Анатомия менталитета современного россиянина

Анатомия менталитета современного россиянина

Фото: ТСН.ua

Или почему большинство россиян несмотря ни на что поддерживало и продолжает поддерживать политику Путина.

Говоря о российском менталитете, я хочу выделить в первую очередь те его черты, которые сформировались в последние годы и стали основой для поддержки агрессивной политики Кремля большинством российских обывателей.

В последние годы одной из существенных характеристик, отличающей типового россиянина, стала размытость моральных принципов и норм. Пренебрежение моральными и юридическими нормами сложилось не одномоментно, а инкорпорировалось в сознание общества как минимум в течение нескольких последних лет, притом по разным направлениям. Например, россиянам уже много лет прививается терпимость к такому явлению, как коррупция. Парадокс в том, что кремлевская пропаганда не особо старалась скрыть то, насколько вся выстраиваемая Путиным вертикаль власти пронизана воровством и беззаконием. Однако наряду с этим пропагандисты делали особый акцент на том, что к коррупции не менее склонны и представители либеральной оппозиции. Таким образом, кремлевским СМИ удалось убедить население, что никакого смысла в том, чтобы "менять одних воров на других", нет, и любой человек, оказавшийся у власти, непременно будет красть.

Дискредитация коснулась и демократических ценностей. Путин сделал все, чтобы на сами термины "либерализм" и "демократия" в обществе возникали своеобразные "условные рефлексы": фобии и ассоциации с переворотами, кровавыми революциями, разгулом преступности, кровью, смертями и анархией. Таким образом, пропаганде удалось, с одной стороны, абсолютно дискредитировать и развенчать ценности законности и свободы как таковые, а с другой – породить в сознании россиян иррациональный страх перед носителями демократических взглядов как вовне, так и внутри страны.

В российском обществе было дискредитировано даже понятие правды как таковой, и людям на протяжении многих лет внушали, что объективной правды попросту не существует. Поэтому не стоит удивляться тому, что на фоне подобной размытости моральных норм большинство россиян с радостью приняли принцип: "цель оправдывает средства" и "на войне – как на войне", то есть готовы были признать допустимость абсолютно любых методов достижения целей, включая военную интервенцию в другое государство.

При этом, словно компенсируя высокую степень аполитичности в сфере внутренней политики, большинство россиян проявляет предельную лояльность властям во внешней политике. В России так и не сложилось опор, позволяющих человеку быть относительно независимым от государства. Даже в свободные (политически) 90-е в стране не возникло по-настоящему неприкосновенной частной собственности, независимых судов и самой культуры уважения личности. В России практически каждый человек может столкнуться с беспределом, а затем – с тщетными попытками найти правду и пробить коррупционную стену. Единственной (хоть и не абсолютной) гарантией избежать этого является лояльность к власти – причем настолько активная, чтобы власть об этом знало. Иных способов защиты обыватель для себя не видит.

В свою очередь, режим не оставляет людям компромиссов и полутонов, ставя перед гражданами жестокий выбор: "все или ничего". Любому протесту придается статус революционного, и человек либо должен принимать безоговорочно все, что делает власть, включая расправы с неугодными и военные преступления, либо автоматически жить со статусом врага, предателя и изменника. Понятно, что мириться с таким ярлыком готовы далеко не все.

Однако главная причина такой повышенной лояльности заключается в том, что в период российско-украинской войны пропаганда довольно успешно создала искусственную ситуацию экстремальных условий. Да, далеко не все россияне верят в "фашистов в Украине", но очень многие верят, например, в "злобный Запад" и "страшную Америку". Многие действительно считают, что в Украине Россия воюет с США, и, если не одержит победу там, то затем придется воевать на собственной территории. В этой ситуации Путин выглядит единственным, кто может спасти страну в экстремальных условиях враждебного окружения. Он создает иллюзию, что "сдерживает плотину", что Россия находится в кольце врагов. Более того, как уже говорилось, российская пропаганда уже несколько лет активно внушает, что любое недовольство властью заканчивается морем крови. И внушив людям этот страх, Путин прочно привязал гарантии стабильности (такой, какой ее видят россияне) к своей личности.

В результате у людей практически бессознательно сложилась связка, что   Путин – это единственная возможность сохранить нормальное существование страны в экстремальных условиях.

Отдельно можно выделить косвенный механизм разобщения общества через противопоставление друг другу не только отдельных групп людей, но также самоидентификаций, смыслов и ценностей, которые вполне могли бы сочетаться в одном человеке. К примеру, пропагандистам успешно удалось противопоставить друг другу термины "либерал" и "патриот", внушив россиянам тезис о том, что "либерал не может быть патриотом". Таким же образом были противопоставлены друг другу множество других вариантов идентификации личности, которые на самом деле не содержат между собой никаких противоречий.

Ну и, конечно, в последние годы в России становится популярной тема ностальгии по СССР – отчасти искренняя, а во многом искусственно подогреваемая властями. У таких настроений несколько причин. Поскольку  российская власть преуспела в создании иллюзии России как осажденной крепости, находящейся в окружении врагов, большинство поддерживает "восстановление Россией своего влияния" на территории бывшего СССР, искренне полагая, что при враждебном окружении России жизненно необходима "буферная зона", защитный пояс, некая прослойка между ней и "врагами".

Кроме этого, современная власть при всем ее тоталитаризме и агрессивных попытках регламентировать все сферы жизни общества так и не предложила обществу модели желаемого будущего и какой-либо адекватной парадигмы развития. Отличительная черта современной русской идеологии – это отсутствие ее конкретного наполнения. За идеологически насыщенными понятиями вроде "русский мир", "русская цивилизация", "особый путь развития" не стоит никакого конкретного содержания. Возможно, мы наблюдаем подобное явление впервые в мировой истории – появление некой фарсовой идеологии, квазиидеологии, состоящей лишь из поверхностных, декларативных элементов.

Власть лишь заменила советский миф о "светлом будущем" на идеализированное прошлое. Объектом такой идеализации стал образ Советского Союза. Идеализированный образ СССР дает людям надежду на защищенность не только в сфере внешней, но и внутренней политики: гарантированное рабочее место, соцобеспечение, хоть и низкого качества, зарплату, хоть и маленькую, - словом, социальный "паек", который не зависит от личных усилий, способностей и достижений. На самом деле в России сейчас нет и этого "пайка" – и тем сильнее у людей проявляется ностальгия по нему.

Нельзя сбрасывать со счетов и исторические имперские комплексы россиян. История России – это история империи с превалированием русской культуры и, особенно во времена СССР, с подавлением национальной самобытности входящих в состав Союза республик. Для нее практически всегда был свойственен коллективизм, поиск "особого пути" и обособленность от остального мира, слабое развитие индивидуального сознания и т.д. Поэтому распад империи и отказ входящих в нее народов от доминирующего российского влияния многие россияне действительно восприняли болезненно.

В связи со всем перечисленным возникает сложный вопрос: смогут ли россияне преодолеть все эти черты своего менталитета в обозримом будущем? Однозначного ответа нет. С одной стороны, отдельные особенности так укоренились в сознании людей еще с советских времен, что для искоренения, скорее всего, потребуются десятилетия, если не столетия. С другой стороны, если отбросить активно нагнетаемую в последние годы иллюзию противостояния с Америкой (притом противостояния глобального, на уничтожение, как это внушает российская пропаганда), если не эксплуатировать многократно идею невозможности России выжить и защититься без пресловутых "зон влияния", на проверку окажется, что всего за несколько лет после распада СССР большинство россиян вполне смирилось с существующими границами страны. А это значит, что как минимум фактор территориальной экспансии может быть легко устранен – всего лишь прекращением промывания мозгов.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

 

Похожие темы:

Следующая публикация