Польша и Россия разошлись во мнениях относительно причин гибели Качиньского

Россия и Польша расследуют трагическую гибель Леха Качиньского в авикатастрофе под Смоленском© AFP
Мир 20 мая, 2010, 09:06 1320 4
Добавить в избранное
Российская сторона настаивает, что причиной катастрофы польского самолета под Смоленском стала ошибка экипажа. В Варшаве считают, что диспетчер аэропорта слишком поздно дал команду.

Участники расследования катастрофы самолета президента Польши Леха Качиньского, который разбился 10 апреля под Смоленском, разошлись во мнениях относительно причин аварии.

Так, российские специалисты убеждены, что катастрофа Ту-154М произошла из-за неопытности президентского пилота, который, желая угодить чиновникам, согласился на опасную посадку, а затем, послушав штурмана, допустил роковые ошибки в пилотировании.

В свою очередь польская сторона полагает, что комиссия "недооценила" роль смоленского диспетчера, команды которого несколько запоздали. Польские специалисты, в частности, отмечают, что команда диспетчера "Сто первый, горизонт!" прозвучала уже в тот момент, когда самолет опустился ниже стометровой высоты принятия решения.

В России с этим утверждением согласны, однако эксперты считают, что диспетчер просто не успевал отслеживать метку из-за слишком большой вертикальной скорости снижения самолета.

Глава Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Татьяна Анодина рассказала, что Ту-154 в полете не подвергался какому-либо чрезвычайному или криминальному воздействию в виде взрыва, пожара или теракта. Проблем технического характера, которые могли бы спровоцировать аварию, расследователи тоже не нашли: двигатели Ту-154 работали до самого столкновения с землей; а при посадке были активированы навигационная система самолета GNSS и система предупреждения об опасном сближении с землей TAWS.

В Москве сделали акцент на том, что во время посадки польского самолета над Смоленском стоял туман, который не стал для экипажа неожиданностью. По словам сотрудников МАК, как только Ту-154 оказался в зоне ответственности диспетчеров Северного, они дважды предупредили, что погода хуже установленного минимума и "условий для приема нет". Кроме того, летчикам говорили о тумане их коллеги.

Эксперты утверждают, что пилоты хорошо понимали, о чем идет речь. С коллегами они говорили на родном языке, а со смоленским диспетчером командир экипажа лично вел переговоры уже на русском, причем эксперты оценили его знание языка как удовлетворительное.

Тем не менее, по каким-то причинам пилоты все же решили идти на посадку. Как известно, эта попытка завершилась неудачно - когда Ту-154 зацепил шасси кроны деревьев, пилоты попробовали набрать высоту, но сделать этого уже не смогли - приблизительно в 1100 м от начала взлетно-посадочной полосы самолет обломал левое крыло о большую березу, перевернулся кверху колесами и ударился носом в землю.

Российские эксперты объяснили настолько нелогичные и странные действия польского экипажа его неопытностью.

"В подразделении (где служили президентские летчики) не было детальной программы подготовки пилотов Ту-154М. Экипаж не отрабатывал взаимодействие на тренажере для особых случаев полета", - отметил глава следственного департамента МАК Алексей Морозов.

Этот аргумент россиян был, по-видимому, единственным, против которого не стал отрицать официальный представитель Польши в технической комиссии Эдмунд Клих. "В 36-ом полку программы подготовки на тренажерах экипажей самолета Ту-154 действительно нет", - согласился он. Однако с другими доказательствами российской стороны, которые касаются собственно причин катастрофы, польский эксперт, как выяснилось, не был согласен.

Россияне допустили, что фатальные действия польских пилотов могли быть связаны с присутствием посторонних лиц в кабине (по неофициальным данным, это были командующий польскими ВВС Анджей Бласик и глава дипломатического протокола МИД Польши Мариуш Казана).

Между тем Эдмунд Клих сообщил, что Ту-154 был военным, а не гражданским самолетом и присутствие в кабине пассажиров не противоречило принятым в ВВС Польши правилами. Экипаж, по его мнению, понимал, как важно участие президента в катыньских мероприятиях, оценил все риски и принял решение о посадке, как того требуют инструкции.

В то же время, по убеждению польских специалистов, команда диспетчера "Сто первый, горизонт!" прозвучала слишком поздно, когда самолет уже опустился ниже стометровой высоты для принятия другого решения.
 

Узнавайте главные новости первыми — подписывайтесь на наши push-уведомления.
Обещаем сообщать только о самом важном.

Отправить другу Напечатать Написать в редакцию © По материалам Комерсант-Україна / Н.Д.
Увидели ошибку - контрол+энтер
Мир 20 мая, 2010, 09:06 1320 4
Добавить в избранное
Последние Первые Популярные Всего комментариев: 4
Выбор редакции