Скоро люди будут печатать золотые украшения

Скоро люди будут печатать золотые украшения

Фото: Владимир Усов

Владимир Усов рассказал о распечатанных на 3D-принтере чашках, которые практически не бьются, и о работе над заменой костной ткани человека.

Недавно одессит Владимир Усов вместе со своим другом и партнером Дмитрием Кривошеевым открыли первую в Украине фабрику 3D-печати всевозможных предметов из керамики и металла. Однако этому событию предшествовала большая работа.

Свой стартап Kwambio Владимир и Дмитрий запустили еще два года назад. И первоначально задачи перед собой ставили другие, рассчитывая на быстрое развитие технологии. Однако в процессе пришлось подстраиваться под рынок и потребителя, с чем стартаперы с успехом справились.

Владимир по-прежнему считает, что у 3D-печати большое будущее, правда до того момента, когда 3D-принтер появится в каждом доме придется подождать немного дольше.

В интервью ТСН.ua Владимир Усов рассказал о перспективах технологии в будущем и о широких возможностях в настоящем. Например, о чашках, которые практически не бьются, или о замене костной ткани человека.

- Как вы пришли к этой идее с 3D-принтерами?

- Достаточно случайно. Я был на выставке и увидел, как работает 3D-принтер. И мне показалось, что это удивительно, когда из ничего получается что-то. Мне показалось, что это может иметь огромный потенциал для экономики. В отличие от традиционных методов, когда вы отсекаете все лишнее, получая много отходов, на 3D-принетре вы сразу производите конечное изделие в той форме, которая вам нужна.

- Вашей компании уже два года. Расскажите, с чего вы начинали?

- Путь, который мы прошли, отражает путь развития всей индустрии 3D-печати. Изначально у нас была идея создать платформу в интернете, с помощью которой любой человек, у которого есть свой собственный настольный 3D-принтер, мог бы напечатать собственный объект, не обладая при этом специальными техническими навыками. Планировалось сделать очень простой интерфейс – нажал кнопку и распечатал, так, как вы распечатываете документ.

Фото: Kwambio

- Но так как далеко не у каждого дома стоит настольный 3D-принтер, воплотить идею в жизнь не получилось?

- Да, ни у кого нет этих 3D-принтеров. Прогноз о том, что через два года он будет у каждого человека дома, не подтвердился. Поскольку сейчас ничего, кроме пластиковых игрушек и сувениров, напечатать нельзя. А любой нормальный человек не станет на это тратить свои деньги. Ради "фана" (англ. fun – веселье) какие-то технические специалисты покупали себе принтеры для того, чтобы просто посмотреть, что это такое. Но пока что эта технология не готова для массового распространения.

- Как вам пришлось действовать в новых условиях?

- Мы перестроили нашу платформу на другую модель. Человек на нашем сайте выбирает продукт, нажимает кнопку "Напечатать", оплачивает заказ, и он автоматически направляется на один из промышленных принтеров на фабрике наших партнеров, там печатается. И так как это уже промышленный принтер, есть возможность выбора материала – пластик, металл и керамика. И после напечатанный продукт отправляется адресату.

- У вас на сайте можно заказать разные вещи: вазы, чашки. Вы сотрудничаете с дизайнерами?

- Наша платформа предоставляет сервис для дизайнеров по открытию магазинов, кастомизации и персонализации товаров, чтобы вы могли в реальном времени выбрать цвет, материал, немного изменить форму товара, который хотите заказать.

Для дизайнера эта модель еще интересна тем, что обычно он никогда не знает спрос на свой продукт. Ведь сначала он придумал, потом должен на свои средства организовать прототипирование, логистику, производство, и только потом будет пытаться продать все, что он сделал. А в случае 3D-печати он получает стопроцентно предоплаченный спрос. Поэтому проблемы перепроизводства или недопроизводства не может возникнуть даже теоретически.

- Вы сказали о ваших партнерах, на принтерах которых печатаются товары. Кто эти производители?

- Раньше мы работали с американскими, европейскими производителями. Всего в мире сегодня есть пять-шесть компаний, которые могут обеспечить полный цикл производства изделий из керамики и металла. Но нас не устраивали ни цены, потому что они были космические, ни сроки – они были долгие. Также отсутствовал контроль качества, поскольку фабрики находятся в другом регионе, в другой стране, на другом континенте.

- Эту проблему решили созданием своей фабрики в Одессе?

- Пока мы сотрудничали с фабриками, параллельно работали над созданием своего 3D-принтера и накопили достаточно много экспертизы, чтобы создать свое собственное производство. В итоге мы приняли решение сделать это в Украине.

- Почему Украина?

- Большая часть нашей команды, инженеры, из Украины.

- У вас в пресс-релизе упоминается сотрудник Александр Мустафаев, которого вы называете изобретателем 3D-принтера. Он изобрел именно ту модель, которую вы используете?

- Он вообще изобретатель первого 3D-принтера в Украине и даже в Восточной Европе. Потом, работая у нас в команде, он создал новый 3D-принтер, более современную модель.

Фото: Kwambio

- У вас можно заказать любой предмет по собственному дизайну?

- Да.

- А если человек не совсем знает, чего он хочет. Ваши дизайнеры могут напрямую работать з клиентами?

- Да. Наш сервис делится на две составляющие. Первая, это если вы не знаете, чего хотите, то можете зайти на сайт и посмотреть в разделе Магазин, где представлены работы наших дизайнеров. Если же у вас уже есть конкретная идея, но вы при этом не умеете делать 3D-модели, то просто можете прикрепить к своей заявке скетч или рисунок на салфетке и наши дизайнеры преобразуют это в 3D-модель, которая потом будет напечатана и отправлена вам.

- Увеличивается ли цена, если дизайнерам приходится рисовать 3D-модель для клиента?

- Нет, цена рассчитывается за квадратный сантиметр поверхности и в нее входит и разработка дизайна, и подготовка модели.

- А какой самый интересный заказ сейчас можете вспомнить из тех, что люди сами вам прислали?

- Сейчас как раз есть один очень необычный заказ. Наша фабрика расположена на территории завода "Стальканат", старейшего предприятия Одессы, производящего канаты, начиная с 1806 года. Сейчас здесь открывается дизайн-пространство "Стальканат Арт", которое объединит дизайнеров, художников и просто творческих людей в одном месте, где они смогли бы воспользоваться всем необходимым для материализации своих идей. Организаторы проекта обратились к нам с идеей создания фасада здания из напечатанной на 3D-принтере керамической плитки оригинальной формы и текстуры. Площадь фасада около 1000 кв. м. Когда проект будет реализован, это станет самым масштабным применением технологий 3D-печати в декоре зданий. Не только в Украине, но и во всем мире.

- И кстати, на счет дизайнеров. Как вы заинтересовываете их? Они иностранцы?

- Да, конечно. Когда мы запустились, то попали в акселерационную программу TechStars – это самый известный в мире стартап-акселератор, который каждый год отбирает десять самых перспективных проектов и помогает им развиваться. Мы прошли их трехмесячную программу в Бостоне, откуда переехали в Нью-Йорк, а это известный центр дизайна, где работает много независимых дизайнеров. И наш сервис, где мы берем на себя всю работу по созданию качественной 3D-модели, прототипированию и производству, оказался очень актуален для любого независимого дизайнера. Поскольку это то, чего они хотят, – заниматься только творчеством и получать готовый результат. Поэтому большое количество дизайнеров в Нью-Йорке откликнулось на наше предложение. Они запустили тестовые продукты, которые сейчас представлены на нашем сайте.

Позже мы начали получать заявки от дизайнеров из Европы. А теперь, когда мы объявили о запуске фабрики в Украине, получили несколько десятков заявок от украинских дизайнеров.

Фото: Kwambio

- Они получают какой-то процент от стоимости проданного изделия?

- Есть две модели, по которой дизайнер может с нами работать. Первая: они открывают на нашей платформе магазин и продают свои товары, получая свою комиссию с каждой продажи. И вторая модель: они заказывают для себя мелкую серию от одного до 20 продуктов и самостоятельно продают их, как хотят.

- На вашем сайте есть и украшения. Возможно ли создать изделия из драгоценных металлов?

- Возможно. Тут важно понимать, чем наш производственный цикл отличается от других компаний в мире, которые делают подобное. Есть еще две компании в Америке, две в Европе и одна в Японии. В нашем производственном цикле мы соединяем технологии 3D-печати с традиционным производством. К примеру, возьмем керамический объект. Мы сначала делаем 3D-печать этого объекта, после чего наносим глазурь и отправляем в печь на обжиг, как во время традиционной работы с керамическим изделием.

Для ювелирки сначала печатается объект из воска, который можно залить любым металлом (бронза, золото, серебро, все, что угодно), после чего делается полировка, что уже является традиционной работой с ювелирной продукцией.

- Соответственно, в зависимости от материала будет варьироваться и цена.

- Да. Но пока что мы ориентируемся на бронзу. Запускаем отдельный цех 3D-печати. Бронза – это наиболее гибкий в плане цены и форм материал. И на него больший спрос. Люди не готовы еще печатать золотые украшения.

Фото: Kwambio

- Но это есть в планах на будущее?

- Да. Люди постепенно проникаются идеей доступности 3D-печати. Ведь 3D-печать – это не какое-то волшебство. Потому, я думаю, через несколько лет мы дойдем и до золота. Никаких технических ограничений здесь нет, только психологические.

- Вы покупали те принтеры, которые используете на своей фабрике, или создавали сами?

- Мы создали собственный принтер, который презентовали на выставке в Нью-Йорке. Это был настольный персональный принтер. А для фабрики мы приобрели большие индустриальные принтеры. Но так как у нас в команде работают инженеры, которые сами разрабатывали принтеры, то мы во многом их переделали, модифицировали и они практически уже стали нашей разработкой. Но важнее всего то, что мы разработали свой уникальный набор материалов. Если у конкурентов есть около 5-6 видов материала для изделий из керамики, то у нас их 80.

- Чем ваш материал уникален?

- По своим характеристикам, он имеет более легкий вес, чем традиционная керамика. Меньше бьется. И есть возможность выбирать среди огромного количества цветовых покрытий. Это и матовое, и глянцевое.

- То есть небьющаяся чашка, которая сделана не из пластика, – это реальность?

- Да, мы к этому стремимся. Пока что при сильном желании она разобьется. Но вот недавно у меня упала чашка на бетонный пол и не разбилась.

- 3D-принтеры – недешевое удовольствие. Сколько вам пришлось вложить денег, чтобы открыть фабрику?

- Общее число инвестиций, которые мы получили за эти два года, составляет около $ 1 млн 300 тысяч. Они пошли на разработку программного обеспечения, открытие фабрики, приобретение оборудования. На сегодняшний день, наша цена за изделие, напечатанное на 3D-принтере, практически не отличается от цены на изделие, созданное на гончарном кругу в маленьких мастерских.

Фото: Kwambio

- Интересно. Я видела у вас на сайте чашки по $ 100.

- Это не цена производства. Это цена дизайнера, который использует нашу платформу как магазин. Он может оценить эту чашку хоть в тысячу долларов.

- Если я нарисую вам чашку, за сколько вы мне ее сделаете?

- Цена будет до $ 20.

- И все же $ 20 (около 500 грн) для чашки – это тоже немало.

- Но ведь она будет создана по вашему дизайну. Эксклюзивная чашка по вашему дизайну, созданная традиционным методом, а не на 3D-принтере, обойдется дороже.

- Каким вы видите будущее этой отрасли – создание на 3D-принтерах вещей, еды и даже внутренних органов?

- Кстати, у нас есть второе направление, по которому мы работаем. Это биопринтинг, материалы для которого создаются на основе керамики. Сейчас мы занимаемся разработкой материалов для биопринтинга костной ткани. Через несколько месяцев планируем получить первый прототип и протестировать его. Этим методом решается множество проблем с серьезными травмами, если восстановление не может происходить обычным путем. С помощью МРТ можно сделать 3D-скан поврежденного участка и напечатать костную ткань, которая потом станет платформой для создания живой ткани внутри кости человека. И после этого уже не будет необходимости в повторном вмешательстве, чтобы вынуть металлические каркасы, которые используются в традиционных методах. Это облегчает жизнь как пациентам, так и врачам. И с экономической точки зрения, это гораздо дешевле существующих технологий. Надеюсь, что уже в следующем году мы сможем заявить об этой технологии.

В США медики разработали технологию изготовления живой ткани на 3D-принтерах

В США медики разработали технологию изготовления живой ткани на 3D-принтерах

Я думаю, что наша изначальная концепция о том, что человек сможет печатать на 3D-принтере все, что ему нужно, рано или поздно должна стать реальностью.

- Насколько вероятен вариант, что через пять лет будут доступны, быстры и легки в использовании домашние 3D-принтеры, чтобы, например, создавать практичную одежду каждое утро?

- Хотелось бы мне сказать "да". Но, похоже, что через пять лет только на промышленном уровне и на уровне крупного бизнеса 3D-печать станет частью общей производственной цепочки и будет чем-то привычным. Но если говорить уже о принтерах, которые будут стоять на кухне, в гостиной и кабинете, должно пройти не пять, а 25 лет.

- Не очень оптимистичный прогноз.

- Чем больше накапливается опыта, тем реальнее можно проследить, сколько лет уйдет на все опыты и попытки. Главное, что тот уровень развития, на котором сейчас находится 3D-печать, делает производство товаров во многих сегментах гораздо более демократичным и позволяет большему количеству дизайнеров и маленьких компаний выйти на рынок. Раньше дизайнер мог выйти на него, только став частью какого-то бренда. Сегодня он может уже самостоятельно запустить мелкосерийное производство с помощью 3D-печати.

- Насколько это сейчас популярно? Много у вас заказов?

- Сейчас мы производим тысячу продуктов в месяц. А на начало следующего года планируем выйти на 10 тысяч.

- Кто чаще заказывает – компании или частные клиенты для личного пользования?

- Сейчас мы больше ориентируемся на бизнес-клиентов и компании с серийным производством. А то, что касается потребителей, то это больше дизайнерские продукты, где важны не цена, а эксклюзивность, оригинальность и возможность получить что-то, чего ни у кого другого больше нет. В общем обороте 70% – это заказы бизнес-клиентов.

Фото: Kwambio

- Если говорить об оставшихся 30%, можете нарисовать общий портрет вашего заказчика? Кто целевая аудитория?

- В основном, это люди, каким-то образом связанные с дизайн-индустрией. Те, кто работает в брендах или обслуживает их как креативные, рекламные и диджитал агентства. То есть люди, которые обращают внимание на окружающие их вещи, и для которых они являются не просто функциональными объектами, а чем-то, что идентифицирует их личность, подчеркивает индивидуальные черты характера.

- Для чего вы это делаете? Стартапы начинаются с идеи и служат разным целям – заработать денег, самореализоваться. Какая ваша?

- Я отношусь к этому, как к бизнесу. Цель любого бизнеса – это коммерческий успех. И это помогает обеспечивать работой талантливых людей, которые могут делать то, что им нравится, а не заниматься работой, чтобы просто прокормиться.

К тому же всегда приятно сочетать то, что дает тебе доход с тем, что тебе интересно, и в чем ты видишь потенциал. Потому что, когда посмотришь вокруг – столько всего создано красивого другими людьми, что хочется и самому внести какой-то вклад.

Беседовала Ольга Скичко

Похожие темы:

Следующая публикация