Вот такое оно, малята

Вот такое оно, малята

Юрий Андрухович / Фото: vasyltereshchuk.blogspot.com

Наши правители, как и герои мультиков, болтают смешные глупости, ведут себя, как мультипликационные болваны-двоечники или недалекие и жадные лжецы.

"Кина нет", - говорил я и в 70-е годы, и в 80-е, и в прошлом десятилетии. О 90-х же я вообще молчу – они сами по себе были этим самым кино. Говоря "кина нет", я имел в виду, что нет нашего кино, украинского. Нет, конечно, у нас есть несколько эпохальных фильмов, и "Тени забытых предков" наши представители до сих пор возят по всяким международным ретроспективам. Но, к сожалению, эти исключительные киноявления не меняют факта, что "кина все-таки нет".

Зато у нас точно есть мультипликация. Или лучше сказать – анимация. Это слово мне значительно более по душе, поскольку именно душа в нем и присутствует: латинское anima, душа и жизненная сила.

Откровенно говоря, я никогда не сходил с ума по анимации, кажется, даже в детстве. Ладно, я любил сходить в кинотеатр на мультсборники, но никогда от них (позволю себе более современное выражение) не фанател. Анимацию на самом деле любил не я, а мой отец. На старости лет он каждый вечер дожидался "Вечерней сказки" в двадцать сорок пять. В телевизионной программе он каждое утро обводил ее красным карандашом. Он неистовствовал, если в ней почему-то не показывали мультика, а, скажем, просто рассказывали сказочку. Если же в это время кто-то из взрослых пытался переключить телевизор на другой канал, то он становился грудью якобы в защиту внуков: "Не отнимайте у детей последней радости!". Мои дочь и сын были его верными союзниками в таких ситуациях. Но он признавал только рисованные фильмы и сильно нервничал, если мультик был кукольным. Это становилось для него катастрофическим разочарованием вечера – если не всего дня. "Опять кукольный!" - вскипал он так, будто его только что жестоко обмишурили. Зато красивый рисованый фильм, к тому же наш, украинский, делал с ним настоящие чудеса – он становился ласковым, будто дед панас, автор крылатой фразы "Вот така х...я, малята!".

Кстати, эта легенда кочевая. В Польше любят пересказывать историю актера Бронислава Павлика, который в конце 60-х в подобной вечерней программе (у них она называлась "Добраноцка") озвучивал такого себе Мишку, который говорил с детишками из окошка. Однажды, решив, что микрофоны в студии уже выключены, а трансляция закончена, добрый Мишка пошутил: "И на этом, любимые деточки, поцелуйте меня в жопу". Его, ясное дело, уволили. Но он навеки остался в истории польского телевидения.

А тепер – вернемся к анимации.

По удивительному стечению обстоятельств, анимационные фильмы – чуть ли не единственное дело, в котором Украина до сих пор не в последних рядах. С тех пор, как художник Вячеслав Левандовский в далеком 1927 году (пик украинизации!) снял на Одесской киностудии первый в истории украинский анимационный фильм "Сказка про соломенного бычка", наши мастера обречены на просто фантастические успехи. Блаженной памяти Владимир Дахно с его казацкой серией и "Энеидой", Давид Черкасский со смешными приключенческими блокбастерами, и, конечно же, гуру украинской анимации Евгений Сивоконь – эти имена говорят сами за себя. Господин Евгений и сейчас воспитывает все новые и новые таланты. Среди них – шедевральный Степан Коваль с его "Трамваем №9" или "Злыднями", этой удивительной смесью язвительности и доброты. Ученики Сивоконя побеждают на самых престижных международных смотрах. За последние десять лет таких побед украинцы одержали более полусотен. Ну, где бы мы еще так красиво побеждали?

Кому-то это может показаться странным, но многие за границей знает об Украине только по ее мультфильмам. Возможно, это объясняется тем, что у нас не кинематографическая и не театральная, и даже не литературная, а мультипликационная действительность? Тот же "Трамвай", те же "Злыдни"?

Если наших правителей увидеть мультипликационными персонажами, то общая картина выходит не такой уж и хмурой. Они, как и герои мультиков, мелют смешные глупости, ведут себя как мультипликационные болваны-двоечники или недалекие и жадные лжецы, они попадают в комичные пертурбации, падают, больно ударяются, снова встают и снова хихикают. Заклятые враги в секунды становятся друзьями, а те снова врагами, дырявый бюджет не мешает устраивать пышные сказочные праздники. И наши переживания по ту сторону экрана становятся такими же, как они, мелочными. Мы смеемся их тупости, просматриваем ютубовские ролики с их ляпами, ждем все новых и новых порций околополитической веселухи. Разве могут рисованый Бычок-Третячок, эпический Никита Кожемяка, резвый Эней и добряк Железный Волк заменить нам их надоевшую вездесущность? Разве могут они оттеснить на медиа задворки этих потешных дядь и теть с ярко выраженными признаками мультипликационности? "Снова кукольный!" - логично возмущался бы мой отец, попав на прямое включение из Верховной рады.

Смешить народ – единственное, что им удается на самом деле хорошо. Смеятся над ними – единственное, что нам остается. Мы не можем избавиться от них, не можем выключить их навсегда при помощи хотя бы выборов. Или, черт побери, какого-то, извините, народного восстания. Остается смеяться, чтобы не плакать – как советовала Леся Украинка. А она ж таки была настоящая, не нарисованная.

_______________________________________________________________________________

Читайте также:

Эротическая составляющая

Городская мифология – интереснейший аспект городской культуры вообще, а ее эротическая составляющая – самая привлекательная.

Похожие темы:

Следующая публикация