Скупое ролевое меню на 8 Марта

Скупое ролевое меню на 8 Марта

Фото: wallpaper-yaport.ru

Природа споров о праздновании 8 Марта в жестких рамках или/или, за которые просто не могут выйти некоторые из нас.

Недавно на прием пришла моя старинная клиентка, та, что еще из 90-х годов прошлого столетия. Главная проблема, с которой она борется вот уже 20 лет, это ее очень ограниченное меню ролевых возможностей. Вот, например, еще 20 лет назад 8 марта она родила сына. И так увлеклась материнством, что не заметила, куда делся ее муж. Ну, то есть он долгое время пытался обратить внимание на себя, нагло требовал секса и улыбок, подержать на руках малыша, позволить ему прогуляться с коляской, но через года полтора, не добившись ничего, плюнул и ушел к другой, бездетной.

Потом она пошла на работу и так увлеклась наукой, что забывала забирать ребенка из садика. В конце концов ребенок поселился у ее мамы, к которой она забывала ездить.

Потом, прямо на праздновании 8 марта, у нее на работе случился роман. Такой, о котором все женщины мира мечтают. И она уволилась с работы накануне последних лабораторных экспериментов и бросила всю свою группу, которую собирала для изучения удивительного феномена, связанного с порошковой химией. А заодно бросила докторскую диссертацию. Ушла в любовь.

Теперь же проблема возникла в новом обличии. Год назад накануне 8 марта она поехала с подругой в АТО – повезла бойцам одежду и продукты. И так она полюбила свою новую роль – волонтера, – что забросила новую семью, в которой уже родился маленький сын, оставила с трудом добытую работу преподавателя. А пару дней назад не приехала на похороны к маме, которая воспитала ее первого сына, и как-то неуверенно рассказывала мне о том, где учится ее старший сын. Не могла точно вспомнить. Она вся была мыслями на войне. Все для фронта, все для победы. И важно сказать, что она делала свою работу волонтера так же хорошо, как и все остальное, что делала всю жизнь.

При этом она прекрасно думала, рассуждала, анализировала все происходящее с ней. Но всякое увлечение идеей ее захватывало полностью. Она не могла распределить себя на два дела, на две радости, на два горя, на два типа поведения. Она могла жить только отдавая себя полностью, она не знала "и". Она знала только или/или и каждый раз бросалась с головой в новую социальную роль. И почему-то все время возникало это 8 марта.

Ее мать и отец были религиоведами – изучали вытеснение и поглощение христианством языческих обрядов. Наверное, поэтому ее метафоры всегда были связаны с религией. Она считает, что ее поведение похоже на изменения языческих праздников. Например, дни солнечного равноденствия и смены сезонов христианство смогло вытеснить. Оно не впитало в себя эти традиции, а просто бросило их в реку забвения. А вот день Ивана Купалы – не смогли запретить, и превратили в день Иоанна Крестителя. День Перуна трансформировался в день святого пророка Ильи Громовержца, праздник Рожениц в Рождество Богородицы, а Коляда – в Рождество. То есть древние люди не могли вместить в себе два типа верований и не могли праздновать все праздники. Или одни, или другие. В головах, в идеологии, в поведении не вмещались разные типы празднований, и они либо замещались, либо вытеснялись.

Когда я в начале марта изучила свою ленту в "Фейсбуке" и увидела, что треть постов посвящены празднованию или не празднованию 8 Марта, я поразилась. Все писали об исторических параллелях с правами проституток, с правами женщин и некрасивыми, пошлыми рассказами о Розе Люксембург и Кларе Цеткин, - я сразу поняла, что передо мной один и тот же феномен. Таких людей, как моя клиентка, много. Иногда они определяют политику. У них просто очень узкое ролевое меню. Их деды не просто воевали. Их деды воевали против религиозных праздников, заменяя Пасху – Первомаем, Рождество – Новым годом. Они не могли позволить, чтобы религиозные праздники отвлекали их поведение, их любовь от праздников за права, свободы, и новых увлечений коммунизма. А внуки воюют за право отмечать только религиозные праздники и никакие социальные.

Это какое-то очень узкое меню – или/или. В голове у многих людей не укладываются и Масленица, и Прощеное Воскресенье, и праздник прав женщин. Крещеные, но не просвещенные, не могут совершать два или три обряда, не могут вместить в своей особой антропологической голове - 8 Марта и праздники нового времени? Никто уже не вспоминает, что та самая ООН учредила этот праздник как Международный женский день, что его празднуют (не на государственном уровне, но женскими общинами, клубами и школами) в отсталой Германии, в непросвещенной Австрии и других подобных не очень цивилизованных странах.

Моя клиентка – как символ узкого 8-мартовского меню. Любя одно – забывать о другом. И не просто забывать – а уничтожать своим невниманием и презрением.

А я продолжаю проводить исследование "8-мартовского срача" в "Фейсбуке". И важно сказать, что люди, отрицающие или защищающие 8 Марта – как правило, хорошо анализируют, думают, понимают, что с ними и со всеми нами происходит. Это просто очень скупое идеологическое и поведенческое меню.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация