Корабли - призраки. Раскрыта схема обхода международными компаниями запрета на торговлю с Крымом

Корабли - призраки. Раскрыта схема обхода международными компаниями запрета на торговлю с Крымом

Фото: УНИАН

Несмотря на санкции, международная торговля с Крымом продолжается.

После того, как два года назад российские войска оккупировали Крымский полуостров, правительство в Киеве заблокировало торговлю во всех коммерческих портах, однако в Крым продолжают входить корабли под флагами разных стран.

Об этом говорится в статье, опубликованной на сайте occrp.org.

Шаг, на который пошла Украина, впоследствии поддержали ЕС, США и другие страны.

Однако в течение последних двух лет в крымские порты заходили более 600 судов, исследования OCCRP показывают, что и западные, и ближневосточные бизнесмены продолжают торговлю с Крымом, вопреки политике своих стран.

Препятствий для таких действий нет, потому что до сих пор Украина не привлекла к ответственности ни одного владельца судна или капитана.

Корабли - призраки.

В начале декабря 2015 судно под названием "General" подняло сине-желтый флаг Республики Палау, когда проходило через Босфор, канал, связывающий Мраморное море с Черным.

Корабль направлялся в сторону Украины, согласно официальному маршруту он следовал с Немрут-Бей (недалеко от турецкого города Измир на берегу Эгейского моря) в Херсон.

Однако, 4 декабря судно пришвартовалось у входа в Севастопольскую гавань на юго-западе Крыма, крупнейшем городе полуострова, базе Черноморского флота РФ. "General" исчез с международных радаров на 10 дней. 14 декабря его бортовой навигатор был снова включен, и "General" вернулся в турецкий порт. Пожалуй, судно так и не заходило в Херсон.

Согласно международным стандартам навигации, каждое международное судно должно быть оборудовано электронным навигатором, связывающая его с автоматической идентификационной системы (АИС), глобальной сетью, которая отслеживает судно, используя спутники. За передвижением судов по всему миру можно наблюдать с помощью навигаторов AIS на сайте www.marinetraffic.com.

Репортеры OCCRP занимались этим примерно год, отслеживая корабли недалеко от Крыма, в том числе следили за исчезновением "General". Эксперты говорят, что судно, вероятно, отключило навигатор AIS, что возможно, только если выключить питание на борту.

С 9 по 11 декабря, по просьбе журналистов OCCRP, жители Севастополя сделали серию фотографий, на которых видно, что на судно "General" нагружали металлолом в порту Севастополя на пирсе Инкерман. Фотографии показывают, что, вопреки международным запретам, "General" провел как минимум пять дней в порту Севастополя.

Кто санкционировал нагрузки металлолома или визит в Севастополь - установить не удалось. Репортерам OCCRP стало известно, что "General" принадлежит ливанской компании New Marine Co. Информации об этой компании в ливанских открытых реестрах нет. Попытки связаться с компанией не увенчались успехом.

Европейские флаги.

16 июня 2014, через несколько месяцев после того, как Россия аннексировала Крым, Украина закрыла полуостров для международного судоходства. Впоследствии ЕС и США также запретили вход в порты Крыма и ввели соответствующие санкции.

Несмотря на это, сотни судов, идущих под флагами разных стран, продолжают посещать полуостров. Информацию об этих судах собирают и правительственные, так и неправительственные учреждения.

Согласно данным, собранным Государственной гидрографической службой Украины, Министерством инфраструктуры Украины, а также неправительственной организацией "Майдан иностранных дел", по состоянию на июнь 2016 года, в крымские порты входило 602 судна. Большинство из них зарегистрированы в России или ходят под российским флагом, или это украинские зарегистрированы корабли, захваченные Россией, и находящихся под ее управлением.

Однако, европейцы также ведут бизнес с Крымом, несмотря на санкции: за последние два года в Крым входили 24 корабля, идущие под флагами стран ЕС, 43 судна, зарегистрированных в ЕС и 22 принадлежащих бенефициарам с ЕС.

Судно MS Südkap, принадлежащее немецкой компании Krey Schiffahrts GmbH, находилось в восточной части Крымского портового города Керчь в конце июля 2014 года. Сначала репортеры OCCRP направили письмо с вопросами немецкой компании; затем, журналист OCCRP позвонил в их офис и говорил с его исполнительным директором, Даниэлем Гренземанном.

Единственное, что он сказал, в его компании было множество проблем из-за того, что его судно вошло в Крым. Однако, он не ответил на письмо.

Инспектор Krey Schiffahrts, капитан Максим Бабенко, пытался объяснить по телефону, как работает немецкая компания:

"Наши корабли арендуют по контракту третьи лица, которые находят грузы и транспортируют их. Я имею в виду, что перевозки осуществляем мы, но они находят грузы. У нас есть список исключений, мест, куда наши суда не ходят по определенным причинам. Это отдельный список, и он обсуждается с каждым подрядчиком. Что касается Крыма ... Украинский он или русский, у нас нет четкой позиции по этому вопросу, как мне кажется, и остальному миру ", - сказал Бабенко.

Посольство Федеративной Республики Германия в Украине пообещало сообщить соответствующие органы в Германии относительно возможного судебного преследования.

"Правительство Германии и ее партнеры в ЕС уже не раз выражали явное осуждение незаконной аннексии Крыма и Севастополя Российской Федерацией, и не признают ее. Эта позиция остается неизменной", - говорится в письменном заявлении посольства.

Реакция других европейских посольств в нарушение была сдержанной, или, в некоторых случаях, отсутствовала.

Например, посольство Греции не ответил на вопрос о большой танкер Kriti, который прибыл в Керчь в июне 2014 года. Несмотря на то, что в то время Украина еще официально не закрыла крымские торговые порты, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций уже опубликовала резолюцию о том, что страны, в том числе Греция, поддерживают территориальную целостность Украины.

Kriti, предположительно принадлежит богатой греческой семье Вардинояннисов. Ни посольство Греции в Украине, ни компания, владеющая судном, не объяснили, почему судно было в Крыму.

В октябре 2015 еще один корабль прибыл в Крым, чтобы забрать груз металлолома, также из Севастополя. Судно называлось Ramzi и шло под флагом Тоголезской республики.

Этот корабль принадлежит румынской компании "JSM Maritime Ltd", которая, в свою очередь, принадлежит семье сирийского бизнесмена Джохара Хасана. Из Крыма, Ramzi отправилось в ливанские порты Бейрут, Триполи, и Jieh.

Посольство Румынии в Украине не считает, что Румыния несет ответственность за Ramzi, поскольку страна контролирует только те корабли, которые идут под румынским флагом.

Изменение флагов.

Судно может принадлежать компании из одной страны и идти под флагом другой; или судно, которое нарушает какой-либо закон, может легко изменить свой флаг на другой, и соблюдать другие законы.

Али Алиев, бывший сотрудник Palmali Group of Companies (Турция), говорит, что Palmali меняет флаги, когда ее корабли направляются в Керченский пролив, соединяющий Азовское море с Черным, отделяя Крым от России.

"Раньше, при прохождении Керченского пролива, мы поднимали украинский флаг, а теперь мы поднимаем флаг России", - сказал он, но отрицал, что корабли заходят в порты Крыма.

Palmali Group - одна из самых известных логистических компаний в Турции. Флот Palmali насчитывает более 100 судов.

Среди крупнейших клиентов - российская компания "Лукойл" и азербайджанская "SOCAR". Конце 2015 года международные средства массовой информации сообщили, что мальтийская власти расследовала возможность причастности Palmali к торговле нефтью с "Исламским государством".

Согласно данным, в течение последних двух лет, шесть судов Palmali заходили в Крым.

Владелец Palmali Мубариз Мансимов, турок азербайджанского происхождения, так объяснил успех своей компании российскому Forbes:

"Мы - международная компания. В Турции нас считают турецкой компанией, в России - на русском, в Азербайджане - азербайджанской. Стратегия заключается в том, чтобы быть" своим "везде", - сказал он.

Он не ответил на просьбу OCCRP о комментарии.

Когда журналисты OCCRP посетили офис компании в Стамбуле, им не разрешили снимать офис или прилегающую территорию и сказали связаться с медиа-отделом. Последний не отвечал в течение нескольких месяцев.

"Турция не признает аннексию Крыма. Мы не будем нарушать наши принципы ради торговли с небольшим клочком земли. Это было понятно с самого начала", - сказал Йонет Джан Тезель, посол Турции в Украине.

"Турецкие корабли не покинут турецкого порта. Но, возможно, некоторые корабли с флагами других стран притворяются, что идут в Россию, но на самом деле заходят в Крым. Это не связано с официальной позицией Турции", - добавил он.

Нарушители остаются безнаказанными.

В настоящее время украинская полиция расследует четыре уголовных дела, связанных с незаконным входом в оккупированный Крым в течение последних двух лет. В порту Херсона, находится арестованное турецкое судно Kanton: в 2014 году оно прибыло в Крым, а в марте 2015 года - в Херсон, где и был задержан.

Илья Рыжков, исполняющий обязанности главы администрации морского порта Херсона, жалуется, что нет никаких решений суда.

"Капитан и экипаж покинули судно", - сказал Рыжков.

Прокуратура расследует три других случая незаконного входа. Есть четыре подозреваемых, они объявлены в розыск.

Согласно Уголовному кодексу Украины, к ответственности можно привлечь только капитана и членов экипажа судна-нарушителя. Если их признают виновными, им грозит до 5 лет лишения свободы, но нет законного способа преследовать компанию, которая эксплуатирует судно, или его владельца.

Министерство инфраструктуры собирает досье на корабли, заходившие в Крым, с момента закрытия портов, и передает эту информацию в прокуратуру и министерство иностранных дел.

Министр иностранных дел Павел Климкин говорит, что расследуется каждое нарушение.

"Во-первых, мы подаем официальный протест. Во-вторых, нарушители лишаются доступа в украинские порты, и мы обращаемся к другим с просьбой воздействовать на нарушителей, и почти всегда получаем официальный ответ", - сказал Климкин.

По его словам, он знаком по делу кораблей и стран, по которым вели расследование OCCRP, и отметил, что число нарушений в последнее время уменьшилось.

Похожие темы:

Следующая публикация