На границе эластичности

Стоимость бензина уже настолько велика, что его дальнейшее подорожание заставит водителей отказываться от своих машин.

Часто спрашивают – почему, когда нефть дешевеет, цены на АЗС растут? Дело в том, что транспортные средства заправляют не нефтью, а бензином, на стоимость которого влияют сотни разных факторов, и цена на нефть – всего один из них. На розничную цену влияет также стоимость переработки нефти, налоги, а также стоимость доставки готовых нефтепродуктов до АЗС.

Зарплата составляет лишь треть в структуре условно постоянных затрат или порядка 2% в структуре цены топлива. С учетом этого, повышение минимальной заработной платы до 3200 гривен тоже становится фактором роста цены, однако не определяющим. 

Кроме того, с 1 января 2017-го отменен акцизный налог на розничную реализацию топлива, который составлял 0,042 евро за литр. Он включен в акцизный сбор, взимаемый при импорте и производстве нефтепродуктов. Плохое администрирование этого налога привело к тому, что значительная часть недобросовестных компаний уклонялась от его уплаты. Это позволяло им устанавливать более низкую, чем у других компаний, цену.

Теперь этот неудачный эксперимент правительством прекращен, и у розничных операторов нет возможности уклоняться от его уплаты. Это уже привело к росту ценников на АЗС нижнего ценового диапазона. казалось бы, что величина этого акциза невелика и составляет всего около 1,5 копейки на литре. Но каждая копейка в цене выливается почти в 300 миллионов гривен в год, которые платим мы с вами.

В соответствии с используемой Минэнерго расчетной методикой, доля налогов в цене бензина составляет около 41%. Закупочная стоимость ресурса – 39%. Затраты трейдеров на логистику и транспортировку (с учетом потерь продукта), а также условно-постоянные затраты АЗС – соответственно 5 и 7% (в среднем). Таким образом, операторам "белого" рынка остается всего 8% торговой наценки (сравните с 80% в украинских супермаркетах). Эта величина сопоставима с европейским уровнем, так что ни о каких сверхприбылях трейдеров, предлагающих качественное топливо и уплативших все налоги, речь не идет.

Сегодня в число значимых факторов, которые определяют розничную цену топлива, выходит еще и колебание курса национальной валюты. Непрогнозируемость курса гривны – это основной внутренний фактор риска ценообразования. Каждая потерянная гривна по отношению к доллару – это рост цены на 80 копеек на одном литре топлива. Причина проста – 80% топлива импортируется, а значит, закупается за валюту. Курсовые колебания и ограничения, накладываемые периодически Национальным банком на операции с валютой, вынуждают трейдеров повышать цену. В результате, покупая топливо, украинцы переплачивают на каждом литре примерно две гривны только из-за колебаний курса.

И все же сейчас основной проблемой топливного рынка является не низкое качество нефтепродуктов, завышенная цена или нецивилизованная конкуренция, а слабая платежеспособность украинцев, неспособная обеспечить объемы продаж, достаточные для нормальной работы розничных операторов. Наша страна занимает последнее место в рейтинге доступности топлива не только среди европейских, но и постсоветских государств. Среднестатистический украинец способен купить на "очищенную" от налогов зарплату всего 154 литров бензина А-95 Евро-4. Это втрое меньше, чем белорус, в 4,5 раза – чем поляк и в 20 раз меньше, чем люксембуржец.

Снижение покупательной способности потребителя ведет к изменению его приоритетов в покупке топлива, иногда даже во вред транспортному средству. Со стел АЗС практически исчез бензин А-98. Ежегодно на 15-20% сокращается потребление высокооктановых бензинов. На этом фоне растет потребление сжиженного углеводородного газа (СУГ), который почти вдвое дешевле бензина. И не смотря на больший расход (в пределах 10-15%), покупать СУГ сейчас выгодней. При большом пробеге стоимость переоборудования автомобиля для использования сжиженного газа можно окупить за считанные месяцы.

Ситуация осложняется еще и тем, что эксплуатируемых в Украине заправок слишком много. Каждая из них ежесуточно реализует впятеро меньше, чем, например, в Польше. Перспективы региональных сетей еще хуже – их можно сократить в 8-9 раз. А с учетом неизбежного роста цен, падения спроса, углубления кризиса – и того более.

Следствием малых проливов топлива через пистолет каждой из АЗС является малый уровень доходов операторов. В результате получаем высокие накладные расходы в пересчете на один литр проданного топлива и невозможность дальнейшего снижения цен без реструктуризации рынка. Говоря простым языком, речь идет о банкротстве части компаний и продажи заправок банками, в собственность которых они попадут, как залоговое имущество по кредитам.

Нынешний уровень розничных цен на нефтепродукты близок к так называемой "границе эластичности", пересечение которой приведет к резкому сокращению реализации. То есть стоимость топлива на украинских заправках уже настолько велика, что его дальнейшее подорожание заставит автомобилистов отказываться от покупок. А поскольку топливный бизнес основан именно на объемах реализации, дальнейший рост цен розничным операторам будет крайне невыгоден.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Оставьте свой комментарий

Аватар
Оставьте свой комментарий

Комментарии к посту

Последние Первые Популярные Всего комментариев: