Иностранцы во власти: два повода отказаться

Иностранцы во власти: два повода отказаться

Власть не позволит импортным чиновникам реформировать по полной и докажет, что страна в руинах ей не по плечу.

Кто спасет Украину — вопрос давний и риторический. Но украинская власть на него для себя, похоже, ответила — заграничные реформаторы. Их нашли профессиональные хедхантеры, части — дали гражданство и даже успели назначить на пару ключевых должностей в Кабмине. Минфин отдали родившейся в США дочери украинских эмигрантов, соучредителю Horizon Capital Наталье Яресько. Минздрав — бывшему министру труда Грузии Александру Квиташвили. Минэкономразвития досталось литовцу Айварасу Абрамавичусу. На пост замминистра внутренних дел претендует бывшая глава МВД Грузии Эка Згуладзе.

И хотя Яресько и Абрамавичуса 100%-но импортными чиновниками назвать можно с натяжкой — они много лет живут в Украине — тенденция на лицо. Саакашвили анонсирует: в кадровом резерве украинской власти еще не один грузинский реформатор. Ключевой вопрос - стоит ли надеяться на иностранных менеджеров и чиновников?

С бывшим министром полиции Грузии Экой Згуладзе мы общались несколько лет назад. Украинских журналистов привезли познакомиться с диковинным силовиком. Что именно в нем диковинного, я прослушала, поэтому, попав внутрь футуристического здания МВД, пошла прямиком к мужчине средних лет в строгом синем костюме, который встречал делегацию у входа. Он вполне походил на министра, а субтильная миловидная девушка рядом — на его помощницу. Оказалось, все ровно наоборот.

Министр много рассказывала о грузинских чудо-реформах: как страна пересажала всех воров в законе, о том, что в Грузии не угоняют автомобили и что зарплата у нее ниже, чем у опытных следователей. Она убедительно излагала и отлично держалась. Каждое слово подтверждала статистикой. В Грузии о ней, пожалуй, сказали бы: не женщина — пэрсик, не министр — мечта. Главный вопрос — наша ли? Вряд ли. Как минимум, по двум причинам.

Я помню, как функционировала и взаимодействовала команда Миши в те времена. Они были одной крови, в кругу единомышленников - на разных уровнях. Познакомившись с первым замгенпрокурора, без труда можно было договориться о встрече с тогдашним министром экономики Верой Кобалией. Один звонок - и все улажено. Нужно посмотреть, как работает прокурор Тбилиси? Не вопрос. Сейчас созвонимся и поедем. Ничего, что рабочий день закончился три часа назад — там все на месте. То же самое в министерстве Кобалии. В субботу работать было нормально. Так было принято. И, конечно, эта компания могла, если нужно, без проблем выдернуть для важного разговора на тот момент самого вероятного преемника Миши — Гиги Угулаву.

Они много работали, видели результат и хотели об этом рассказать. Многие вопросы решали по телефону, быстро переходя в разговорах на английский. На их глазах испарялись очереди в госучреждениях, исчезали взятки, в страну приходили инвестиции. Не все в их работе было правильно и эффективно, но они жили на одной волне, и им ничего не мешало делать то, чему их учили в западных ВУЗах. Миша дал им карт-бланш. Если бы что-то не вышло, вина была бы только на них.

Представить этих и похожих на них специалистов здесь - сложно. Исправные грузинские и западные механизмы у нас начнут ломаться. Тут не решают вопросы по телефону (по-настоящему важные для людей, а не личные), госведомства не работают по субботам, а их главы иногда предпочитают "не высовываются" с инициативами, просто чтобы невыгодно не оттенять бездарных политических партнеров. Как у нас, мы знаем, иностранцы — нет. Представляют — да. Но на практике со всей мощью бюрократической машины не сталкивались. Разве что эпизодично, узко, по специфике собственного бизнеса, как Яресько.

Конечно, у заграничных менеджеров есть альтернатива — быстро сменить все неисправные детали и подогнать механизм под правильные стандарты. Так в свое время сделали в грузинском МВД. После реформ, чтобы стать полицейским, кандидатам нужно было пройти серьезный конкурс при поступлении, а потом сильно постараться, чтобы не вылететь из ВУЗа в процессе обучения. Систему перекромсали силой, и ее новая версия идеально подошла молодым чиновникам.

Но и так у нас не выйдет. Не потому, что армию гаишников и милиционеров некем заменить. Найти — не самая большая проблема. И мотивировать не брать взятки можно. А потому, что "приглашенным знаменитостям" в правительстве просто не позволят менять всех подряд. Один окажется другом детства "Самого", второй уж больно активно поддерживал предвыборную кампанию "правильных людей", кто-то вовремя переметнулся на сторону Майдана, а вот этот товарищ помог кому нужно, когда все "кинули". Им скажут: "У вас, ребята, руки, конечно, развязаны, но давайте реформировать и люстрировать через одного".

И те, кто приглашают импортных менеджеров, об этой своей особенности знают. И это знание не оставляет стране шансов. Во-первых, реформы провалятся. Иностранцы разочаруются, кто-то официально обвинит в провале своей работы местные власти и уедет. Будет неприятный скандал.

Электорату власть скажет: Да. Прогадали. Но ведь хотели как лучше. Ну не понимают "понаехавшие" в наших делах. Учтем. Исправимся. Но беда даже не в этом. Если сейчас за реформы возьмутся наши "проверенные" кадры, лучше, чем у экспатов, у них не выйдет.

Но по-настоящему плохо то, что в самый сложный для страны момент власть не стесняется отойти в сторону. Та самая власть, которая еще недавно со всех билбордов и каналов доказывала, что знает рецепт спасения страны, что сохранит, подымет и не допустит. Что их крепкие команды молодых реформаторов знают, какая ответственность лежит на каждом из них.

Мой знакомый из крупного немецкого СМИ, узнав о новых неукраинских министрах, сказал: "После этого ваша власть должна взять пистолет и застрелиться". Для запада такая позиция — еще одно доказательство слабости новой украинской власти. То же должны чувствовать и украинцы. Если не чувствуют, то только потому, что знают своих, и потому лучше пусть они струсят, чем все поломают наверняка. Без шанса на успех.

Какой выход? Взять западных спецов консультантами и помощниками. Найти толковых управленцев не из числа старых друзей и не руководствуясь принципом "как долго мерз на Майдане". Разрешить новым люстрировать и реформировать не через одного, а подряд. Это точно сложнее, дольше, но правильно. Так, как должно быть в стране, народ которой не прикрывался кем-то, идя под пули. В Кабмине пуль нет. Туда можно шагать смелее. Со своими.

Похожие темы:

Следующая публикация