Снова "зрада" или Российские самолёты и ПВО в Беларуси

Снова "зрада" или Российские самолёты и ПВО в Беларуси

Фото: ТСН.ua

Лукашенко слишком любит власть, чтобы ею делиться – и это главный предохранитель от его большой дружбы с Путиным.

Украинские СМИ и социальные сети бурлят из-за законопроекта, поданного Путиным в Госдуму. Называется он "О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнения в Соглашения между Украиной и Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Беларусь от 3 февраля 2009 г". Даже часть аналитиков, не говоря о журналистах и обывателях, уже представили себе российские самолёты, пролетающие вдоль украинско-беларуской границы, и комплексы ПВО чуть ли не под Ровно. 

На первый взгляд все действительно серьезно – в документе идет речь о совместной охране и обороне воздушных границ Беларуси и России. Может показаться, что Лукашенко сдался требованиям Кремля. Но если почитать сам документ, то ситуация предстает совсем в ином свете. Давайте разбираться вместе.

О ПВО, РАКЕТАХ И САМОЛЕТАХ

Для начала стоит перечитать файл, выложенный на сайте Госдумы РФ, в полном объёме, а не только первые 2-3 страницы. В частности, можно обратиться к страницам 5-6, то есть тексту "Протокола", который будут ратифицировать российские парламентарии. Так вот, там говорится лишь о замене терминологии в старом договоре от 2009 года. Этот договор о совместной региональной группировке ПВО действует между Беларусью и Россией с 2010 года (года ратификации).

Соглашение, с текстом которого можно ознакомиться на сайте МИД РФ, предусматривает, что каждое из государств – то есть и Беларусь, и Украина, и Россия – осуществляет охрану и оборону своего воздушного пространства, а координация "осуществляется с командного пункта главнокомандующего Военно-воздушными силами Вооружённых Сил Российской Федерации". При этом каждая из стран имеет своего оперативного дежурного, а полёт самолётов страны-союзника над территорией государств возможен только с согласия дежурного этой страны.

В так называемый "угрожаемый период" создаётся объединённое командование, которое принимает в подчинение все силы ПВО в регионе. Слов о месте базирования контингента или военных базах в договоре и приложениях к нему нет. То есть совсем нет.

В дополнение к данному договору в 2015 году Россия пыталась уговорить и даже вынудить Беларусь пойти на создание авиабазы. Но из Минска Москва получила однозначное и достаточно резкое "нет". Тот диалог между ними, кстати, тоже нервно воспринимался в Украине, и тоже находились "эксперты", которые пророчили начало российской оккупации Беларуси.

Но Лукашенко слишком любит власть, чтобы ею делиться. Именно поэтому в Беларуси нет российских военных баз, кроме двух объектов раннего обнаружения пуска ядерных ракет. Персонал данных РЛС (суммарно около 200 человек) состоит из российских офицеров, а вот внешний периметр охраняет беларуский спецназ. Так что эти объекты из охраняемых от проникновения извне легко превращаются в концлагеря простым разворотом пулемётов на вышках охраны внешнего периметра. То есть о сценарии, аналогичном использованию ЧФ РФ в Крыму, речи быть не может.

Так что же изменит закон, внесенный Путиным?

Необходимость в законе, который внес Путин, возникла из-за реорганизации силового блока в РФ. Военно-воздушных сил уже не существует, вместо них у России теперь Военно-космические силы. Поэтому в международный договор нужно внести изменения.

Но вот беда, документы такого уровня на коленке не переписываются, а любые новые буквы (и даже запятая) приводят к повторному прохождению через этап "подписание-ратификация". Где последнее всегда и везде оформляется в виде закона, даже в России.

Лукашенко слишком любит власть, чтобы ею делиться. Именно поэтому в Беларуси нет российских военных баз

Теперь вместе читаем текст со страницы 5. Там ВВС РФ меняется на ВКС РФ, а определение "угрожаемый период" будет заменено на "период непосредственной угрозы агрессии". Последнее, кстати, инициатива беларуской стороны, направленная на сужение сферы деятельности договора от 2009 года.

В предыдущей версии "Протокола" "угрожаемый период" описывался как "промежуток времени, в течение которого возникла и сохраняется угроза вооружённого нападения на одну из Сторон в регионе". Новая формулировка,  "период угрозы агрессии" определяется по-другому: "период обострения военно-политической обстановки, в течение которого возникла и сохраняется угроза агрессии против одной из Сторон в регионе со стороны какого-либо государства или группы государств". То есть с момента ратификации уже невозможно будет ссылаться только на политические игры – без концентрации войск и изменения военно-политической ситуации никаких дополнительных мер предпринять по договору будет невозможно.

То есть в документ будет внесена лишь одна смысловая правка документа, и та уменьшает возможности задействовать беларуские ПВО в конфликтах РФ с сопредельными странами. В Украине должны были бы вздохнуть с облегчением, но вместо этого пошли крики "зрада" и утверждения о начале гибридной агрессии в Беларуси.

ТАК ЧТО ЖЕ БУДЕТ?

Теперь пришло время порассуждать о самолётах и российских системах ПВО вдоль украинской границы. Беларусь настойчиво предлагала России вместо того, чтобы размещать новую авиабазу, продать ей технику. Но Кремль до последнего надеялся поставить и своих солдат, при этом продавая Беларуси исключительно учебно-боевые ЯК-130.  А необходимость базы как раз мотивировала устаревшим авиапарком союзника.

Но всякой сказке приходит конец. На фоне такой позиции Кремля Республика Беларусь подписывает с Государственной администрацией оборонных технологий КНР меморандум о взаимодействии, в котором определены приоритеты в том числе в создании новых образцов техники. Всего три пункта:

  • реактивные системы залпового огня – которые уже поставлены в войска Беларуси в виде РСЗО "Полонез" беларуского же производства;
  • разработка беларуского оперативно-тактического ракетного комплекса – работы ведутся в данный момент;
  • создание беларуского зенитно-ракетного комплекса.

Чуть более месяца назад в Минске на День Независимости прошёл военный парад. Там был весьма интересный набор техники: автомобильные шасси для беларуской армии были представлены отечественными или китайскими образцами. Образцов из РФ, которые ранее доминировали, практически не осталось.

В документ будет внесена лишь одна смысловая правка документа, и та уменьшает возможности задействовать беларуские ПВО в конфликтах РФ с сопредельными странами

На этом фоне Кремль идёт на уступки, и Беларусь таки получает возможность покупки истребителей СУ-30СМ, относящихся к классу "4+". Покупке, судя по всему, с существенным дисконтом, что позволит Минску в удобный момент продать третьим странам 10-летние самолёты, да ещё и с наваром (как не раз было с другими образцами техники).

Самим фактом продажи самолётов Россия подтвердила то, что идея авиабазы "почила в бозе" – ведь исчез основной аргумент Кремля об отсталости беларуской техники.

КОМУ ВЫГОДНА ИСТЕРИЯ

Остаётся один вопрос: а зачем шум поднимать на пустом месте? Очень слабо верится в то, что умные люди, которые пишут разумные и логичные тексты, не могли почитать обсуждаемый документ до конца или не знают азов международного права. Больше верится в то, что есть какой-то интерес. Среди таковых можно назвать:

– Традиционное желание "поймать информационную волну" в преддверии годовщины Иловайска и Дня независимости.

– Политические мотивы. Для силовиков – лишний раз напомнить о дополнительных угрозах и выбить из прижимистого государства деньги на оборону. Для власти –подождать пару недель и заявить что-то вроде "благодаря нашей принципиальной позиции мы не допустили русской авиабазы в Беларуси". Для оппозиции мотив может быть в обвинении власти в бездействии. Каждому своё.

– Лёгкое отношение к информации и "вера на слово": например, в отпуске на пляже почитал, не проверил, перепостил.

Есть ещё один вариант, верить в который не хочется: в 2016 и 2017 году Украина сделала Беларуси несколько чрезвычайно важных предложений по развитию сотрудничества. Впервые за последние 10 лет Киев от ситуативной политики перешёл к долгосрочным планам, реализация которых заставит Лукашенко всерьез озаботиться благополучием Украины не на словах, но на деле. Однако там, где есть совместные проекты, должно быть доверие. И, значит, удар по доверию между странами выгоден как раз тем, кто не желает сближения Киева и Минска. А это уже совсем другая история.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация