Полный текст отчета международного расследования катастрофы самолета МН17

© Getty Images
Украина 28 сентября, 16:51 1798 13
Добавить в избранное
Уголовное расследование направлено на установление истины и его окончательная цель – выявление и уголовное преследование виновных.

Сегодня, 28 сентября, объединенная следственная группа (JIT) представила первые результаты уголовного расследования причин катастрофы авиалайнера рейса МН17.

17 июля 2014 в рамках этой следственной группы совместно работают представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины.

В пресс-центре Службы безопасности Украины представили полный текст отчета:

Речь идет о большом и сложном расследовани. Чтобы проиллюстрировать свои слова, хочу привести несколько данных, которые помогут вам представить себе его масштабы:

В течение длительного периода времени в расследования, в составе Объединенной следственной группы JIT, участвовало от 100 до 200 следователей и разного рода экспертов. По сей день, ежедневно, работают над делом до ста следователей, прокуроров и экспертов. За прошедшие два года самым скрупулезным образом было расследовано содержание десятков контейнеров, вмещающих тысячи фрагментов и обломков. 1448 из этих фрагментов были внесены в базу данных в качестве вещественных доказательств. К более чем 20 странам были направлены 60 запросов о правовой помощи, и на многие из них был получен ответ. Мы исследовали двадцать различных систем вооружения. Мы зафиксировали пять миллиардов страниц, содержание которых рассматривается на предмет ценности для расследования. Было проведено тщательное расследование и фиксация полмиллиона видеосъемок и фотографий, и было допрошено более 200 свидетелей. Кроме того, были прослушаны 150 тысяч записанных телефонных разговоров, содержание которых были кратко изложено и проанализировано на предмет ценности для расследования и подлинности. В связи с этим более 3500 из этих прослушанных телефонных разговоров были полностью и тщательно зафиксированы, переведены и проанализированы. Все это оформлено в более 6000 протоколов.

Читайте также: Место запуска ракеты и маршрут российского "Бука". Главные выводы расследования катастрофы MH17

Ранее Совет безопасности Нидерландов уже объявил результаты своего расследования. Различные расследования были осуществлены также многими журналистами и группами исследователей, как, например, "Беллингкет". При этом выдвигались различные сценарии и теории, как в средствах массовой информации, так и в сетях Интернета.

Наше уголовное расследование направлено на установление истины и его окончательная цель - выявление и уголовное преследование виновных. Существенная разница между нашим расследованием и журналистским документальным фильмом или заключением расследование по найденным в Интернете материалов, состоит в том, что мы не можем ограничиться выводами, сделанными на основе вероятности. Выводы, которые опираются на законные и убедительные доказательства - самое важное в расследовании Объединенной следственной группы. Причем требования к доказательствам высокие - эти доказательства должны выстоять возможную критику в зале суда. И мы уверены, что собранные нами доказательства исключат любые сомнения в причинах катастрофы. Конечно, последнее слово принадлежит суду. Именно он вынесет окончательное решение.

За прошедший период мы смогли собрать столько доказательств, - как было уже заявлено ранее, - чтобы могли дать ответ на вопрос об использованом виде оружия, но что еще более важно, о том, где конкретно это оружие было использовано. Расследование по выявлению виновных требует больших усилий и дополнительного времени.

Читайте также: Следователи опровергли российскую версию о месте запуска ракеты, сбившей самолет MH17

Обычно мы с большой сдержанностью относимся к заявлениям о результатах еще не занавешенных расследований; результаты расследования выдаются только в зале суда. Однако данное дело коснулось весь мир так глубоко, что мы искали возможности представить вам результаты уголовного расследования уже в более ранней стадии. Мы еще не можем и не намерены рассказать все; иначе мы рискуем сыграть на руку преступникам. Кроме того, суд придает большое значение тайной информации. Поэтому то, что мы сегодня расскажем, ограниченное существующими рамками. Мы также не покажем весь имеющийся у нас объем доказательств. Мы сделали подборку, которая иллюстрирует ход наших умозаключений и выводов.

• Прежде всего, мы остановимся на различных версиях, которые мы исследовали, и на выводах, сделанных нами в связи с этими версиями.

• После этого мы перейдем к результатам расследования, в частности относительно использованного оружия и места запуска.

• В конце мы уделим должное внимание продолжению расследования, направленного на поиск виновных.

Читайте также: Следствие по делу катастрофы MH17 продлили еще на год – будут устанавливать виновных

Данная презентация поможет понять, в какой фазе находится расследование. Кроме этого, мы готовы заявить о том, что мы смогли собрать более достаточное количество доказательств, чтобы составить досье, в котором четко, не оставляя места сомнениям, будет раскрыта причина катастрофы.

I Исследование различных версий

Объединенная следственная группа (JIT) провела максимально широкое расследование, исследуя ряд версий. Мы придавали большое значение расследованию этих версий, несмотря на то, что уже достаточно быстро после начала расследования одна из них представлялась наиболее вероятной. Ведь расследование должно быть беспристрастным и объективным. Не исключено, что в будущем в процессе судебного разбирательства эти версии будут играть роль, если на них, как на возможные альтернативы, будут ссылаться обвиняемые и их защитники. Прокуратура Нидерландов должна будет выдвинуть убедительные аргументы в опровержение этих альтернатив.

Две из этих версий уже вскоре могут быть исключены, как я уже сообщал ранее. Этими версиями были несчастный случай в результате технических причин или человеческого фактора, и возможность теракта, совершенного лицом, находящимся внутри авиалайнера. Оба сценария были нами исследованы и мы не нашли ничего, что указывает в данных направлениях. Совет безопасности Нидерландов (OVV) уже объявил этот вывод 13 октября прошлого года.

После этого осталось еще две версии.

Во-первых, возможность того, что авиалайнер рейса МН17 был сбит другим самолетом, имеет определенную систему вооружения. Данную версию называют также версия: "воздух - воздух".

За прошедший период нам удалось исключить и эту версию - "воздух-воздух".

После этого последует объяснение того, как мы пришли к такому выводу.

Если бы авиалайнер рейса МН17 был сбит другим летательным аппаратом, он был бы обнаружен радиолокационными системами. Радиолокационные изображения (РЛИ) стали поводом для многих споров и беспокойства, но мы располагаем достаточным количеством РЛС, имеющих ключевое значение. Находятся в нашем распоряжении РЛИ предоставленные Объединенной следственной группе JIT как Украиной, так и Российской Федерацией. Недавно группа JIT после осуществления интенсивных розыскных мероприятий обнаружила ценные первичные данные военных радиолокационных систем, зафиксированные мобильным радаром в Украине. Эти данные относились к исследуемому региону. В момент, что нас интересует, данный мобильный радар проводил испытания нового программного обеспечения. Этот радар имел ограниченный диапазон, но обнаружил авиалайнер рейса МН17 и, кроме того, послужил для завершения картины.

Читайте также: Следователи показали точный маршрут российского "Бука" Украиной до и после выпуска ракеты по MH17

Поэтому, с нашей точки зрения, дискуссию по РЛИ можно считать закрытой. Сегодня мы хотели бы подчеркнуть, что материалы в нашем распоряжении дают более чем достаточную базу для выводов в уголовном расследовании. Поэтому мы не нуждаемся в дальнейших дополнительных материалах, чтобы еще больше убедиться в уголовном досье.

Кроме имеющихся в нашем распоряжении РЛИ, мы располагаем протоколами допросов свидетелей, как, например, авиадиспетчеров, которые находились на дежурстве в момент катастрофы. Следователи группы JIT имеют также аудиозаписи переговоров украинских авиадиспетчеров с пилотами самолетов, пролетавших в украинском воздушном пространства 17 июля 2014, включая авиалайнер рейса МН17.

Все эти данные в комплексе создают достаточно полное представление о передвижении воздушных судов в непосредственном окружении авиалайнера рейса МН17. На базе этого представления следственные группы JIT пришли к выводу, что в районе авиалайнера рейса МН17 не находилось никаких воздушных судов, которые могли его сбить. Этого уже достаточно, чтобы исключить данную версию. Кроме этого, многие другие собранные доказательства вносят свой вклад в доказательную базу в пользу последней версии. И эта версия такова: авиалайнер рейса МН17 сбит наземным зенитно-ракетным комплексом.

Читайте также: В Нидерландах озвучили основной сценарий катастрофы MH17

Также и Российская Федерация поставила нас в известность о том, что она располагает "новыми" РЛИ. Исходя из этих соображений, предоставленных Российской Федерацией, также был сделан вывод о том, что на них не видно 2-го воздушного судна, которое могло бы сбить авиалайнер рейса МН17. Также и в других вопросах эти изображения не противоречат нашим нынешним выводам.

На базе массы собранных доказательств мы смогли установить, что именно это был настоящий сценарий событий и что именно он имел место.

Результаты уголовного расследования, а именно в плане использованной оружия и места запуска этого оружия, будут проиллюстрированы с помощью трех видеофильмов. В их кадрах будет продемонстрирована подборка собранных доказательств.

Часть кадров отражает подлинные материалы и события, часть сделана с помощью компьютерной анимации, то есть созданных нами изображений. Два замечания перед показом. В записях некоторых телефонных разговоров, которые будут прослушаны, упоминаются имена отдельных лиц. С этого еще не следует, что эти лица являются подозреваемыми. Кроме этого, я бы хотел что-то отметить по написанию названий населенных пунктов востока Украины. Названия некоторых населенных пунктов имеет разное написание, что, среди прочего, связано с различиями между украинским и русским языком.

Контекст

В пояснениях к ситуации в июле 2014 году на востоке Украины, будет использоваться слово "сепаратисты". Объединенная следственная группа JIT считает важным объяснить, что под этим термином подразумеваются все лица, независимо от их национальной принадлежности, воюющие на востоке Украины против украинских правительственных войск.

В июле 2014 году на юго-востоке Донецкой области велись тяжелые бои. Сепаратисты вели бои, стремясь обеспечить коридор к российской границе, проходящей на юге зоны конфликта. Во время вооруженных столкновений Украинская армия пыталась путем активного использования авиации остановить этот приступ. В результате сепаратисты понесли значительные потери, как в численности личного состава, так и военном снаряжении. Из записей перехваченных телефонных разговоров следует, что сепаратисты в канун празднования 17 июля обсуждали нехватку более эффективных зенитных комплексов для защиты от атак с воздуха. В этих переговорах конкретно упоминается система "БУК". Это связано с тем, что система "БУК" имеет более широкий радиус поражения, чем зенитные ракетные комплексы, такие, как "Стрела" и "Игла", которыми до тех пор пользовались сепаратисты.

Читайте также: После запуска ракеты по MH17 "Бук" вернули в Россию – следователи

В качестве иллюстрации вы услышите перехваченые телефонные переговоры участников вооруженных формирований на стороне пророссийских сепаратистов, говорящих на русском языке. Эти беседы представляют ценность для расследования и имели место вечером 16 июля 2014 и ранним утром 17 июля 2014.

Из этих бесед следует, что сепаратисты остро нуждались в зенитно-ракетных комплексах "БУК", и они им действительно были поставлены.

II Оружие

По результатам уголовного расследования можно сделать вывод, что 17 июля 2014 авиалайнер рейса МН17 был сбит ракетой серии 9M38, запущенной с самоходной огневой установки БУК. Этот вывод сходится с заключением Совета безопасности Нидерландов OVV от 13 октября 2015 г. Огневая установка "БУК" доставлена с территории Российской Федерации и после этого возвращена на территорию Российской Федерации.

III Криминалистическая экспертиза

В процессе расследования мы часто прибегали к помощи экспертов-криминалистов. Именно благодаря криминалистической экспертизе нам удалось установить, что авиалайнер рейса МН17 сбит ракетой серии 9М38.

Кроме криминалистической экспертизы, нами проводились так называемое имитационное моделирование. Имитационное моделирование предполагает инициацию взрыва боевой и целой ракеты в специально подготовленных для испытаний условиях, совершенного группой экспертов-криминалистов из стран, входящих в JIT. В месте имитационного моделирования, в числе прочего, вокруг боевой ракеты были установлены листы, имитирующие обшивку самолета. Вокруг места имитационного моделирования была установлена измерительная аппаратура, в том числе, высокоскоростная видеокамера.

В процессе имитационного моделирования, проведены различные измерения, как, например, измерение скорости поражающих элементов с боевой после детонации. При этом стало возможным увидеть картину поражения вышеуказанных алюминиевых листов в результате перфорации поражающими элементами, выпущенными с боевой и частями ракеты. Результаты этих испытаний сравнивались с другими данным расследования, как, например, с различными фрагментами, обнаруженными в ходе криминалистической экспертизы. Главная цель этих испытаний заключалась в расчете траектории ракеты и сравнение картины поражения со следами, обнаруженными на месте катастрофы.

IV Маршрут и место запуска

Использована для этого установка BUK доставлена на восток Украины с территории Российской Федерации. Следственная группа смогла скрупулезно восстановить маршрут, проложенный установкой Бук и сопровождающими транспортными средствами. Сначала мы делали это главным образом с помощью перехваченных телефонных переговоров и видео- и фотокадров, найденных в социальных сетях. После того, как в прошлом году мы разместили призыв, к нам обратился ряд свидетелей, которых мы допросили и которые дали показания о том, что видели передвижения установки "БУК".

Следователи группы JIT провели следственные действия по установлению ряда мест запуска. Также были изучены два места в непосредственной близости от поселка Зарощенское. Эта зона была указана, среди прочих, Министерством обороны Российской Федерации, как место запуска ракеты. При этом было отмечено, что эта зона находилась под контролем Украины. Однако расследование показало, что запуск осуществлялся не из этой зоны. Кроме того, оказалось, что эта зона не была под контролем Украины, но находилась под контролем пророссийских сепаратистов.

В перехваченном телефонном разговоре двух сепаратистов, состоявшемся в июне 2015 года, речь идет об информации, которая очевидно распространялась в тот момент, о том, что Боинг (рейс МН17) был якобы сбит зенитным комплексом из поселка Зарощенское. Один из участников беседы наверняка знал, что Зарощенское не было местом запуска, а также оно в тот момент находилось в руках сепаратистов. Объединенная следственная группа JIT имеет также и другие доказательства, подтверждающие этот вывод.

Читайте также: В расследовании причин катастрофы малайзийского MH17 приняли участие 12 стран

Для точного установления места запуска следственные группы JIT проводили различные виды следственных действий. Эти следственные действия проводились как в Украине, так и в Бельгии, Австралии и Нидерландах и охватывали как криминалистическую экспертизу, так и тактические расследования и расследования различных видов цифровой связи. Так, в числе прочего, группа специалистов посетила в июне 2015 зону катастрофы. При этом эксперты отобрали образцы почвы из разных мест, которые фигурировали как возможные места запуска. Эти образцы были переданы на экспертизу в Нидерландский Институт криминалистической экспертизы (NFI). Также на месте были осуществлены замеры сетей для определения мест и диапазона сигналов сотовых вышек. Кроме этого, были проанализированы и исследованы на предмет достоверности различного рода изобразительные материалы. Были также допрошены свидетели, в числе прочего следственным судьей из Нидерландов.

За прошедшие два года следственная группа собрала значительное количество доказательств, имеющих отношение к месту запуска. В результате мы пришли к выводу, что запуск был осуществлен с сельскохозяйственного поля возле пгт Первомайское. Речь идет о поле площадью 500 на 600 метров. В радиусе 5 километров это самая высокая точка. Поле окружено деревьями по всем сторонам, кроме западной. Уже ранее Совет безопасности Нидерландов (OVV) пришел к выводу, что ракета была запущена в зоне 320 квадратных километров к юго-востоку от Грабово. Поле у поселка Первомайское входит в эту зону.

Этот вывод, сделанный Объединенной следственной группой JIT, нашел свое подтверждение в материалах, недавно полученных от Соединенных Штатов Америки и Европейского управления космических исследований.

США

В ответ на нидерландский запрос о правовой помощи США предоставили отчет, в котором была изложена оценка информации о нападении на авиалайнер рейса МН17. Этот отчет может быть использован в суде. Власти США пришли к выводу, что авиалайнер рейса МН17 был сбит ракетой SA-11 класса земля-воздух, известной также под названием зенитного комплекса "БУК", выпущенной с места, находящегося примерно в шести километрах южнее села Снежное на востоке Украины.

Этот вывод соответствует расстоянию до вышеупомянутого места запуска у поселка Первомайское. Власти США объяснили, как он пришел к такому выводу. Кроме того, США указали, что уверены в том, что запуск не мог быть сделан из зенитных комплексов Украины, и сценарий "воздух-воздух" невозможен.

Служба военной разведки и безопасности Нидерландов (MIVD) и Национальный прокурор по борьбе с терроризмом ознакомились с материалами, лежащими в основе данных выводов и являющимися государственной тайной (разведывательной информацией), и разделяют данный вывод на основе предоставленной информации и объяснений.

ESA

Европейское управление космических исследований ESA интенсивно помогала в поиске ценных для расследования спутниковых изображений. Управление ESA не только предоставило съемки, сделанные спутниками, но и выводы экспертов, эти изображения проанализировали. В вопросе установления места запуска выводы управления ESA подтверждают выводы следователей группы JIT.

В завершение хочу сказать, что недавно Российская Федерация вновь предоставила информацию в ответ на ряд еще не выполненных просьб Нидерландов, представленных в рамках запросов о правовой помощи. Предоставленные материалы в некоторых аспектах поддерживают не все выводы, которые представляются сегодня. Однако учитывая большое количество и разнообразие других собранных следственной группой JIT доказательств, мы не испытываем никаких сомнений в верности представленных нами сегодня выводов.

Относительно "новых" первичных радиолокационных изображений (РЛИ), о которых заявила Российская Федерация в минувший понедельник, могу сказать, что эти изображения еще не переданы группе JIT и, таким образом, еще не были исследованы. Разумеется, данные РЛИ будут исследованы сразу после того, как будут переданы в наше распоряжение.

ВЫВОДЫ:

Исходя из вышесказанного, группа JIT пришла к выводу, что авиалайнер рейса МН17 был сбит ракетой серии 9M38, запущенной с самоходной огневой установки "БУК" из сельскохозяйственного поля в районе пгт Первомайское. Данный район на тот момент находился под контролем пророссийских сепаратистов. Самоходная огневая установка "БУК" доставлена в Украину из Российской Федерации и, после того, как она была использована для атаки на авиалайнер рейса МН17, была вновь возвращена на территорию Российской Федерации.

Бук, шлях Буку з доповіді слідчих, МН17, Boeing
ТСН.ua

V Причастные лица

Вашему вниманию были представлены выводы о том, что произошло и где это произошло. Не все у вышесказанному является новым. Но главным сегодня является то, что уголовное расследование в данный момент достигло такой фазы, когда приведенные выводы могут быть подтверждены доказательствами. Конечно, последнее слово принадлежит суду.

Остается ответить на вопрос о том, кто несет за это ответственность? Кто был причастен к поставкам, доставки, охраны и вывоз комплекса БУК и (или) к нападению на авиалайнер рейса МН17. За прошедшие два года в этой части расследования сделаны важные шаги, но расследование еще не завершено. Сейчас, когда мы точно знаем, что случилось с авиалайнером рейса МН17, расследование сможет полностью направлено на поиски ответов на подобные вопросы.

Хотя мы сегодня еще не можем проинформировать о результатах расследования, направленного на выявление виновных, мы уже можем сообщить, что определены примерно сто человек, которые тем или иным образом могут быть связаны с нападением на авиалайнер рейса МН17 или транспортировкой зенитного комплекса "БУК". Лица этих 100 человек нами уже установлены. Они были обнаружены благодаря различным источникам, таким как перехваченные телефонные разговоры и показания свидетелей.

Среди прочего речь идет о лицах, которые сыграли активную роль в получении комплекса "БУК" и организации его транспортировки на место запуска. Среди них есть те, кто внесли свою долю в материально-техническое обеспечение и поддержку. Это, среди прочего, те, кто сопровождал транспортировки комплекса БУК.

Не все эти лица становятся подозреваемыми автоматически. Для вынесения оценки о том, совершили ли эти лица уголовные действия, и, таким образом, о том, могут ли они быть квалифицированы как подозреваемые, в числе прочего, важно прояснить картину иерархической структуры при применении данного вида вооружения.

Кто дал приказ доставить комплекс "БУК" и кто дал приказ сбить авиалайнер рейса МН17? Принял экипаж такое решение самостоятельно или он выполнял команду сверху? Что было известно лицам, которые участвовали в этой операции? Все обстоятельства такого рода играют роль в решении вопроса о том, кто будет квалифицирован как свидетель, а кто в качестве подозреваемого.

Для следственной группы JIT важно прояснить картину о том, какую роль играли все причастные, и поэтому сегодня мы вновь обращаемся к свидетелям. Прежде всего, мы призываем свидетелей, которые имеют внутреннюю информацию, которые могут предоставить дополнительные сведения о роли различных причастных лиц, обратиться к Объединенной следственной группе JIT.

Уголовное право Украины предусматривает возможности для тех, кто готов дать показания, как, например, права для лиц, которые добровольно сообщают о совершении правонарушения, или возможность снижения меры наказания при содействии следствию.

На Интернет-странице Объединенной следственной группы JIT приведена информация для свидетелей, готовых дать показания. Адрес страницы www.jitmh17.com

Сегодня на Интернет-странице Объединенной следственной группы JIT мы также опубликуем ряд записей телефонных разговоров с просьбой предоставить информацию о различных фрагментах данных разговоров. Мы просим тех, кто знает участников этих разговоров, сообщить об этом Объединенной следственной группе JIT.

В завершение: сколько еще времени займет уголовное расследование, сказать, к сожалению, невозможно. Это зависит от того, как расследование будет развиваться дальше, и от свидетелей, с которыми мы сможем поговорить. И сегодня это расследование идет полным ходом.

С этой целью вчера был продлен договор о работе Объединенной следственной группы JIT. Таким образом, наша следственная группа будет по-прежнему прилагать совместные усилия, направленные на успешное завершение этого важного расследования.

Узнавайте главные новости первыми — подписывайтесь на наши push-уведомления.
Обещаем сообщать только о самом важном.

Отправить другу Напечатать Написать в редакцию © По материалам Пресс-служба СБУ /
Увидели ошибку - контрол+энтер
Украина 28 сентября, 16:51 1798 13
Добавить в избранное
Последние Первые Популярные Всего комментариев: 13
Выбор редакции