнес КНР не любит устраивать пикировки, а государственные деньги защищает жёстко.

С США ещё проще — можно продать оружие сирийской оппозиции (из которого потом убивают русских наёмников), можно подсобить Украине, заработав параллельно и на том и на том. Главное в данной схеме — быть нужным. Не близким, не разделяющим "светлые идеалы", а нужным — здесь и сейчас.

В риторике официального Минска ничего не изменится в ближайшее время — разговоры о дружбе с РФ будут и дальше идти. Ведь схема работы "лозунги в обмен на деньги", когда Минск говорит о братской любви (параллельно выхолащивая документы о сближении стран), а Москва за это платит, работает с начала нулевых — с того момента, когда Лукашенко понял, что его идея "сесть в кремлёвский трон сдав Беларусь" не сработает при Путине.

В Беларуси есть хорошая поговорка "языком матляць не мяхі цягаць" (языком трепать не мешки таскать). С одной стороны, громкие заявления — это хорошо и красиво. Но именно переносом тяжестей создаётся фундамент для будущих конструкций национальной безопасности. Учения, в которых в комплексе задействованы силовики, спецслужбы, армия, местные власти, как раз относятся к "мяхі цягаць". А "язык" пока остаётся для заявлений, приятных РФ — схема "лозунги в обмен на деньги" пока работает.

​​​​​Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Оставьте свой комментарий