Ничего личного, только "Северный поток-2"

Ничего личного, только "Северный поток-2"

Фото: ТСН.ua

Скорее всего, этому газопроводу в обход Украины — быть, но нам стоило бы больше внимания обращать на юг, чем на север.

С конца 1990-х российский газ идёт в Европу двумя основными маршрутами — через Украину и Словакию — по газопроводам "Союз" и "Дружба", и через Беларусь и Польшу — по газопроводу "Ямал-Европа". По "Союзу" газ транспортируется с оренбургского и среднеазиатского направления. По "Дружбе" — из Надыма (это — север Западной Сибири). По "Ямалу" — с Ямальского полуострова.

Поскольку в РФ энергетические ресурсы официально рассматриваются как средство политического давления на государства-импортёры, Кремлём была поставлена задача формирования избытка трубопроводных мощностей и, как следствие, сведения к минимуму зависимости России от государств-транзитёров — Беларуси, Украины и Польши.

Что до Украины, то нам следует обращать внимание, прежде всего, на Юг. Сегодня почему-то считается, что основной целью нашего агрессивного северо-восточного соседа является "строительство газопроводов в обход Украины". Но непосредственной альтернативой идущему через Украину "Союзу" являются лишь те проекты, что конкурируют с ним по ресурсной базе, а именно — несостоявшийся "Южный поток" и все трубопроводы, которые пройдут или уже проложены по дну Чёрного моря. Именно они способны существенно сократить транспортное плечо между Россией и государствами Юго-Восточной и Южной Европы, сведя к нулю транзитные преимущества нашей страны.

Прямой альтернативой идущему через Украину "Союзу" являются лишь те проекты, что конкурируют с ним по ресурсной базе

Между тем основной ресурсной базой обеих веток "Северного потока" является Южно-Русское месторождение, расположенное на полуострове Ямал. Поэтому строительство "Северного потока-2" угрожает, в первую очередь, Польше, так как является прямой альтернативой газопроводу "Ямал-Европа", идущего через эту страну в Германию.

По своей пропускной способности и протяжённости "Северный поток-2" в целом не отличается от первой ветки, "Северного потока", действующего в коммерческом режиме с 2012 года, но есть различие в составе акционеров. Ими, кроме "Газпрома", владеющего 51% акций, являются немецкие E.ON и BASF/Wintershall, австрийская OMV, французская ENGIE и британско-нидерландская Shell. Одновременно со второй веткой "Северного потока" начато строительство его сухопутного продолжения — газопровода Eugal, идущего параллельно небезызвестному OPAL до основного газового хаба ЕС близ Баумгартена.

Понимая, что после достройки "Северного потока-2" "Ямал-Европа" может полностью обмелеть, польские компании и Польша как государство-член ЕС активно выступали против российского проекта — подавали в суд, просили США распространить экономические санкции на участников строительства газопровода, ставили вопрос о недопустимости реализации проекта в европейских институциях, формировали "антигазпромовскую коалицию". Однако ожидаемых ответов поляки так и не получили.

Более того, 28 сентября прошлого года юридический департамент Совета ЕС подтвердил, что Еврокомиссия не может заблокировать достройку "Северного потока-2". В основе соответствующего решения лежат четыре тезиса. Во-первых, экспортные трубопроводы в нормативно-правовых актах ЕС не упомянуты. Во-вторых, нормы ЕС неприменимы к внешним поставщикам. В-третьих, регулированию подлежат лишь наземные газопроводы, а не морские. И, наконец, в-четвёртых, после появления новой трубы надёжность поставок не уменьшится, а возрастёт, поскольку сократит зависимость от государств-транзитёров.

Обратите внимание: если следовать логике данного решения, то энергетической безопасности ЕС угрожает не усиление зависимости от поставок российского ресурса, а "газовые войны" между РФ и государствами-транзитёрами.

Неудивительно, что началу реализации "Северного потока-2" не помешали протесты прибалтийских государств и датских "зелёных", запретивших прокладку трубы через свои морские экономические зоны. Как ни странно, но эти выступления лишь принесут дополнительную прибыль немецким поставщикам труб и нидерландским подрядчикам, выполняющим их бетонирование, поскольку им придется удлинить подводную часть газопровода.

28 сентября прошлого года юридический департамент Совета ЕС подтвердил, что Еврокомиссия не может заблокировать достройку "Северного потока-2"

В связи с этим следует подчеркнуть, что нынешняя Европа реализует исключительно прагматичную политику, далекую от романтики, идеологии или "революционной" морали. Если хотите – современный вариант Realpolitik. Не следует думать, что в Брюсселе или Берлине, Лондоне или Париже спят и видят, как бы помочь Украине. Ведь в политике закон выживания самого сильного играет такую же роль, что и закон тяготения в материальном мире.

Поэтому ни одна европейская структура не рискует ограничивать предпринимательство и вмешиваться в деятельность частных компаний, которые реализуют проект и способны обеспечить в будущем миллиардные поступления в бюджеты Германии, Австрии, Франции, Нидерландов. К тому же, особенности принятия решений в ЕС таковы, что без голосов перечисленных государств Совет ЕС не в состоянии запретить строительство трубы на законодательном уровне, даже если решит проигнорировать выводы собственных юристов.

Нынешняя Европа ведет прагматичную политику, далекую от романтики и морали, и ни одна европейская структура не намерена предпринимать действия, ограничивающие предпринимательство и, как следствие, финансовую выгоду частных компаний. Поэтому власти Германии, Австрии, Франции и Нидерландов выступают против вмешательства в дела своих частных компаний, которые реализуют проект и способны обеспечить в будущем миллиардные поступления в бюджеты этих государств.

Безусловно, это не единственная причина. Германия хочет оставаться в ближайшие десятилетия основным газовым хабом ЕС, с которого будет вестись торговля для всех стран Европы. Все газовые потоки она не сможет контролировать, но поставки газа из России, которые будут идти в страны Северной и Центральной Европы — вполне.

К тому же "Северный поток-2" становится альтернативой поставок через Словакию и Украину, а всей Европе ясно, что от любых посредников в этом вопросе проще избавиться, чем становиться заложником войны между Украиной и РФ. После постройки новой трубы никто не полетит в Киёв, чтобы помочь разобраться в очередной газовой проблеме.

В общем, Германия настроена решительно, поэтому и строительству, и запуску "Северного потока-2", скорее всего, быть.

Ровно та же ситуация с Австрией, Великобританией, Италией, Нидерландами, Финляндией, Францией, Швецией, Швейцарией и другими государствами, компании которых так или иначе вовлечены в проект. В первую очередь, они преследуют свои национальные интересы, и это является их приоритетом. Если страна заинтересована в том или ином проекте — она будет его поддерживать. Это как раз то, чему стоило бы поучиться и Украине. К сожалению, наши политики предпочитают лишь подпевать кому-то, а не заводить собственную песню.

Нынешняя Европа ведет прагматичную политику, далекую от романтики и морали

Что касается участия во всей этой истории США. Вашингтон пытается противостоять строительству "Северного потока-2", аргументируя это "обеспокоенностью энергетической безопасностью Европы" и небезразличием к судьбе Украины. Только каких-либо реальных шагов для этого наш стратегический партнёр пока не предпринял.

Достаточно вспомнить, что газопровод "Союз", фрагментом которого, напомню, является ГТС Украины, строился при куда более активном противодействии США. Тогда администрацией Рональда Рейгана против участников строительства были введены санкции, много более существенные, чем те, что обсуждаются сегодня (даже гипотетически). В частности, был запрещён экспорт технологий и заблокированы финансовые операции банка, обслуживавшего строительство. Но и тогда ФРГ пресекла невыгодную ей политику, обеспечив все необходимые транзакции.

Кстати, здесь уместно подчеркнуть, что США выступают против "Северного потока — 2" не потому, что боятся конкуренции со стороны РФ на европейском газовом рынке. Увы, но для этого у американцев нет ни газовозов, ни достаточных экспортных мощностей на Атлантическом побережье, порты которого всегда были ориентированы на импорт. Плюс сам газ, добывающийся в Северной Америке, по цене не может конкурировать с трубопроводным российским.

Не исключено, что в будущем у США таки найдутся и свободные объёмы стремительно дешевеющего в добыче газа, и заводы по сжижению, и флот, чтобы достойно конкурировать с российским ресурсом. Но это будет лет через 10, и то, скорее, американцы будут ориентироваться не на мизерные европейские, но азиатские рынки, поскольку будущее, все-таки, за ними.

Так что заявления представителей США, будто "Северный поток-2" угрожает энергетической безопасности Европы, тогда как сами немцы утверждают обратное, свидетельствует, что обеспокоенность со стороны Штатов носит исключительно политический характер. Но главное здесь — перейдут ли они от слов к делу, или их обеспокоенность так и останется на уровне заявлений.

Еще один вопрос, который возникает относительно "Северного потока-2" — где Россия возьмет необходимые на строительство 9,9 млрд евро. Однако вряд ли финансирование станет проблемой, поскольку ожидаемая доходность проекта, по расчётам его участников, будет в 1,2-1,5 раза выше, чем у большинства объектов капитальной энергетической инфраструктуры в Европе. Она привлекла, в частности, один из крупнейших итальянских банков Intesa Sanpaolo, который не смутили даже политические риски. К тому же бОльшую часть работ финансирует сам "Газпром", без видимого ущерба для себя закопавший полтора десятка миллиарда долларов в несостоявшийся "Южный поток".

По заказам российского монополиста уже работают шведские, финские, немецкие, нидерландские, швейцарские подрядчики. Что, кстати, неудивительно, поскольку компании, с которыми подписываются контракты на ведение подготовительных и строительных работ, имеют от этого много бонусов. Ведь если сравнить затраты на строительство одного километра российской трубы с аналогичными китайскими проектами, разница выходит весьма значительной.

Германия настроена решительно, поэтому и строительству, и запуску "Северного потока - 2", скорее всего, быть

Впрочем, не следует думать, что строительство "Северного потока-2" угрожает лишь транзитному будущему Польши. Этот трубопровод ставит под вопрос возможность использования нашей страной схемы "виртуального реверса". Она состоит в том, что Украина отбирает из транзитной трубы часть газа, приобретённого европейскими операторами, на территорию которых этот ресурс физически не поступает.

И если наша страна не сможет предложить южно- и центральноевропейским операторам более привлекательные, чем у совладельцев "Северного потока", условия, им будет выгоднее получать газ с севера. И платить за дополнительные 3000 км маршрута придётся как раз нам, а не итальянцам, болгарам, венграм, чехам, словакам.

В общем, прежде чем Украину снова поставят перед фактом, нам следует предложить сторонам устраивающую их  альтернативу, ведь на самом деле "Газпром" тоже заинтересован в транзите газа в Европу через Украину, поскольку этот маршрут является кратчайшим для большинства потребителей.

Впрочем, для начала необходимо ответить на вопрос: следует ли сотрудничать с российскими компаниями, пусть и через европейских посредников. Или мы говорим, что у нас, помимо политических, есть экономические интересы, и думаем над тем, как сделать украинскую ГТС более привлекательным активом. Или же говорим — мы не ведем никаких дел с агрессором, пусть и в ущерб бюджету, и оставляем транзитную трубу себе на память или сдаём её металлургам на металлолом.

Пора определиться — иначе двигаться дальше будет невозможно.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация