Интернет и соцсети кардинально повлияли на такое древнее и исконно общественное явление, как слухи.
Ходят слухи, будто все подорожает, абсолютно,
А особенно - поваренная соль
"Песенка о слухах", Владимир Высоцкий
Слухи, домыслы, вырывание из контекста, предубеждения, фактические ошибки, дезинформация - существуют с тех пор, как человечество начало общаться.
Слухи оказывают не только негативное, но и позитивное воздействие на человека. Они могут быть даже некой психотерапией для их распространителей. Люди, которые "предупреждают" других людей о негативном поступке, поведении, намерениях, чертах характера других людей, начинают себя чувствовать лучше после "предупреждения". Они иногда даже выздоравливают, стоит им пересказать знакомым и не знакомым все сплетни и слухи.
Представьте себе, что мы все играем в "Мафию". Разве вы не будете высказывать свои предположения дружественным игрокам относительно "мафии", основываясь на своих и чужих догадках? После того, как вы рассказали о человеке "из мафии" свои личные наблюдения и наблюдения другому участнику игры, которому вы доверяете, вам психологически и даже физически должно быть легче.
Если бы людям приходилось платить за возможность рассказать другим людям о негодяях, мошенниках, подонках всех мастей, - они бы платили. У людей, сплетничающих и рассказывающих слухи, всегда потрясающе сильные "гуманные" аргументы вроде "я спасаю людей, чтобы ими, их доверчивостью не воспользовались" и "я помогаю людям в понимании того, что вокруг очень много ненадежных, аморальных и нечестных людей". Кто скажет, что это не аргумент?
Но не думайте, что главная причина того, что люди сплетничают – это их добрые намерения и желание помочь другим людям. Конечно, если у них нет возможности помочь людям материально, привезти что-то, сделать что-то для них, то выбирается самый незатратный вариант – поделиться информацией. Однако чтобы понять еще одну причину, по которой люди распространяют слухи и сплетни, давайте рассмотрим, что собой представляет слух – структурно.
Из чего состоит слух? Идеальный слух в самом начале своего пути состоит на 50-60% из эмоций и на 40-50% из фактов. Обычно вначале он представляет собой достаточно достоверную информацию. Затем она постепенно становится недостоверной. Идеальный слух – это рассказ о потребностях и реализации потребностей человека. О том, как кто-то ест, занимается сексом, делает карьеру, как он платит или не платит, выполняет или не выполняет законы, как он выбирает спутников жизни и друзей. Но о чем бы вы ни хотели рассказать, - вы должны цеплять своего собеседника эмоциями. Именно поэтому все сплетники хорошо разбираются в эмоциях людей, сами эмоциальны и с удовольствием "заряжают" эмоциями других.
К завершению своего жизненного витка слух, как снежный ком, обрастает эмоциями всех людей, которые ее передавали. И от фактов и правдивой информации там остается меньше 10%. Остальное – подкрепленные переживаниями рассказчиков эмоции.
Вы же помните игру "Испорченный телефон"? Вот так и в жизни информация, обрастая эмоциональными подробностями, которые "услышали" люди, превращаются в слух. Грамотно сформулированные и прокомментированные слухи в разы увеличивают количество поверивших в слух людей. Слухи чаще всего ориентированы на отрицательные события, поскольку они более важны с точки зрения выживания, чем позитивные ситуации. Поэтому рассказы о негативном опыте распространяются многократно сильнее. Слухи никогда не бывают достоверными, поскольку в процессе продвижения "тело" слуха меняется, трансформируется. В принципе, в процессе устной или свободной письменной передачи любая, даже достоверная информация, рано или поздно теряет степень достоверности и превращается в слух.
Слухи всегда базируются на страхах и надеждах. От самых конспирологических о сознательном создании СПИДа до перечня любовников Люси, – все слухи отражают страхи и надежды людей, делящихся ими друг с другом. Раньше, в отсутствие СМИ, слухи функционировали в роли основного информационного потока, посыла, который передается путем народной молвы. Достоверность обеспечивалась тем, что это "все говорят". То есть дефицит знания и потребность в коммуникации – родители слухов.
В слухах всегда есть герой (это может быть и образ самого сплетника) и обязательная жертва. Таким образом складывается драма и сюжет слуха: рассказ об особом событии вокруг особого героя, в котором все развивается в нарушение закона, морали или другой нормы. Затем по сюжету происходит чудесное вмешательство, которое в итоге приводит к восстановлению справедливости или добра. Или "злой сюжет" — преступление без наказания. Обязательная роль в структуре слуха: посредник между миром незнакомых и своих. Это "посвященный", который как бы ради того, чтобы предупредить, уберечь, пытается посвятить в историю других людей. Еще хорошо работает в слухе роль свидетеля. В "Фейсбуке" свидетеля можно "тегать" или просто ссылаться на него. Как правило, свидетель заранее готовится распространителем слухов.
В качестве обобщенной информации слух должен быть авторизован или брендирован "чужими". Для этого нужно, чтобы слух в ходе межгрупповой обработки достиг необходимой всеобщности "все говорят".
Слухи — это дестабилизатор. И "зачинателями" потока слухов и сплетен, конечно же, становятся те, кто хочет навредить конкретному лицу или группе. Это узкозаинтересованнные люди. Следующая группа – это другой тип людей. Они не хотят навредить. Они хотят привлечь к себе внимание. Иногда привлечение внимания монетизируется, а иногда люди получают ту самую моральную выгоду, о которой говорилось вначале: "помочь, поделиться, предостеречь". Такие люди появляются на втором этапе, чаще всего уже в интернете, в соцсетях.
Если эти люди талантливы и переданные ими слухи могут вызывать сильные эмоции вроде страха или отвращения, они будут распространяться с большой вероятностью третьим типом – людьми, которым совсем одиноко и которые недооценены обществом и сообществами. Тогда уже начинается групповая поляризация. Или, по-нашему, по-фейсбуковски - "срачи". На этом этапе слухи нужно прекращать. Потому что они только ухудшают ситуацию, становятся неуправляемыми для первой группы – получателей выгоды. И тогда запускается новый слух. Он заканчивает движение первого.
В это время сплетники третьей группы могут получить серьезный карьерный рост. Они могут вырасти до второй группы распространителей слухов и монетизировать свои умения. Но только в том случае, если рассказанное ими поляризовало какую-то группу комментаторов и читателей и создало им репутацию экстремальных, маргинальных, фриковых людей. Если же в группу комментаторов попадает человек с высокими мыслительными способностями, с критичным мышлением, то он может испортить карьеру и репутацию, и поэтому, как правило, такой умник – банится. Если же людей с критическим мышлением целая группа, то начинается партизанская когнитивная борьба и слухи могут пойти дальше, абсолютно перевернув изначальный посыл. По закону маятника – качнутся так сильно, что навредят первичным получателям выгод.
Что делают получатели выгод от слухов: нанимают все больше и больше участников, пользующихся доверием, чтобы они включались в контркоммуникацию. Предоставляют информационную помощь участникам коммуникационных битв на ниве сплетен и слухов.
Интернет открыл большие возможности для распространения слухов и, что не менее важно, облегчил доступ к личной, коммерческой и радикальной информации. "Фейсбук" же оказался наименее контролируемой площадкой из всех созданных человечеством коммуникационных и хранилищных технологий для создания, продвижения и направления слухов и сплетен. Именно поэтому заинтересованные лица идут по пути создания собственных армий троллей и ботов, которые будут удерживать нужную точку зрения в информационном пространстве.
Теперь "Фейсбук" и хранит информацию, и передает ее, и служит психотерапией во время передачи информации. А попросту – во время распространения слухов. Но именно в "Фейсбуке" исчезло разумное реагирование на сплетни, потому что увеличились психологические пороги негатива у людей. Но также и количество людей, которые получают удовольствие, терапию от процесса передачи слухов и сплетен – усиленно растет. Так что мы на пороге интересных трансформаций общества. Люди, котоорые не умеют думать и анализировать, которые полностью подвержены влиянию слухов, сплетен и технологий, огромными группами и целыми сообществами будут превращаться из субъекта (активного участника) событий в объект. А значит - манипуляции слухами займут решающее значение в формировании общественного мнения, которым будут прикрываться. К чему я все это веду? К тому, что пора отделять эмоции от мыслей, учиться анализировать и синтезировать все происходящее в обществе. Хотя бы на примерах работы с фактами в "Фейсбуке".
Будем следить за развитием событий.
Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!