Рейтинг ПР растет из-за хорошей рекламы и размытой оппозиции

Рейтинг ПР растет из-за хорошей рекламы и размытой оппозиции

Регионалы существенно нарастили свой рейтинг / Фото: Остров

ТСН.ua выяснил, за счет чего партия власти накануне выборов начала наращивать свой рейтинг.

На днях лидер крымской организации "Русский блок", регионал Александр Черноморов не на шутку взбудоражил общественность своей законодательной инициативой признать русский язык вторым государственным. Правда, в Партии регионов от этого тут же окрестились. Мол, это исключительно частное мнение депутата.

Как оказалось,  Черноморов уже и не регионал вовсе. Его исключили из рядов партии,  но не за двуязычие, а за то, что выдвинулся в Крыму вопреки партийной квоте. По "прикормленному" им округу пустили от Партии регионов Александр Баталина, председателя правления ОАО "Завод "Фиолент".

Язык вместо гречки

"Он (Черноморов – авт.) пытается вскочить на подножку поезда Кивалова-Колесниченко, который уже давно ушел, - рассуждает в разговоре с ТСН.ua политолог Вадим Карасев, -  Поезда нет, а он еще думает, что может вскочить на какой-то промежуточной станции, чтобы попасть  в этот поезд. Что-то ж надо предъявлять.  Когда заканчивается гречка, начинается язык". 

Но так ли уж сильна нынче языковая карта?  В последнее время  Партия регионов резко прибавила в рейтинге. Если бы выборы проходили в начале сентября, за "регионалов" проголосовали бы 26,3% опрошенных. Фактически регионалы прибавили 4%. Как объяснить такой рывок?

Некоторые СМИ поспешили сделать вывод, что все дело в языке. Мол, только сейчас проявились результаты закона "Кивалова-Колесниченко". 

Однако социологи и эксперты с такими умозаключениями не согласны. Если бы этот рост был благодаря закону о языках, то это бы произошло на месяц раньше, считает социолог Ирина Бекешкина.

"Мы проводили замеры в середине августа. К тому времени  все языковые баталии уже давно отгремели. И ни на йоту никакие рейтинги не выросли. Они стали меняться несколько позже, уже в сентябре. Языковой вопрос является определенным маркером, делением на "своих" и "чужих", но это деление произошло еще раньше".

Пенсии, реклама и… неопределившиеся

На самом деле, на бонус от избирателей для партии власти повлиял целый комплекс факторов.

Пожалуй, главный фактор – это значительное количество неопределившихся юго-востока, которые ближе к выборам таки решили определиться и выбрали привычных им регионалов.

"Среди всех предложенных вариантов регионалы им кажутся наименьшим злом. Очевидно, потому что у регионалов есть власть. Были сделаны некоторые прагматичные шаги. Остальные им, видимо, не подходят", - констатирует политтехнолог Сергей Гайдай.

Социолог  Ирина Бекешкина также отмечает удачную рекламную компанию Партии регионов. "Когда я смотрю рекламу Партии регионов, то я понимаю, что она была грамотно сделана на основе проводимых фокус-групп. Когда я была в Донецке, я эту мотивацию слышала. Люди говорили: "Да, все воруют,  но эти хоть что-то делают. Все-таки немножко улучшается жизнь людей. Провели успешно Евро, дороги строятся, инфраструктура  улучшается". И  реклама совпадает с мнением избирателей этого региона".

Внефракционный депутат Тарас Черновол связывает рост рейтинга партии власти с двумя причинами. Первое – это "неблаговидность  верхушки объединенной оппозиции", второе -  социальные инициативы.

"Это уже было апробировано в 2004 году. Тогда у  Януковича после повышения пенсий скачок был практически в два раза. Сегодня, конечно же, такого рывка не будет, но пару процентов нарастить на социальных обещаниях они смогут".

Вадим Карасев также считает, что тут основную роль сыграла социалка. "Людям добавили по 100 гривен к пенсии. И для многих это большие деньги, особенно в регионах. Во-вторых, им не за кого голосовать. На востоке и на юге альтернатива  - либо за коммунистов, либо за Партию регионов. В-третьих, очень поднялся Кличко, который забирает голоса у оппозиции".

По прогнозам политолога, эта тенденция сохранится до выборов -  Партия регионов будет первая по спискам. И уже не важно, что Кличко и ОО вместе набирают больше. "Произойдет деполяризация украинской политики. Раньше была "Батькивщина" и Партия регионов. Тимошенко и Янукович. А сейчас оппозиция будет размыта. Будет Кличко. Возможно, зайдет "Свобода". А партия власти всегда может нагнуть коммунистов и сделать их послушными. Поэтому в оппозиционном лагере будет много лагерей. А в провластном лагере будет один лагерь", - прогнозирует Карасев.

"Крым ведется на язык"

Пожалуй, единственное место, где язык может дать ощутимую процентную прибавку - это Крым.

"Для Крыма этот вопрос куда более актуальный, чем для части восточной и южной Украины. Это обычна тема для Крыма, - отмечает Сергей Гайдай. -  Но и для западной Украины языковой вопрос важен. Обратите внимание, там  одна из самых важных тем для оппозиционных политиков  - "захистити мову".

"Крым - довольно специфический регион. Им, наверное, там очень хорошо живется. Они, наверное, там все счастливые и обеспеченные. У них других проблем нет кроме русского языка. Они действительно на языковую карту ведутся", - сам удивляется Тарас Черновол.

Так что, как это не цинично звучит, с политтехнологической точки зрения лидер "Русского блока"  Черноморов поступил правильно. Но рискнем предположить, что его шансы не так велики, учитывая то, что  его конкуренты на округе №2 ремонтирует детские сады и дороги.

Алена Яхно

А за кого Вы собираетесь голосовать на парламентских выборах? Оставляйте свои комментарии под публикацией.

 

Похожие темы:

Следующая публикация