Текст переговоров экипажа Як-42: от шуток перед взлетом до мата перед трагедией

Фото с места событий© ИТАР-ТАСС
Мир 10 ноября, 2011, 14:05 1293
Добавить в избранное
Перед взлетом пилоты явно не напряжены - шутят, смеются. Не похоже, что они куда-то спешат или их кто-то торопит.

Через неделю после того, как Межгосударственный авиационный комитет назвал причины аварии Як-42 с хоккеистами ярославского "Локомотива", "Комсомольская правда" опубликовала расшифровку важнейших моментов переговоров экипажа.

Именно на двух пилотов - командира, 44-летнего Андрея Соломенцева, и второго пилота, 49-летнего Игоря Жевелова, МАК возложил всю ответственность за катастрофу 7 сентября, в которой погибли 44 человека и только один выжил - бортинженер Александр Сизов.

НЕЗАВИСИМЫЕ ЭКСПЕРТЫ НЕ ВЕРЯТ, ЧТО САМОЛЕТ С "ЛОКОМОТИВОМ" ПОГУБИЛА ОШИБКА ЭКИПАЖА

Ранее издание публиковало фрагмент расшифровки - с того момента, когда диспетчер ярославского аэропорта разрешил взлет. В принципе, он совпадает с той же частью нынешней расшифровки, однако, как видно, ранее был представлен в "урезанном" виде.

Издание подчеркивает: "Пилоты явно не напряжены - шутят, смеются. Не похоже, что они куда-то спешат или их кто торопит. Обычный рейс". Другими словами, это опровергает одну из выдвинутых ранее версий, что из-за прибытия в аэропорт VIP-рейсов экипаж могли "подгонять" и тем самым ввести в нервозность.

Запись начинается в 11:43:27 (время московское). Экипаж выполняет стандартные процедуры.

11:51:32. Второй пилот (2П): Сколько тебе? Девять?

11:51:35. Командир (К): Восьмерку, наверное.

11:51:36. 2П: Восемь с половиной.

(Пояснение: экипаж выбирает взлетное положение стабилизатора на глазок, поскольку не знает точного веса воздушного судна - багаж не взвешивался перед посадкой).

11:55:02. 2П: Справа впереди свободно, разрешение получено. (Пояснение: второй пилот получает предварительное разрешение на взлет. Его слова подтверждают, что взлетная полоса и пространство над ней было свободно).

11:57:06. 2П: Так, а че, поехали, на номинале взлетим, да?

(Пояснение: второй пилот и командир определяют, на каком режиме будут взлетать - на номинальном (режим полной нефорсированной тяги двигателей - обычно используется, когда самолет незагружен) или на взлетном (режим работы двигателя, обеспечивающий максимальную мощность и тяговое усилие).

СЛЕДСТВИЕ УСТАНОВИЛО, ПОЧЕМУ РАЗБИЛСЯ ЯК-42 С КОМАНДОЙ "ЛОКОМОТИВ"

Далее спорят, откуда начинать взлет - с дальнего края полосы или с места, где им ближе вырулить. Второй пилот предлагает дальний край, но командир говорит, что им там сложно будет развернуться. Взлетать будут с середины, "украв" у себя несколько сотен метров разбега.

11:58:18. Второй пилот получает разрешение на взлет. Самолет выруливает на взлетную полосу.

11:58:36. Начало движения по взлетной полосе. До ее конца - около 2,5 км. При такой загрузке самолету хватило бы 1200 метров.

11:58:37. К: 74... 76.

11:58:40. Бортмеханик (Б): 74... 76... Режим.

11:58:41. К: Время, фары.

11:58:42. Б: Фары, время.

11:58:42. К: Экипаж, взлетаем. Рубеж - 190.

(Пояснение: начало разбега. Командир напоминает взлетную скорость - 190 км/ч. На этой скорости должна была начать отрываться от земли передняя стойка. Если до 190 произойдет отказ систем или двигателя, экипаж обязан прекратить взлет и начать торможение).

В некоторых случаях не удалось установить, кто конкретно говорит, потому в спорных моментах говорящий обозначен как экипаж (Э).

11:58:44. Э: Надо рубеж 200.

11:58:46. К: Взлет 200.

(Пояснение: командир определяет взлетную скорость самолета как 200 километров в час. Во время расследования специалисты установили, что самолету с таким весом требовалось не менее 210 км/ч).

11:58:48. Э: Раз... Два...

11:58:53. К: Три... Четыре... Пять... Номинал.

(Пояснение: отсчитываю секунды до выхода двигателя на номинальный режим).

11:58:58. Б: На номинальном.

11:58:59. Б: Скорость растет. Параметры в норме. 130... 150... 170... 190...

(Пояснение: бортмеханик сообщает о растущей скорости. До этого момента, несмотря на некоторые недочеты в работе экипажа, все идет нормально).

11:59:21. На записи отчетливо слышен увеличивающийся шум от стука передней стойки шасси. Оно подпрыгивает, но не может оторваться от земли. Как установили специалисты, незадолго до этого появилась тормозящая сила - кто-то из пилотов случайно нажал на тормозные педали. Записи "черных ящиков" не дают ответа, кто и почему это сделал.

НАЗВАНЫ ПРИЧИНЫ КРУШЕНИЯ "ЛОКОМОТИВА": В КРОВИ ПИЛОТА ЯК-42 НАШЛИ НАРКОТИК

По версии экспертов МАКа, могло случиться следующее: поскольку экипаж летал одновременно и на Як-40 и на Як-42, произошло перенесение негативного опыта управления с одного самолета на другой. По старой привычке кто-то из пилотов полностью положил ступни ног на педали - конструкция позволяет так делать Як-40. На Як-42 же так делать не рекомендуется, иначе при малейшем усилии начнется торможение. Возможно, это был второй пилот, который опять же, как следует из отчета МАКа, имел еще и пониженную чувствительность ног из-за серьезного заболевания, которое скрыл от медкомиссии (иначе бы ему навсегда закрыли путь в небо). Таким образом, происходило одновременно два взаимоисключающих действия - разгон самолета и торможение.

11:59:24. Э: Поднимайте.

(Пояснение: пилоты сильнее тянут штурвал на себя, чтобы переднее шасси оторвалось от полосы, однако, вопреки ожиданиям, этого не происходит).

11:59:27. Б: 210.

(Пояснение: специалисты рассчитали, что именно эта скорость была идеальной для данной взлетной массы. Однако при ее достижении даже переднее шасси не отрывается из-за того, что одновременно с набором скорости происходит притормаживание основными шасси).

11:59:28. К: Взлетный.

(Пояснение: до края полосы остается менее километра. Командир не понимает причину происходящего, но осознает, что ему не хватает длины разбега. Потому приказывает сменить режим с номинального на взлетный, то есть дать максимальную мощность двигателей. Вывод МАКа: если бы в этот момент командир дал приказ прекратить взлет, то самолет хотя бы и выкатился за пределы полосы, однако остановился бы без особых последствий).

11:59:31. Б: 220... 230.

(Пояснение: Як-42 обычно легко взлетает и на меньшей скорости. Однако до сих пор не оторвалось от бетонки даже переднее шасси. Продолжается борьба двигателя с тормозами).

11:59:37. 2П: Мы мало, наверное, стабилизатор развернули.

11:59:41. К: Взлетный! Взлетный!

11:59:41. Б: 250.

11:59:42. К: Взлетный! Стабилизатор!

11:59:45. Самолет выкатывается за пределы взлетной полосы.

11:59:47. Командир неожиданно отводит штурвал от себя, чем прижимает нос самолета к земле. Вероятно, он решает прекратить взлет. Бортмеханик, заметив это движение, самостоятельно переводит все двигатели на малый газ, чтобы самолету было легче остановиться. Скорость начинает падать.

11:59:47. 2П: Че ты делаешь-то?!

(Пояснение: по версии специалистов МАКа, эти слова второго пилота обращены к командиру. Вероятно, оба в этот момент понимают, что прекращение взлета приведет к сильным повреждениям самолета. А если они все-таки взлетят, то машина будет спасена. Пилоты выводят стабилизатор и рули высоты на максимальное положение, вдвое превышающее необходимое для взлета. С неимоверным усилием они начинают тянуть штурвал на себя. Впоследствии специалисты установят, что к штурвалу нужно было приложить усилие не менее 65 килограммов. Пилоты что есть силы упираются в пол. Возможно, один из них в это время уперся именно в тормозные педали, чем еще больше сбросил скорость).

11:59:48. К: Взлетный!!!

11:59:49. 2П: На х** ты!

(Пояснение: второй пилот, увидев, что бортмеханик сбросил газ, кричит на него. Бортмеханик тут же снова дает максимальный газ на все три двигателя).

11:59:52. Отрыв самолета от грунта - через 450 метров после окончания взлетной полосы. Вовсю ревет сигнал тревоги.

11:59:54. Тормоза больше не сдерживают самолет, и он резко взмывает вверх. Однако, едва достигнув высоты в 6 метров, Як-42 начинает падать.

11:59:55. К: Бл**ь!!!

11:59:56. 2П: Андрюха!!!

11:59:57. К: Всё! П****ц!

11:59:59. Обрыв записи.

Напомним, в отчете МАК говорится, что в крови второго пилота Игоря Жевелова был обнаружен запрещенный для летчиков препарат фенобарбитал, который оказывает тормозное действие на мозг. В документе утверждается, что Жевелов не имел права находиться за штурвалом, поскольку последние 11 лет страдал полинейропатическим синдромом. Это состояние, когда снижаются рефлексы.

ЭКИПАЖ ЯК-42 МОГ ПРЕДОТВРАТИТЬ КАТАСТРОФУ, НО ПОЧЕМУ-ТО ПРОДОЛЖИЛ ВЗЛЕТ

При проведении расследования специалисты МАКа изучили медицинскую карту второго пилота: оказалось, что на снижение чувствительности ног он жаловался в 2000 году, а в 2005 году такие же симптомы обнаружил в руках. В 2007 году доктор прописал Жевелову препарат нейромедин, восстанавливающий нервно-мышечную передачу. Летчик обращался к врачу в частном порядке.

В то же время вдова Игоря заявила, что шокирована заключением экспертов о его болезни. Людмила Жевелова, бортпроводница, которая долгое время летала вместе с мужем, уверяет, что перечисленных проблем у него не было. Вряд ли он мог их так тщательно скрывать. "Мой муж профессионально играл на гитаре, записывал песни на диски. Человек с пониженной чувствительностью не могла бы так", - сказала она.

Мать погибшего пилота также отрицает, что сын принимал фенобарбитал. "Никогда не видели у нас в доме такого препарата. На нездоровье сын тоже не жаловался. Аспаркам иногда он пил - это сердцечное лекарство. Анаприлин у него видела. Говорил он, что иногда пульс чаще становится... Зверобой мы для него заваривали . Переживания у него были. В прошлом году умер отец Игоря, а в январе - дядя, на которого он был очень похож", - рассказала женщина. Однако, уверяет она, перед полетом сын не волновался.

Читайте также:

Инженер, выживший в катастрофе Як-42, дал первое интервью

Воспроизведен полет Як-42 с хоккеистами "Локомотива" - эксперты знают причину трагедии

Версия катастрофы Як-42: во всем виноват "человеческий фактор"

Стали известны новые подробности авиакатастрофы Як-42 под Ярославлем

Узнавайте главные новости первыми — подписывайтесь на наши push-уведомления.
Обещаем сообщать только о самом важном.

Отправить другу Напечатать Написать в редакцию © По материалам Главред / Комсомольская правда / М.С.
Увидели ошибку - контрол+энтер
Мир 10 ноября, 2011, 14:05 1293
Добавить в избранное
Всего комментариев: 0
Выбор редакции