Война в Сирии: три иллюзии

Война в Сирии: три иллюзии

Фото: www.aboutru.com

Что там происходит и чего ожидать.

Прошло три недели со времени начала российских воздушных ударов в Сирии, и уже сформировались как минимум три вида иллюзорных представлений о том, что там происходит и чего ожидать.

Иллюзия 1. Вмешательство России приведет к уничтожению ИГИЛ, объявленного в России, да и на Западе, террористической организацией. Ах, если бы можно было в это поверить! Я в течение многих месяцев трубил изо всех сил о необходимости понять, наконец: вот он, враг, вот раковая опухоль на теле ислама, угроза жизни человечества. Все время говорил тем, кто зациклен на ненависти к Америке: поймите, американцы никогда не пришлют смертников, чтобы устраивать взрывы в Москве, а эти изверги–запросто. И я бы первый признал правоту и Путина и Кадырова. Но –увы!

С воздуха войну не выиграешь, об отправке российских сухопутных войск, как уверяет президент, не может быть и речи. Значит, только так: мы воюем сверху, армия Асада снизу. Сколько дней подряд наши СМИ уверяют нас, что началось долгожданное мощное наступление сирийской армии. Газеты пишут об "успешном наступлении правительственных войск", " серьезных успехах войск Асада", о том, что "освобождено несколько важных в тактическом плане территорий", "боевики бегут" ( "Независимая газета", 19 октября). Но для настоящего анализа наступательной операции необходима по крайней мере карта с указанием линий фронтов до начала операции и в момент написания обзора, а также цифры взятых в плен. Мы ничего не видим, кроме названий нескольких деревень. Мы не можем быть уверены, что под бомбами, сброшенными где-нибудь вблизи Дамаска, Хомса и Алеппо, погибли именно вторгшиеся из Ирака террористы, а не бойцы сирийских повстанческих образований. Ведь наши СМИ рисуют настолько искаженную картину, что народ верит: в Сирии воюют две силы, армия законного президента и террористические бандформирования. А на деле там идут пять войн, и даже при эффективной российской поддержке с воздуха правительственным войскам пришлось бы разгромить не только исламистов-террористов (условно назовем их пришельцами), но и умеренных исламистов типа "Братьев-мусульман", и Свободную сирийскую армию с родственными ей светскими оппозиционными группировками ( назовем их всех повстанцами). Глава президентской администрации Сергей Иванов вообще подозревает, что Свободная сирийская армия–это фейк. Правда, тут же встает вопрос: а с кем же воевала правительственная армия целых два года, пока еще не было в стране ни ИГИЛ, ни Джабхат ан-Нусра, и воевала не слишком удачно, даже имея российские самолеты, танки, ракеты и орудия? Хорошо воюют элитные алавитские части, ливанская шиитская Хизбалла и иранский спецназ, а на основную массу мобилизованных солдат-суннитов Асад вряд ли может положиться. Но даже если при поддержке российской авиации, не дающей поднять голову ни пришельцам, ни повстанцам, армия освободит большую часть страны, кроме фактически уже наполовину отделившихся курдов, будет ли это означать конец ИГИЛ и Джабхат ан-Нусра? Сомнительно; они уйдут обратно в Ирак, используя модель Талибана: не подставлять зря голову под бомбы великой державы, укрыться на соседней территории, переждать и вернуться. Время на их стороне. Как гласит арабская пословица, бедуин отомстил через сорок лет и сказал: я поспешил.

Но представим себе нечто уже почти невероятное: блестящую, всемирно-историческую победу российско-сирийского оружия, падение " халифата". Исчезнет ли мощное, динамичное, привлекательное для сотен и сотен тысяч молодых людей ( далеко не только арабов) движение воинственного исламизма? Боюсь, что вряд ли. Семена, брошенные Бен Ладеном, уже принесли свои ядовитые плоды. Те бойцы, которые уцелеют после войны, вернутся в свои страны–израненные, озлобленные, помнящие похороненных товарищей и стремящиеся отомстить за них. Кому? Победоносному врагу–России, ведь ее роль в рассматриваемом сценарии будет решающей, и эту роль ей не простят радикально настроенные сунниты всех стран, уже сейчас называющие русских пособниками шиитов, персов, американцев и сионистов. "Мусульмане поднялись, создали халифат, чтобы стереть следы вековых унижений, и кто же нанес удар в спину ? Россия"–вот что разнесет Интернет по странам и континентам. Наивные люди у нас полагают, что бомбы уничтожат именно тех террористов, которые могли бы придти к нам , взрывать и убивать. К сожалению, таких смертников немало найдется и в случае полного краха ИГИЛ. В том числе и среди тех, кто не отправился воевать в Сирию.

Иллюзия 2. Рано или поздно Запад поймет (да уже понимает), что ИГИЛ для него страшнее Асада и что здравый смысл диктует необходимость объединения усилий с Россией– ведь враг-то общий. И Асад уже не опасен, ведь все его зло только в том, что он союзник Ирана, а с Ирана Америка, вот, уже санкции снимает. И повстанцам в Сирии, включая даже Свободную сирийскую армию, надо втемяшить в глупую башку, что ИГИЛ их сотрет в пыль и кровавую грязь. Привлечь здоровые силы с обеих сторон, прикрыть их СУ-24 и СУ-25 – и от исламистов камня на камне не останется.

Действительно, Обама прекрасно понимает, что Асад для него – меньшее зло, но он не в силах противостоять и республиканскому большинству в Конгрессе, и туркам с саудовцами; все они тупо стараются игнорировать ужасающую перспективу захвата Дамаска джихадистами. Есть и логика, но она работает в обратную сторону, против примирения " здоровых сил". Это логика алавитов, справедливо опасающихся, что устранение Асада будет означать начало крушения всех позиций их общины. И это логика повстанцев, ни  один из которых, даже сверх-умеренный, ни за что не согласится на сохранение системы, возглавляемой Асадом, хотя бы из боязни оказаться не то что белой вороной, а просто предателем. И это логика российского руководства, опасающегося, что сдать Асада– это значит крупно подставиться, так, что все скажут: "Кремль сдал своих под давлением Америки".

Поэтому никакой коалиции не будет. Конференции, переговоры–все это будет, дипломаты будут отрабатывать свой хлеб. А люди с автоматами будут стрелять.

Иллюзия 3. Россия хочет на самом деле "дружить" или по крайней мере сотрудничать с Западом, фактически даже предлагает США тактический военный союз. Путин добился своего, навел шороху на весь мир, привел всех западных политиков в замешательство, продемонстрировал и мощь российского оружия, и невозможность обойтись без России при решении критических мировых проблем. Теперь можно и " мягкую силу" показать, выступить инициатором создания некоей мини-антигитлеровской коалиции, возглавить кампанию против мирового терроризма, чтобы все видели: Россия не только не какой-то изолированный изгой, а наоборот – командует парадом. Как логично и как прелестно!

Если бы человечество руководствовалось здравым смыслом… Недальновидность, темные страсти, зависть и ненависть, боязнь лидеров оказаться слабаками, потерять лицо, жажда пиара и показухи, стремление " набрать очки" в политической игре – насколько же это важнее разума и логики! Так было всегда; еще в Евангелии от Иоанна было сказано:  "Люди более возлюбили тьму, нежели свет". А тьма – не только грех, но и глупость, близорукость, самомнение. Последние полтора года показали: несовместимы мы с Западом. Не верим ему ни на грош, а он – нам. Там, за океаном, говорят: "Крым и Украина показали подлинное лицо агрессора, угрожающего мировой безопасности", а здесь, в Москве: "Америка хочет, чтобы России вообще не было на земле". Мировоззрение – насквозь противоположное. Конфронтация будет продолжаться. Мировой войны не будет, и то хорошо.

А если вернуться к исламистам-джихадистам –  что же, они непобедимы, и нам век с ними жить? Нет. Просто ни военным, ни дипломатическим путем эту войну не выиграешь. Экономика – другое дело: задушить костлявой рукой голода. Добиться, чтобы ни бочки нефти у них никто не покупал, и ни денег, ни оружия никто не давал. "Халифат" рухнет, как говорил про Третий рейх товарищ Сталин, под тяжестью собственных преступлений. Иракские сунниты, как и несколько лет тому назад, не вынесут убийств и безобразий экстремистов, и сирийские сунниты тоже не выдержат в конце концов. ИГИЛ – не монолитная конструкция, в нем появятся большевики и меньшевики. И среди духовных лиц мусульманского мира будет расти число понимающих, в какую пропасть тащат ислам джихадисты. Если не верить в это–как жить в ХХ1 веке?

Оригинал публикации - читайте на сайте Эхо Москвы.

Похожие темы:

Следующая публикация