Власть Путина - это власть мертвецов

Власть Путина - это власть мертвецов

Фото: Югополис

Российский бизнесмен в изгнании рассказал о том, почему россияне только сейчас начинают осознавать пугающую реальность.

18 апреля в Лондоне экс-владелец ЮКОСа Михаил Ходорковский и бывший совладелец "Евросети" Евгений Чичваркин объявили о начале совместной работы в рамках общественной организации "Открытая Россия", среди целей которой называют и честные выборы в России.

На днях опальный российский бизнесмен, который, кстати, в прошлом году мог стать главой "Укрнафты", прилетел в Киев. В интервью ТСН.ua Чичваркин рассказал, чем готов помочь гражданскому обществу России, кто метит на место Путина и "жива" ли сейчас российская оппозиция.

- Вы покинули Россию еще в декабре 2008 года. Казалось бы - прошло уже столько лет, у вас наверняка появилось множество других интересных занятий в новой стране. Почему вы решили присоединиться к Ходорковскому и прийти в политику и более того - в российскую политику?

- Ну, он [Ходорковский] мне нравился всегда. Когда он вышел из тюрьмы, формирование "Открытой России" только начиналось. У его команды ушло какое-то время на формирование целей и задач. Например, задача с "Открытым университетом" была четко поставлена полтора года назад и великолепно сделана за это время. Это проект онлайн-образования. У него там десятки тысяч подписчиков. Он рассказывает историю России за последние 30 лет. Разные эксперты, никого не обвиняют. Интеллигентные все люди. Есть очень много документов, дополнительные материалы – о путче 1991 года, перевороте 1993 года, захвате НТВ, приходе "Свободы слова" [политическое ток-шоу на НТВ в 2001-2004 годах], уходе "Свободы слова".

- Каких-то препятствий в работе "Открытого университета" не было?

- Нет, это же онлайн.

- То есть, вам просто нравится то, что делает Ходорковский?

- Мне нравится в нынешнем виде, как это должно быть, и как это есть. Раньше не было времени, сейчас есть и время, и желание. Важно что, с момента Олимпиады и до, наверное, декабря-января 2015 года, до того, как россияне оказались в новой экономической реальности, никто не хотел слышать ни о какой альтернативе. А сейчас люди начали озираться по сторонам и смотреть. Впервые за два с лишним года люди начинают быть готовыми к каким-то иным мнениям.

Фото: facebook.com/Евгений Чичваркин

- Сейчас "Открытая Россия" - это общественная организация. Я так понимаю, что все идет к тому, чтобы сделать ее политической партией и выйти с ней на выборы?

- Как политическая партия, которая пойдет на выборы, "Открытая Россия" не планируется. Это более широкое объединение, более широкая коалиция. Например, от "Открытой России" идет руководитель Либертарианской партии России [Андрей Шальнев], который, может быть, отдельно пойдет на те самые свободные выборы, которые будут. То есть, я вполне допускаю, что могут быть люди с социалистическим уклоном, люди государственники, как Михаил Борисович (Ходорковский - ред.) или есть два либертарианца.

- Насколько я помню, Ходорковский раньше говорил о том, что собирается стать президентом. То есть, у него есть такие амбиции?

- Задача возглавить администрацию переходного периода на два года, провести первые честные выборы. И уже в начале работы администрации люди, которые сейчас в "Открытой России", вероятно, окажутся в разных партиях. То есть, это идея более широкой коалиции, более широкого объединения. Все, чего боялся Путин, это вот координационный совет оппозиции, где были бы от Илларионова [Андрей, экс-советник Путина] и до Собчак [телеведущая], и правозащитники, и писатели, и совершенно разные люди, и откровенные соратники Удальцова [Сергея, лидера "Авангарда красной молодежи"], которые по большому счету социалисты. Для меня, быть вместе с социалистами - это огромный компромисс, на который я пошел.

- Вы сейчас уже как-то общаетесь с представителями российской оппозиции насчет этого объединения и с кем?

- Да. Вообще это не объединение, а платформа, которая даст возможность всем высказаться. На этой платформе инициатива Навального и ФБК [Фонд по борьбе с коррупцией Навального]. Форум "Открытая Россия", который в Вильнюсе организовывает Каспаров, также будет освещен и на нем также будут делегаты. Если говорить языком маркетинга - это кросс-промоушн [перекрестное продвижение] со всеми, кто не националист и кто хочет изменений в России. Это как, например, Стелла Маккартни выпускает что-то общее с "Адидасом" и все выигрывают от этого. Вообще, у "Открытой России" диалоги ровны со всеми в российской оппозиции, кроме националистов.

- Есть ли уже сейчас какие-то конкретные цели, сформированные "Открытой Россией"?

- Опять-таки, наши цели очень разнились. Я вижу свою цель, где фокус больше на программе, конкретно и пошагово, что мы будем делать, когда мы станем той самой временной администрацией.

- Какая-то программа уже существует?

- Какие-то куски есть.

В любом случае, это понадобится только через 8 лет [выборы президента в России, когда Путин не сможет баллотироваться, пройдут в 2024 году]. То есть, у вас еще есть время подумать.

- Мы должны быть абсолютно готовы к 2018 году [ближайшие очередные выборы президента РФ].

А что Вы планируете в 2018 году?

- К 2018 году Путину надо будет снова пройти через выборы. Через псевдо-выборы.

Вы готовите для него какую-то "бомбу"?

- Ну, "бомба" - это не наш метод. Скамейку в Гаагском трибунале еще теплую от Караджича [экс-лидер боснийских сербов Радован Караджич был приговорен к 40 годам заключения по обвинению в геноциде и 9 других обвинениях] - да, это то, чего он заслуживает.

Вот недавно смотрел в Сети видео. Едет где-то в середине России водитель по дороге и все, что он думает про эту дорогу и про Путина, говорит. Здесь он материт Путина и все, на чем стоит весь белый свет. Зачем нам эта Сирия, зачем нам Украина, когда вы там в Москве нажретесь... Это мнение людей и это реальность.  

А насколько Гаага реальна для Путина в 2018 году?

- Чем дальше идет время, тем меньше шансов, что он туда доедет. Народ очень долго терпит, а потом, как мы знаем, по одной Некрасовской поэме, в какой-то момент просто "закапывают в землю". Путин и его окружение абсолютно потеряли понимание, что последние действия приводят к таким последствиям, с которыми они не в силе справиться.

Как, по вашим прогнозам, пройдет ли Путин на следующий срок?

- Может быть.

А почему вы именно 2024 год называете как такой, когда будет возможна смена власти в России?

- Михаил Борисович называет. Он готов ждать, он настроен, на мой взгляд, достаточно пессимистично.

Какие варианты возможны? Если Путин не проходит, что тогда?

- К этому моменту, должно быть готово наше предложение обществу. Симпатичные люди, симпатичная программа.

Что вы с этой программы можете уже озвучить?

- Там есть поправки к Конституции. Например, те же президентские строки [в 2008 году срок полномочий президента РФ был продлен с четырех лет до шести]. Надо понимать, что чуть-чуть переборщили с президентскими полномочиями тогда. Изменений будет немного, их меньше десяти.

Можете как-то охарактеризовать то, что сейчас происходит в политической России. Насколько сильна власть и насколько жива оппозиция?

- Оппозиция, по сути, подняла голову. Хоть как-то. Когда санкции начали оказывать существенное влияние на жизнь россиян. Тарифы огромные, цены на бензин огромные – и это в нефтедобывающей стране номер один.

Фермеры, например, радуются санкциям...

- Вот по поводу фермеров – посмотрите видео российского водителя. Вот это – реальность. Мы это слышим и видим. Мы понимаем эти проблемы. И в нашей программе будут решения этих проблем.

Одна из наших серьезных инициатив – это прозрачность тарифов. Вот почему бензин в Иране стоит столько, в Эмиратах столько, а у нас вот столько?! Какого черта? Он в России стоит дороже, чем в Украине.

Конкретно по дорогам что вы можете предложить?

- Полноценную огромную приватизацию предприятий и за счет нее наполнение дорожного фонда. По дорогам ситуация чудовищная. Есть, конечно, показные дороги, но большинство россиян живет не так. Вот есть дорога, которой подрезали финансирование из-за Керченского моста. Ее впервые за 15 лет хотели отремонтировать, она объединяет Якутск и Магадан, более 2 тысяч километров. А финансирование убрали из-за Крыма. Да, мы четко понимаем, что это нужно и что это огромные деньги.

В чем будет заключаться именно ваша задача? Над чем конкретно вы будете работать?

- Брендинг, объединить все инициативы, которые есть сейчас, в единый ряд. Делать привлекательно и нанять команду. Мы хотим донести до людей, что мы понимаем, мы видим и слышим. Не будем отгораживаться стеной от этих проблем. Мы будем их решать и надо понять, как их нужно решать.

Я так поняла, что вы также будете заниматься связями с общественностью?

- Курировать. На каждом отрезке, этапе, должен быть свой профессионал. Лично я, наверное, нет.

По сути, и вы, и Михаил живете не в России, а в Великобритании. Как вы будете заниматься этим проектом на расстоянии?

- Ленин с Троцким тоже жили не в России.

То есть, через посредников?

- Через тех членов нашей команды, которые не боятся.

Нашлись уже такие? Я видела ваш пост в Facebook, что вы искали себе помощника.

- Нет пока. Я, если честно, и не смотрел еще.

А присылают вообще резюме, интересуются? 

- Да. Кого- то я знаю, кто-то прислал.

Образовательные программы, о которых шла речь на пресс-конференции, это только "Открытый университет" или есть другие варианты?

- Весь проект в целом – просветительский. Будет ли там отдельно отдел по коррупционным расследованиям, или мы объединим усилия – это еще открытый вопрос.

О чем этот просветительский проект? О политической жизни в России?

- О том, почему так, какие у людей есть права. Люди затуманены пропагандой. Какая у нее задача? - Оболванить как можно больше людей. А у нас задача гораздо сложнее – дать альтернативы и совсем другую парадигму развития. По сути, сейчас в России восстанавливается прошлое. Почему вот мы говорим, что у нас курс на будущее... Вот, к примеру, нормы ГТО [физподготовки]. Их пытаются восстановить – все то из 70-х, 80-х, что вызывало чувство большой страны, сильной державы, стабильности. Все вот эти вот вещи, из-за которых по сути в один момент все накрылось. В парадигме Путина нет места частным инициативам. А именно частные инициативы являются движущим локомотивом всего.

Что происходит у Путина в его Кремле?

- Мне кажется, у них там все хорошо, они держат Бога за бороду и крутят этим миром, как хотят. Они находятся в состоянии самообмана.

Путин действительно держит всех в ежовых рукавицах?

- Через страх. Кто-то запуган, кто-то подкуплен.

Нет какой-то вероятности внутренней диверсии?

- Запросто. Это вполне может произойти. Есть друзья-олигархи Путина, которые теряют деньги из-за санкций.

И каким образом они могут это провернуть?

- Оптимально, если они его свяжут и отвезут в Гаагу.

И раз уж разговор зашел о деньгах, проект "Открытая Россия" кажется очень-таки масштабным. Кто его финансирует?

- На данный момент Михаил Борисович, а будут еще, я в этом абсолютно уверен, частные инвесторы.

А сколько сейчас денег уходит на него?

- Вот это информация, которая точно не разглашаема. Я не думаю, что есть окончательное понимание размеров команды и ее формы. Есть идеи, я думаю, что, грубо говоря, к выборам это будет стройная команда единомышленников.

У вас задача набрать команду?

- Донабрать. Люди, которые идут на выборы, уже набраны.

Ходорковский говорил, что у вас с ним совсем разные политические взгляды. Это не станет проблемой?

- Абсолютно. Это станет проблемой после. И мы договорились, что все разногласия мы отставляем на второй план. То есть это станет не проблемой, а нормальным политическим процессом после прихода к власти. На следующие выборы все идут, кто как хочет.

Можете прокомментировать недавний секс-скандал с участием лидера ПАРНАСа Михаилом Касьяновым и его помощницей по партии Натальей Пелевиной. Как это может повлиять на оппозицию?

- Тогда как раз мы с Михаилом Борисовичем и выступили с заявлением. Мы считаем, что это влезание в частную жизнь. Это показывает, насколько объединения [оппозиции] боятся и какие мелкие и омерзительные людишки сидят в тюрьме, ой, в Кремле. Оговорка прям по Фрейду. Вы хотите раскола оппозиции в наших рядах? - Не дождетесь.

Все так настроены, как и вы?

- Ну, Волков [Леонид, оппозиционный политик] написал, то же самое и с той же фразой "Не дождетесь". Понятно, что на рейтинг Касьянова это повлияло, но на наше взаимодействие с ним - нет.

В России это вообще нормальная практика подобных, действительно грязных скандалов? В Украине я не припомню таких случаев.

- А в Украине есть случаи, когда бывших вице-премьеров в самом центре убивают чеченцы и не несут за это никакой ответственности? Я про Немцова говорю. Российская практика гораздо жестче и грязнее.

Путин и его товарищи украли идею будущего. Они лишили страну будущего и перспектив. Их стабильность на самом деле имеет ярко выраженную некрофиличность. Это власть мертвецов. Сейчас у власти просто мертвецы, которые хотят просто законсервировать, просто оградиться железной занавесью с боков, сверху и снизу и лишить законов и прав. Обезличить. Вот этот страх частной инициативы – это, по сути, страх всего живого. 

- И сейчас вы решили прийти на помощь России?

- В тот момент, когда украинское общество подняло голову, средний россиянин исторически никогда не жил так хорошо, как он жил на момент захвата Крыма или победы в Олимпийских играх. 600 млрд золотовалютных резервов - просто вдумайтесь в эту цифру. И средний доход на душу населения был самый большой за всю историю, начиная с Киевской Руси. Все признаки экономического, политического, спортивного успеха были на лицо. Поэтому оппозиции что-либо делать в такой стране - это в пустоту.

Никто же, пребывая в состоянии усиливающегося опьянения, не услышит, что алкоголь разрушит его печень и мозг. А сейчас наступает такое тяжелое похмелье после этих захватов. Здесь человек в состоянии услышать то, что он что-то сделал не так, что он где-то, видимо, ошибся. Но пока виноваты все вокруг, кроме него.

Беседовала Ольга Скичко

Похожие темы:

Следующая публикация