Юра и прокуратура

Юра и прокуратура

Фото: Reuters

Президент предсказуемо отдал предпочтение Луценко – вопрос в только в том, насколько предсказуемым генпрокурором он будет.

Нет, ну а что вы хотели? Чтобы президент назначил генпрокурором какого-то непредсказуемого, неуправляемого комиссара Катаньи? Чтобы какой-то псих именем закона вмешался в существующие договоренности, достигнутые с таким трудом, в наконец-то устаканившиеся расклады, и принялся трусить всех без разбору, включая президентских друзей и бизнес-партнеров? Чтобы он больно наступил на хвост кому-то из олигархов, с которыми президент совсем неплохо уживается? Время от времени они даже вступают в ситуативные союзы, оказывают друг другу услуги и, разумеется, хотят иметь некоторые бонусы и гарантии неприкосновенности своих интересов в обмен на это мелкое коммунальное сотрудничество. Вы вообще представляете, как разрушение этого карточного домика может осложнить жизнь?

Вот Петр Алексеевич и представил. И представленное ему не понравилось. Человек он рассудительный и не склонный к излишней авантюрности. Знающие его люди допускают, что он действительно не прочь побороться с коррупцией. Но не настолько радикально, чтобы эта борьба задела жизненно важные органы, на которых держится его бизнес, его партия и вообще весь тот феодально-олигархический уклад, за пределами которого представить себе Украину у нынешней бизнес-политической элиты просто не хватает воображения.

Он не может доверить такие деликатные материи, как правоохранительно-карательные органы, которые, по сути, - унаследованные от Януковича опричники, - посторонним людям, в лояльности и контролируемости которых он не уверен. Грузины проявили излишнюю резкость, напугали местный истеблишмент и превратили доверенные им сферы в подобие пороховой бочки. Литовец Абромавичус преподал ценный урок, заключающийся в том, что менталитет европейца зачастую не способен переварить такое привычное нам убеждение, что ради хорошего человека можно закрыть глаза на некоторые злоупотребления. Вот и пришлось положить конец рискованным экспериментам и вернуться к старой доброй практике расставлять везде своих людей, по меткому выражению Юлии Мостовой – удлинителей рук.

Если проникнуться этой логикой, станет ясно, почему у президента просто не было лучшей кандидатуры на пост генерального прокурора, чем его кум Юрий Луценко. Если добавить к этому фактор привязки назначения генпрокурора к получению Украиной финансовой помощи, все произошедшее в парламенте в этот четверг уже не будет вызывать никакого удивления.

Скорость и четкость штамповки нужных для этого решений продемонстрировали, что государственная машина не так уж неповоротлива и может быть очень даже эффективной, если на то есть политическая воля основных игроков. После провала во вторник первой версии закона, прозванного в парламенте "законом про Юру и прокуратуру", в ситуацию вмешался президент, и держатели пакетов депутатских акций мобилизовались. Были проведены успешные переговоры с парламентскими группами "Відродження" и "Воля народу". На Банковой были замечены Виктор Пинчук и Сергей Левочкин. Оба имеют депутатские "закладки" в БПП, а Левочкин к тому же один из "акционеров" фракции "Оппозиционный блок".

Разумеется, официально никто этого не подтверждает. Но если посмотреть на результаты голосований и за изменения в закон о Генеральной прокуратуре, и за назначение Луценко - они практически идентичны. Без 23 голосов "Відродження", 17 "Волі народу", 15 от внефракционных, часть которых представляют непарламентскую партию "Укроп", и 3 от Оппоблока – не бывать Луценко генпрокурором. Обе крупнейшие фракции, создавшие новую коалицию, несмотря на все усилия по мобилизации "и мертвых, и живых, и отдыхающих", разом набрали лишь 206 голосов при необходимых 226.

Два синхронных голосования подтверждают, что договоренность была, и она была добросовестно выполнена. Невиданная скорость подписания обоих законов президентом и спикером свидетельствуют о решимости "закрыть вопрос" немедленно. Экстренный выпуск газеты "Голос Украины" с текстом закона "про Юру и прокуратуру" раздавали в сессионном зале уже через четыре часа после его принятия. Публикация закона в этом официальном печатном органе Верховной Рады означает, что он вступил в законную силу. Особенности технологии выпуска и печати газеты не позволяют уложиться в такие рекордные сроки, если только спецвыпуск с текстом закона не был заготовлен заранее. Вся эта спешка была нужна потому, что закон, помимо прочего, менял квалификационные требования к генпрокурору, подгоняя их под Юрия Луценко, не имеющего высшего юридического образования. Благодаря сверхсрочной публикации был открыт путь к главному голосованию – за, собственно, его назначение.

Сам Луценко попросил о его юридической квалификации не беспокоиться, мол, свои университеты он прошел на посту министра внутренних дел и на скамье подсудимых. "Дорога моя Юлія Володимирівна! – обратился он к отсутствующей в этот момент в зале Юлии Тимошенко. – Нас з вами посадили професіонали з юридичною освітою. Освіта не запорука того, що прокуратура буде працювати на закон і суспільство. У мене на столі, вдома, а якщо оберете, то і у Генпрокуратурі, завжди буде стояти алюмінієва кружка, з якої я два з половиною роки пив чай, як нагадування, що бєспрєдєл і політичні замовлення неможливі у новій Україні"! – с пафосом заявил Луценко.

Острый язык нового генпрокурора не раз ставил его в неловкое положение. В "Народном фронте" до сих пор обижены на "веселые картинки" с изображением кролика, которые публиковал Луценко в "Фейсбуке" во время острой фазы конфликта президентской команды с премьером Яценюком, сопровождая их язвительными комментариями. И за высказывания в том же духе вроде "Здравствуй кролик, третий год"! Не особо смущаясь, Луценко в ответ отшучивается и всегда готов повторить свою излюбленную фразу об ошибках, которые он не намерен повторять.

Луценко легко ссорится и не менее легко мирится с людьми. Мустафа Найем поинтересовался, собирается ли Луценко заняться представителем "молодой команды" Леонида Черновецкого – Олесем Довгим. В былые времена Луценко называл его одним из членов "банды Черновецкого, которая грабит Киев". По иронии судьбы именно Довгий собирал голоса под назначение Луценко в группе "Воля народу", в которой он сам состоит. Луценко на это ответил, что у него были ошибки, но он их хорошо усвоил. И став депутатом в нынешнем составе парламента, уже никого не называл преступниками. Из чего можно заключить, что Довгому на данном этапе ничего не угрожает ни за старые "киевские" дела, связанные, в частности, с земельным распилом, ни за скупку голосов в 102 округе в Кировоградской области во время последней парламентской кампании. Президента Порошенко связывают длительные приязненные отношения с Черновецким и его людьми. А Довгий, как и другой представитель "молодой команды" Черновецкого Сергей Березенко, ныне депутат от БПП, кроме всего прочего, удивительно ловкий и договороспособный молодой человек, которому нередко доверяют переговоры по самым чувствительным вопросам. Например, по разделу округов между партиями во время предвыборной кампании. Принимая во внимание весь этот бекграунд, генпрокурора Луценко вряд ли заинтересуют эти старые дела.

Луценко заверил присутствущих, что несмотря на два с половиной года тюремных мытарств, он не станет руководствоваться местью. В этом его убедили священные тексты буддизма, которые он читал, сидя за решеткой. Эти слова сорвали аплодисменты в зале и, кажется, с особым чувством им рукоплескали бывшие регионалы.

Новый генпрокурор также заявил, что намерен активизировать расследование и передачу в суд дел по преступлениям, связанным с преследованием и убийством активистов Майдана. По словам одного из членов БПП, на заседании фракции он также обещал лично представлять в суде обвинение против Януковича.

В Генпрокуратуру Луценко пришел без алюминиевой кружки и был встречен гробовым молчанием собранных в зале прокуроров. Аплодировать они стали только после того, как их об этом попросил президент, представлявший их нового шефа. Прокурорские опасаются Луценко, считая его склонным к необоснованным кадровым "репрессиям". С противоположной стороны за ним скептически наблюдает активная часть гражданского общества, считая его не склонным к решительному и эффективному реформированию и опасаясь традиционного для украинских генпрокуроров очковтирательства. Судьба проделала с бывшим гражданским активистом Юрием Луценко немало удивительных кульбитов. Но осталась ли в нем хотя бы капля той революционности, которую он демонстрировал шестнадцать лет назад, во время акции "Украина без Кучмы", когда впервые зазвучало его имя, сегодня – большой вопрос.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

 

Похожие темы:

Следующая публикация