Соцсети - место, где рождаются иллюзии

Соцсети - место, где рождаются иллюзии

Фото: Reuters

Считая, что у авторов красивых фото и жизнерадостных постов другая, яркая жизнь, вы обманываетесь - как и они.

"Я могу пережить эти красивые селфи. Но я не могу все время смотреть ,как мои фб-френды постят фотки из путешествий, выбирают гаджеты, часто показывают такие блюда, которые я ем раз в три года, и бесконечно примеряют новую одежду и обувь. Я завистливая, да? Я отфрендила всех, кто часто постит такие картинки. Я работаю на двух работах, поехать отдыхать не могу никуда кроме тех мест, где у меня живут друзья, и то – раз в год на неделю. Телефон давно разбит, и я обращаюсь с ним осторожно, потому что даже iPhone 5 – это больше моей основной зарплаты, в рестораны я хожу только на дни рождения подруг. Часть зарплаты мы на работе складываем в специальную сумочку – на благотворительность. Ну, сами понимаете – война, переселенцы. Я должна маме помогать выжить, хотя бы оплатить ей коммуналку. Я многое покупаю на секонде. А вокруг сплошной карнавал впечатлений, покупок, дорогих услуг, веселья и радости. А еще все вокруг очень умные и образованные, а я до сих пор не доучилась, потому что не могу заплатить за последний год обучения. Я не могу смириться с тем, что я стала завистливой. Что мне делать?"

По законам консультирования я должна продолжать опрашивать ее, чтобы она сама определила - что с ней не так и почему. Но я ее обрываю, не выслушивая дальше, и говорю: "Нет, вы не завистливая. Вы наивная и впечатлительная, почему-то остро реагирующая на иллюзорный мир. Я могу помочь понять – почему вы так реагируете". Потому что она не пятый и даже не десятый клиент с таким же запросом за последнюю пару месяцев.

Иллюзии, умноженные на два

Ложное или искаженное восприятие информации, которую другие пользователи размещают о себе в соцсетях, склоняет многих людей к ошибочным суждениям о них и их жизненном успехе. Большинство впечатлений о роскошном отдыхе, классных вечеринках и дорогой одежде людей в лентах новостей соцсетей – иллюзия. Это слово происходит от латинского illudere – обманывать.

Такие люди, как моя клиентка, уверены, что реальность за пределами их жизни – это особый яркий мир. На самом деле все события, которые люди – назовем их в данном случае "передатчками – показывают в соцсетях, заранее добавляет им несколько эмоциональных регистров. Например, девушка с подругами, чтобы выпить кофе и поболтать. Обычная встреча. И, скорей всего, прошла она тоже обычно и, кто знает, может даже скучно. Однако что видят друзья и подруги этой девушки в соцсетях? Какую-нибудь вдохновляющую подпись "оторвались с девчонками на полную!" и селфи, на котором, конечно, все выглядят абсолютно счастливыми. Или, например, отдых за границей. Вы часто видели, чтобы кто-то писал что-то вроде "полгода копил/а на отдых, во всем себе отказывая" или "я добирался/ась сюда сутки пятью видами транспорта, чтобы сэкономить, и ем захваченные с собой макароны, потому что я не могу себе позволить здесь питаться"? Вот и я о том же. А "приемник" - тот, кто видит этот пост у себя в соцсети – не только воспринимает все написанное/сфотографированное за чистую монету, но и дает восхищенную оценку и добавляет собственной фантазией еще пару эмоциональных регистров. То есть получается, что к создаваемому "передатчиками" иллюзорному имиджу еще один слой иллюзий добавляют "приемники".

Фото: Reuters

Люди, обладающие подвижным, ярким и образным восприятием мира, начитанные и образованные - всегда сильнее вызывают в своем воображении иллюзии. По сути, это неосознаваемые ими проекции их фантазий на объективно существующую реальность. Что же происходит? Что действует на такое искажение? Личностные установки, желания, в свете которых человек воспринимает, регистрирует, перерабатывает и интерпретирует окружающий его мир.

"Хочу обманывать, потому что я ярче действительности" сталкивается с "хочу быть обманутым, потому что я воспринимаю действительность ярче, чем она есть". И вот тогда-то и происходит усиление действия обмана – иллюзии первых умножаются на иллюзии вторых.

Все знают теорию манипуляций. Но все уверены, что она не касается их самих, когда они смотрят на чьи-то рассказы о себе с фото: ведь это всего лишь картинки! Как можно манипулировать, если показывать фотофакты? А ведь самая коварная часть личностной иллюзии заключается в полуправде. Чем больше человеческая эмоциональность, тем сильнее будет выражена личностная иллюзия в отношении полуправды. В таких случаях собственное эмоциональное состояние станет катализатором иллюзорного восприятия реальности. Особенно это касается утомленного рутиной человека, истощенной серыми буднями яркой личности, склонной к подвижному воображению. Такие люди для собственного спасения создают себе мнимый мир.

Эмоционально неустойчивому человеку трудно снять розовые или затемненные очки, через которые преломляются фотографии ярких путешествий, вкусной еды, развлечений, красивых людей, постоянной радости других людей. Сквозь собственное преломление чужие мысли кажутся особенно точными, поступки легкими, и вся чужая жизнь – полной радостных впечатлений, без всяких трудностей и барьеров.

Конвертация имиджа

Все знают, что в интернете мы часто имеем дело не с реальным человеком, а с его образом. Образ, с которым вы общаетесь в интернете, всегда создается им самим, и презентуется человеком таким образом, чтобы добиться от вас той реакции, которая ему нужна, выгодна. Проверка его реальности обычно невозможна, а не воспринимать этот образ в принципе невозможно, потому что нечем его опровергнуть. И в этом есть тот самый психологический нюанс, который позволяет причинить с помощью интернета вред наивным и доверчивым людям и принести большую пользу составителю имиджа.

С каждым днем я встречаю все больше и больше людей, которые в реальной жизни живут и действуют на основе информации, получаемой друг от друга в социальных сетях, не понимая, что в это самое время другие люди пытаются конвертировать свой образ в славу, психологические поглаживания, в компенсаторную работу с собственными комплексами, лечение неврозов или даже в деньги и власть.

Аналитическое агентство Gartner в 2012 году опубликовало отчет под названием "Цикл ажиотажа для развивающихся технологий". Из отчета следовало, что в 48% случаев нужно принимать во внимание такие факторы, как нестабильность качества пользовательского контента (обман, спам и ложные аккаунты).

- дезинформируют френдов о своих музыкальных, культурных и художественных пристрастиях и способностях - 48%;

- использовали чужие фотографии об отдыхе и увлечениях 37%;

- неверные сведения о своем имени и возрасте, семейном положении - 29%;

- месте работы, занимаемой должности - 25%;

- о внешности и увлечениях - 22%;

- уровне образования, месте обучения и путешествиях - 17%;

- сексуальных отношениях - 14%;

- уровне доходов и крупных приобретениях - 13%.

К чему это ведет? Не только к личностным проблемам, как у моей клиентки, и массовым неврозам, депрессиям из-за соцсетей. Но еще и к вранью – в отношении исторических событий. Потому что в результате искажается вся картина мира. Это ведет к ненастоящим авторитетам, к ненастоящим красавцам, ненастоящим благотворителям, волонтерам, профессионалам, политикам, услугам.

Избавление от иллюзий – шаг в развитии, элемент эволюции. Разрушение иллюзий может быть как неприятным, так и приятным. Но без него не будет развития человека и не будет развития общества, а для Украины это уже критично.

Что делать? Повторять себе, что социальные сети слишком часто уводят от осознания действительности, смазывая реальную картину субъективными личностными представлениями. Чтобы полностью освободиться от иллюзий, здоровому человеку необходимо опираться на ясное и четкое, диалектическое мышление (способность мыслить противоположностями) или полное буддистское мышление (не сравнивать и не хотеть). Вы можете выбрать то, что вам ближе.

Главное, что смотреть на соцсети нужно только как на непроверенный источник информации, способ общения с друзьями, вдохновение для творчества, возможность подпитаться красотой и добром, расширить реальные связи.

А еще всем полезно работать со своими эмоциями и учиться управлять ими. Моя клиентка учится проверять информацию и критически осмысливать. Но что важнее – она учится всматриваться в свои желания иллюзий и отражает это в своей френд-ленте, выбирая друзей, которые не изображают, а всего лишь отображают свою реальную жизнь.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация