Наша бензиновая независимость

Кому выгодно, чтобы мы сегодня импортировали 80% нефтепродуктов, – ответ надо искать в политике государства. 

География компаний-поставщиков топлива в Украину широка. Это десятки стран, в том числе Беларусь, Великобритания, Венгрия, Греция, Египет, Израиль, Индия, Казахстан, Литва, Нидерланды, Польша, Российская Федерация, Румыния, Словакия, Туркменистан, Турция, Швеция и другие. Однако львиная доля нефтепродуктов поступает либо из России, либо производится из российской нефти. В 2016 году доля поставок бензина из Беларуси и РФ составляла 81%, дизельного топлива 70,6%, а сжиженного углеводородного газа – 87%.  Главный фактор, почему мы больше всего закупаем именно российского топлива, – это цена. Пока альтернативы для Украины нет.  

И это удивительно, потому что, без преувеличения, Украина – это нефтяная держава. В рекордный 1998 год на наших нефтеперерабатывающих заводах было переработано 61,8 миллиона тонн нефти. При этом для внутреннего потребления было достаточно порядка 20 миллионов тонн. Остальная продукция шла на экспорт. По итогам 2016 года было добыто и переработано всего 2,237 миллиона тлнн украинского нефтяного сырья, и это на 7,5% менее, чем в 2015 году.

Как видим, Украина способна обеспечить всех потребителей топливом отечественного производства. Однако сегодня для этого необходимо увеличить добычу украинской нефти и модернизировать имеющиеся украинские нефтеперерабатывающие предприятия.

В настоящее время работают лишь два крупных завода – Кременчугский нефтеперерабатывающий и Шебелинский газоперерабатывающий. Запустить другие не представляется возможным из-за имущественных споров и проблем с обеспечением нефтью. 

Однако, если даже предположить, что заводы получат нефтяное сырье в объемах, достаточных для ее эффективной переработки, все равно обеспечить низкую себестоимость топлива и, как следствие, низкие цены для потребителя без реконструкции заводов невозможно.

В 2001-2013 годах в модернизацию всех отечественных предприятий было вложено меньше, чем в одну установку гидрокрекинга Мозырского НПЗ в Беларуси. В результате нефтеперерабатывающая отрасль Украины не была переориентирована на внедрение новых технологий, минимизацию потерь сырья, достижение европейских стандартов. Последнее десятилетие было периодом полного провала государственной политики как в области добычи нефтяного сырья, так и самой нефтепереработки.

Для возрождения эффективной нефтепереработки Украины в будущем достаточно иметь 1-2 предприятия большой мощности, в которые будет вложено достаточно средств для обеспечения глубокой переработки сырья (преимущественно внутренней добычи). Кроме того, для обеспечения сезонного потребления необходимо иметь 15-20 предприятий малой мощности, которые были бы способны обеспечить потребителя топливом приемлемого качества в регионах, не слишком привлекательных для крупных предприятий и импортеров.

Кому выгодно, чтобы мы сегодня импортировали 80% нефтепродуктов, – ответ надо искать в политике государства по отношению к украинским нефтедобытчикам. Сейчас трудно переоценить роль энергоносителей для страны. Поэтому вопрос уже не только в критической зависимости экономики, но и в угрозе энергетической безопасности, перерастающей в национальную угрозу.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Оставьте свой комментарий

Следующая публикация