Нефтяной скандал: кому выгодно приостановить поставки нефти на Кременчугский НПЗ

Нефтяной скандал: кому выгодно приостановить поставки нефти на Кременчугский НПЗ

Сегодня утром на Кременчугский НПЗ снова начали транспортировать нефть / Фото: ТСН.ua

После шумихи и акций протеста поставки нефти на завод таки возобновили.

С транспортировкой и без виновных. На третий день после остановки нефтепроводы "Укртранснафты" таки заработали. Компания начала передавать нефть от крупнейшего добытчика до единого украинского переработчика. Владельцы нефтепроводов инцидент до сих пор называют "техническими проблемами". Зато участники нефтяного рынка уверены – виной всему не только аварии.

Об этом говорится в сюжете программы ТСН.19:30.

Настоящим скандалом обернулся конец недели для нефтяной отрасли. Одновременно о возможности остановки заявили сразу две чуть ли не самые крупные нефтяные компании – главный украинский добытчик "черного золота" "Укрнафта" и единственный в Украине переработчик Кременчугский нефтеперерабатывающий завод.

"Это может привести к остановке добычи нефти полностью. Это приведет к уменьшению добычи газа", – подчеркнул директор департамента переработки нефти и газа ПАО "Укрнафта" Игорь Чачунь.

"Выполняют заказ определенных государственных руководителей, чтобы разорвать цепочку "Укрнафта" – "Укртранснафта" – "Кременчугский НПЗ", – отметил заместитель председателя правления по экономическим вопросам ПАО "Укртатнафта" Виктор Бабиченко.

Связь, которая без сбоев работала 10 последних лет, говорят нефтяники, разорвала "Укртранснафта". Она монопольно транспортирует "черное золото" нефтепроводами. В пятницу компания без предупреждения прекратила прокачку. "Укрнафта" вынуждена была закачивать топливо в резервуары. Кременчугский НПЗ недополучил запланированный объем топлива. Только к вечеру в "Укртранснафте" распространили информацию, что повлекло это, вроде, авария на одном из участков нефтепровода.

На третий день после остановки нефтепроводы "Укртранснафты" таки заработали

На третий день после остановки нефтепроводы "Укртранснафты" таки заработали

Эксперты отрасли такие заявления всерьез не воспринимают. Потому что, говорят, транспортер имеет резервные трубы для подачи "черного золота" в случае аварий. Во-вторых, сами проблемы ликвидируют в считанные часы. И лишь в исключительных ситуациях – дни.

"На сегодня такой причины нет. Это только какой то политический заказ – больше ничего", – сказал директор компании "Приднепровские магистральные нефтепроводы" Александр Гончаров.

Лишь через день после широкой публичной огласки "Нафтогаз" и "Укртранснафта" вдруг вспомнили, что о ремонте якобы всех уведомили заблаговременно. И, говорят, даже предложили схему, как избежать перебои с транспортировкой. Например, "Укрнафте" предлагали просто закачивать топливо в их трубопроводы. Правда, сами же предложение почему-то не выполняли вплоть до вчера. О чем и написали в официальном релизе.

"С 00:00 часов нефтепровод "Глинско-Розбишевская – Кременчуг" был готов для транспортировки нефти на НПЗ, как и было анонсировано 31 июля", – говорится в сообщении.

Вместе с тем поставки нефти на сам завод до вчера не начинались. Но в "Укртранснафте" это проблемой не считали, потому как придумали выход из этой ситуации: "Укртранснафта" предлагала... временно взять государственную нефть "Укртранснафты" из хранения, а взамен принимать нефть "Укрнафты" в собственную систему".

Но такой простой, на первый взгляд, обмен имеет немало подводных камней, говорит временно отстраненный от обязанностей руководитель "Укртранснафты" Александр Лазорко. Поскольку речь идет о технологической нефти с историей.

"Когда мы попытались спасти из боевых точек на Востоке Украины технологическую нефть, то мы ее поставили на хранение в резервуары как "Укртранснафты", так и "Укртатнафты", – говорит Лазорко.

Нефть предлагали переделать на пользу армии на единственном в Украине нефтеперерабатывающем заводе, говорит Лазорко. Однако длительное время решение по этому поводу почему-то не было.

"Было мощное лобби против этого со стороны импортеров. В частности, и со стороны группы "Континиум" народного депутата Еремеева. На одну из руководящих должностей в НАК "Нафтогаз Украины" поставили Андрея Пасишника", – говорит Лазорко.

А уже в марте началась силовая смена руководства "Уктранснафты": с разбитыми окнами, неизвестными людьми.

Проверить законность действий наблюдательного совета приехал и тогдашний председатель Днепропетровской облгосадминистарции Игорь Коломойский, и юристы.

"Премьер поехал в Брюссель, Коболев (глава "Нафтогаза") уехал, никого нет. Вы тишком-нишком решили захватить предприятие? Вы еще не разворовали предприятие, то решили разворовать", – сказал тогда Коломойский.

В конце концов, ситуация закончилась громким конфликтом и несколькими такими же громкими отставками. Александра Лазорко тогда же отстранили. Правда, достижения нового менеджмента "Укртранснафты" стоили государству еще дороже, говорит Лазорко. Сразу после смены менеджмента компания проиграет суд по 40 тысяч тонн государственной нефти структурам Еремеева. Также за почти четыре с половиной месяца чиновники так же не приняли решение, что делать с технологической нефтью на Кременчугском НПЗ. И только в день остановки в "Нафтогазе" и "Укртранснафте" рекомендовали заводу забрать эту нефть себе, взамен недополученной.

"Это одна из форм реализации запланированной сделки, которую они хотели сделать. Закачав нефть в недействующий нефтепровод, чтобы потом требовать в "Укртатнафты" обменивать нефть на ту, что хранится в них. А нефть из трубопроводов – продавать на море, что хотел всегда Еремеев", – говорит Лазорко.

На Кременчугском НПЗ также уверены, что авария и остановка транспортировки – это принуждение к таким действиям.

"Идет борьба, чтобы вытеснить нас с рынка, перейти на полный импорт", – отмечает заместитель председателя правления по производству ПАО "Укртатнафта" Сергей Кошелюк.

Цена вопроса, говорят, в цифрах на табло автозаправочных станций. Ведь на тех, где торгуют украинским горючим, они всегда меньше. Тогда как экспортеры, в частности, и автозаправки фирм того же Еремеева, вынуждены подстраиваться под нашего производителя, чтобы конкурировать. Если же его не станет, то цена может пойти вверх.

Символично, что в "Нафтогазе" ситуацию вокруг сбоев с транспортировкой все эти дни комментировал только один человек – Андрей Пасишник. На нем круг замыкается, ведь его считают лоббистом интересов того же Еремеева. А соответственно из-за этого крупнейшая компания страны фактически работает не на интересы государства, а конкретного олигарха. Опасения добытчика и переработчиков Пасишник считает надуманными. И в очередной раз настаивает – Кременчугский НПЗ должен использовать технологическую нефть, которую хранит. Правда, заявления чиновника кажутся странными на фоне решения Кабинета министров. Нефть, которую Пасишник и "Укртранснафта" так уговаривали Кременчугский НПЗ забрать себе, правительство поручило переработать на пользу армии на том же Кременчугском НПЗ. И произошло это символично в пятницу, в день остановки.

Вчера на улицы Кременчуга вышли сотни митингующих с требованием к властям найти виновных в ситуации и наказать их, а именно Сидорука и Пасишника.

После шумихи и акций протеста сегодня утром поставки нефти на завод таки возобновили. Однако прекращать акции протестующие не собираются. Говорят, митинг будет бессрочным. Пока тех, кто пытается вызвать скачок цен на бензин и лишить страну собственной добычи и переработки нефти, не накажут.

Корреспондент ТСН Александр Кравченко

Похожие темы:

Статья из подборки новостей:
Газовый конфликт Украины и РФ
Следующая публикация