Православное соперничество

Православное соперничество

Фото: Reuters

После проведения Всеправославного собора православный мир можно четко разделить на две неравные части.

Для начала – о неприятном. Если посмотреть на список стран с преобладающим православным населением, то он будет напоминать последние строки рейтинга Всемирного банка или Международного валютного фонда – все они с низким уровнем жизни и устаревшей экономикой. Во многих странах несколько последних десятилетий политика и экономика была связана с социализмом марксистского толка: большая часть из них находилась под жестким контролем коммунистов, кто – с 1917, кто с начала 1920-х годов, кто – после "освобождения" Красной армией стран Восточной и Центральной Европы. Так или иначе, но даже те по большое части православные страны, которые сейчас являются членами ЕС и НАТО, по-прежнему плетутся в хвосте экономических реформ и списка развивающихся стран.

Теперь, после проведения Всеправославного собора, православный мир можно четко разделить на две неравные части: с одной стороны делегации, которых удалось собрать на Крите, с другой – РПЦ и близкие к ней по духу церкви: Грузинская, Болгарская и Антиохийская. Последняя, из Дамаска, попала во вторую группу по причине спора с Иерусалимской церковью из-за малочисленного православного прихода в Кувейте, но можно найти и политическую подоплеку. О политической подоплеке отказа участвовать в Соборе можно с уверенностью говорить в случае с Грузинской и Болгарской церквями. Правда, патриарх ГПЦ Илиа II несколько раз заверял в обратном, но надо полагать, что политика здесь все-таки замешана. Скорее всего, причина в том, что у Грузинской церкви есть свое непонимание с РПЦ по поводу судьбы Абхазской епархии. ГПЦ отказалась от участия в Соборе раньше, чем РПЦ, получившая поддержку болгарских и сербских иерархов. У последних двух есть политическая близость с РПЦ, основанная в том числе и на панславянизме – если можно так назвать те слова лести, которыми периодически обмениваются эти церкви.

По всей видимости, "отказники" также поддерживают РПЦ в давнем споре о том, кто должен быть главнее – Константинопольская патриархия, по старшинству, или РПЦ, как самая многочисленная. Формально, согласно официальной статистике, в России 110 миллионов православных, что на самом деле является фикцией – достаточно посмотреть на количество прихожан в российских храмах на Рождество Христово или на Пасху. Само собой, РПЦ не нравится занимать не первое место в диптихе поместных автокефальных православных церквей, хочется быть повыше, опять-таки по причине амбиций. И, скорее всего, одной из причин ее отказа участвовать в Соборе – это ситуация с Украинской православной церковью, которая добивается автокефалии, напоминая, что РПЦ незаконно присвоила себе главенство, в 1686 году разрушив давнюю связь украинской церкви с Константинополем. Напомню, во времена митрополита Петра Могилы (1632–1646) в очередной раз был поставлен – внимание – вопрос полной юрисдикционной независимости Украинской митрополии от Константинополя. На тот момент она имела права широкой автономии. Однако начиная с 1654 года, после подписания Богданом Хмельницким союзного договора с Московией, церковная жизнь украинцев начала развиваться по тем же законом, что и общественно-политическая. Уже в 1686 году Киевская митрополия была выведена из-под юрисдикции Констинопольской Патриархии и включена в состав Московской Церкви.

С такой же позиции могла бы говорить и Грузинская церковь: она восстановила автокефалию после того, как Грузия стала независимым государством, но отрицать, что РПЦ аннексировала православие в Грузии в 1811 году, невозможно. Весь 19 век, вплоть до восстановления автокефалии в 1917 году, в Грузии было запрещено молиться на родном языке, было запрещено образование на грузинском языке, а руководство епархиями осуществляли церковные губернаторы – экзархи, присланные из России.

Отношения РПЦ и ГПЦ зависят не только от напоминания о былом "единении" во время российской оккупации и большевистском захвате Грузии, но и омрачаются религиозным раскольничеством в Абхазии и "Южной Осетии". При этом РПЦ официально заявляет о своем невмешательстве в юрисдикцию ГПЦ, но политически поддерживает абхазский и осетинский сепаратизм, как и все, что делает Путин на постсоветском пространстве. РПЦ участвует в новом "собирании земель русских", но странным образом придерживается государственной позиции в отношении захоронения Ленина и молчит по поводу многочисленных случаев изображений коммунистических вождей в виде икон и на хоругвях. Напротив, патриарх Кирилл дружит с коммунистами, награждает их церковными орденами и принимает от них подарки, опять-таки не комментируя слова Геннадия Зюганова о том, что Иисус был первым коммунистом.

Идеологическое разделение церквей существует, как бы нелепо это не звучало. Между предстоятелями существуют разногласия, непонимание и откровенная неприязнь, скрытая любезностями в письменным посланиях, с упоминанием благодетелей и ссылкой на Господа. С другой стороны, позиция РПЦ и ее сторонников напоминает мнения политиков, спорящих о целесообразности вступления постсоветских и постсоциалистических стран в НАТО или в Евросоюз.

Предложение Всеправославного собора рассмотреть "Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром" вызвало резкое неприятие консерваторов, давно строящих свою миссионерскую политику на отрицании католицизма и обвинениях его в ереси. Патриарх РПЦ Кирилл встречался с Папой Римским Франциском на Кубе 12 февраля этого года, но после публичных объятий и обмена подарками никто не говорит о реальной подоплеке встречи двух предстоятелей. В отличие от Кирилла, 19 июня Папа Римский призвал католиков молиться вместе с "православными братьями" об успешном проведении Всеправославного собора.

На самом деле православию в определенной степени повезло – Вселенским Патриархом является Варфоломей I, этнический грек, родившийся в маленькой деревушке Зейтинли-кёю на острове Гёкчеада на севере Эгейского моря, гражданин Турецкой республики. В миру Димитриос Архондонис получил шикарное образование – учился в Папском восточном институте в Риме, в Швейцарии и Мюнхенском университете. Уже в чине диакона в 1961-1963 служил офицером в турецкой армии. Предстоятелем Константинопольской Церкви избран 22 октября 1991 года. И хотя власти Турции не признают его титул Вселенского Патриарха, а только руководителем христианской общины, Варфоломею I это не мешает иметь в стамбульском историческом районе Фанар и вести активную международную жизнь, встречаясь с президентами и премьер-министрами. В апреле 2008 года Патриарх Варфоломей I даже был включён журналом "Time" в список 100 самых влиятельных людей мира.

Варфоломей I против Кирилла - это как генеральный секретарь НАТО Столтенберг против министра обороны РФ Шойгу, их разделяет огромная пропасть. И дело даже не в собственно православии, а в ценностях, которые разделяют эти люди. Пока Владимир Гундяев жил и учился в Советском Союзе, изучая марксистско-ленинскую философию, которая была обязательным предметом во всех религиозных учебных заведениях, Димитриос Архондонис получал образование в лучших европейских университетах. Это одно из обстоятельств, которое так раздражает РПЦ, тем более что Варфоломей I был дружен со многими главами католической церкви. Как европеец он понимает необходимость преобразований в православной церкви, избавления от консервативных догм и неприятия других христианских церквей. Его противостояние с Кириллом скорее идеологическое, ценностное – или православие погрязнет во мраке своего консерватизма, или оно станет привлекательным для прихожан.

Ни Украинская церковь, ни Абхазская не получили на Соборе ничего, что можно было бы назвать обещанием обсуждать автокефалию в будущем. Для Абхазской церкви это практически невозможно – РПЦ не будет заниматься церковным сепаратизмом и отбирать церковь, как это уже было в начале 19 века. Больше перспектив у Украинской православной церкви, которая расширяется и находит понимание в своей стране. Участники Собора выступили за преобразование его в постоянный церковный орган, с будничным созывом поместных церквей. В таком случае у Украинской церкви появится больше возможностей для того, чтобы добиться своего признания. Во многом перспектива автокефалии зависит от того, как долго РПЦ будет вести изоляционистскую политику, а также от будущего урегулирования ситуации на Востоке Украины, в Крыму и проведения реформ, которые позволят Украине стать сильным государством.

Потому что автокефалия и признание самостоятельности церкви на самом деле не может быть диктатом какой-либо другой церкви или даже нескольких. Да и, в конце концов, все решит время и украинские прихожане, которые уже сейчас понимают, какие ценности, в частности, такие как патриотизм и служение родине, отвечают их стремлениям быть в той или иной церкви.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация