Искусственный интеллект

Из остроумного и вполне коммуникабельного человека Тьюринга превратили в нарочито аутичного фрика.

22 февраля 2015 года в Лос-Анджелесе состоится очередная ежегодная церемония вручения премий "Оскар". Среди номинантов сразу два мелодраматичных байопика о гениальных ученых: "Вселенная Стивена Хокинга" с Эдди Редмэйном и "Игра в имитацию" с Бенедиктом Камбербэтчем.

У последней — целых 8 номинаций, в том числе в категориях "Лучший фильм", "Лучший режиссер", "Лучший адаптированный сценарий" и номинации за актерские работы для Камбербэтча и Найтли. "Демачозация" героев, которая началась с доктора Хауса, теперь и в широком прокате.

Во время Второй мировой войны британское правительство рекрутирует университетского профессора Алана Тьюринга, чтобы взломать невероятно сложный алгоритм работы фашисткой шифровальной машины под названием "Энигма".

В центре сюжета — трагическая судьба отца теории искусственного интеллекта и дедушки компьютера, которого после войны привлекли к уголовной ответственности за гомосексуализм, приговорили к гормональной терапии и довели до самоубийства. И ещё немножко программной борьбы с сексизмом от лица Найтли которую, видимо, за неё и номинировали на "Оскар".

"Игра в имитацию" хоть основана на реальных событиях, но гораздо больше "основана", чем "на реальных". Глупо винить художественное произведение, по определению не претендующее на документальность, в том, что оно не правдиво. Кинематограф вообще безжалостно относится к историческим фактам.

Фильм, как известно, это жизнь без скучных подробностей. Тут другая штука. В глазах обывателя жизнь Тьюринга, которая без сомнения заслуживает отдельного фильма, проходила в полной пустоте. Как это показать сценаристу, задача которого конвертировать человеческую жизнь в ряд ярких и понятных широкой аудитории эпизодов?

Невозможно достоверно показать на пальцах мир человека, когда тебе не дано даже отдаленно представить и понять, что и как происходит у него в голове. С музыкантами, актерами и политиками в этом смысле сильно проще. В качестве решения этой сценарной задачи появился условный экранный образ ученого, очень близкого к 60-секундному знатоку из программы "Что? Где? Когда?".

Он приходит, видит и побеждает, добивая сцену смешным комментарием. Его "мысли" либо светятся в воздухе, как в "Шерлоке", либо приколоты на стенку, как в "Игре". Такой интеллект на экране — искусственный, но зритель так давно с ним сроднился, что уже давно не замечает, как каждый раз проваливает "тест Тьюринга"*.

В реальности это — годы тяжелейшей работы и умственного напряжения. Но кому это интересно? А ведь надо увлечь биографией математика зрителей с последнего ряда. Так что когда не знаешь, на чем делать акцент, выбирай эмоции. У них больше всего точек пересечения с внешним миром.

Только 24 декабря 2013 года Тьюринг был посмертно помилован королевой Великобритании Елизаветой II. Премьера фильма состоялась летом следующего года. Движимые, очевидно, похвальным стремлением вызвать сочувствие к своему персонажу, создатели фильма не только слишком уж усердно насытили повествование душещипательными эпизодами, но и превратили Тьюринга, о котором современники отзывались как о человеке остроумном и вполне коммуникабельном, в нарочито аутичного фрика.

"Гра в імітацію"_2

Сведений о его личности сохранилось мало, поэтому Бенедикт Камбербэтч шел по своим следам, используя наработки из "Хокинга" и "Шерлока". Все подобные персонажи в массовой культуре, от Доктора Хауса, Шелдона и Шерлока, вышли из главного героя сериала "Звёздный путь" — Спока, которого сыграл Леонард Нимой. Причем, в отличие от Спока, перечисленные персонажи проявляют признаки социопатии абсолютно спонтанно, порой не имея для этого логических обоснований. Потому что чудики. Им положено.

История с объявленным на всю страну конкурсом на быстрое разгадывание кроссвордов (по мысли экранного Тьюринга - ценнейшее достоинство для криптографа), выигранным героиней Найтли, благодаря чему её и зачисляют в шифровальное подразделение, является тем самым ярким эпизодом, хоть и довольно грубым вымыслом. Если придумывать испытание, близкое к реальности, то кандидатов на должность следовало бы посадить в комнате и попросить от руки переписать телефонный справочник. Вставший выбывает. На такую работу годятся люди с железным задом, но кроссворд как-то кинематографичнее. Ну и т. д.

В результате получается очень понятная и жалостливая история ученого, авторы которой не имеют ни малейшего понятия о том, о чем сняли фильм. Если во время сеанса в кинотеатре выйти за попкорном или случайно уснуть, вряд ли можно упустить что-то важное. Основные идеи повторяются несколько раз в разных эпизодах, увеличивая хронометраж до двух часов.

*Человек взаимодействует с неизвестным собеседником. На основании ответов на вопросы он должен определить, с кем он разговаривает: с человеком или компьютерной программой. Задача компьютерной программы — ввести человека в заблуждение, заставив сделать неверный выбор.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Оставьте свой комментарий

Следующая публикация