Чемодан. Вокзал. Дамаск

Чемодан. Вокзал. Дамаск

Фото: www.dispatchnewsdesk.com

Страны Восточной и Центральной Европы воинствующе настроены против беженцев, хотя ответственны за их беды не меньше других.

Когда ежедневная либеральная польская газета Gazeta Wyborcza начала дискуссию о том, почему Польша должна принять беженцев, спасающихся от войны в Сирии, она не ожидала такого шквала отзывов, обрушившихся на редакцию. Все они были в основном негативного содержания.

Интернет-сайт газеты фактически взяли в осаду читатели, которые писали, что мусульманам не место в католической Польше, что Польша для поляков. Некоторые вообще высказывали мнение, что беженцам прямая дорога в Освенцим, бывший концентрационный лагерь, где десятки тысяч евреев нашли свою смерть. Общий тон дискуссии был настолько расистским и ксенофобским, что на каком-то этапе газете пришлось закрыть сайт для комментариев. 

Польский премьер-министр Ева Копач, чьей правоцентристской партии "Гражданская платформа" на парламентских выборах 25 октября прогнозируют полное фиаско, сделала крайне мало для того, чтобы смягчить тон дебатов. А жаль.

В последние годы Польша вела уверенную внешнюю политику и на глазах превращалась в серьезного игрока в Европейском Союзе. Отсутствие лидерства ставит эту репутацию под угрозу.

Действительно, Польша в отношении беженцев заняла оборонительную позицию, равно как и другие страны Центральной и Восточной Европы, выступающие против квот для беженцев.

Но 18 сентября, 100 писателей, историков, артистов, журналистов, театральных режиссеров и правозащитников написали открытое письмо, опубликованное фондом Стефана Батория, в котором выразили несогласие с лидерами страны.

Центральная и Восточная Европа, как они пишут, не должна отказывать в помощи беженцам. "К сожалению, многие в нашей стране так не считают".

Это знаковое письмо по трем причинам. Первая – есть ощущение, что западноевропейцы до сих пор не понимают жителей Центральной и Восточной Европы, более того, даже не до конца были уверены, что бывшие коммунистические страны региона могут стать частью ЕС.

"После 1989", пишут авторы, "в европейском сообществе были сомнения относительно возможностей стран Центральной Европы, начиная от стран Балтии и заканчивая Румынией и Болгарией из-за нашей истории, политических традиций и состояния экономик". Нельзя недооценивать это чувство принадлежности к "другим", "второму классу", если хотите.

Авторы указывают и на другой момент: "Наша часть Европы никогда не представляла самую большую угрозу для ЕС в это сложное десятилетие".

Это неискренний аргумент. 11 стран этого региона – члены ЕС.  Они вместе со всеми поддерживали авторитарные режимы в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Они не выработали никакой стратегии в борьбе с "Арабской весной", и последовавшими за ними потрясениями в 2010 году. До сих пор в ЕС нет долгосрочной стратегии в отношении его соседей на Востоке и Юге. Стоит напомнить, также, что большинство стран Центральной Европы поддержали американское вторжения в Ирак в 2003 году.

Отрицать свою вину или считать, что хаос, царящий сейчас в ЕС – не ответственность стран Центральной и Восточной Европы равнозначно самоустранению от проблемы. На самом деле все страны ЕС показали свою неспособность бороться с кризисом и каждый внес свою лепту в это дело.  

Третий аспект опубликованного письма – про суть восприятия беженцев странами Центральной и Восточной Европы в контексте сохранения национальной идентичности региона.

Авторы пишут, что "в отличие от бывших колониальных и имперских держав, которые после Второй мировой войны приняли большое количество иммигрантов, страны Центральной и Восточной Европы не обладают большим опытом сосуществования с людьми разных культур. Тем не менее, мы обязаны проявлять сострадание и оказать им помощь. Это наша обязанность, как европейцев".

По сути авторы выражают принципы, на которых стоит Европа: солидарность и ответственность. "Отказываясь помогать, мы отвергаем европейскую солидарность …мы подрываем ту солидарность, которая в свое время была оказана другими нациями нам".

Но на более глубоком уровне авторы открывают давно назревшую дискуссию о национальной идентичности этой части Европы. Перед Второй мировой войной тут была настоящая какофония языков, многообразие культур, религий и этносов. Нацистская и советская оккупация во многом разрушила тот мир, сделав регион как выразились авторы, регион закрытым для "иных".

По мере того как десятки тысяч молодых людей едут на учебу или работу в Западную Европу, происходят постепенные изменения. Но видимо этих изменений недостаточно, чтобы заставить политиков-популистов, вспомнив прошлое, стать на защиту европейских ценностей. Именно поэтому это письмо имеет большой вес.    

 Оригинал

 

Похожие темы:

Следующая публикация