История Дании могла бы послужить не только примером для Украины, но и хорошим уроком для России.
Двадцать лет назад мне казалось, что Копенгаген, особенно его центральная часть, похож на музей под открытым небом, в котором история некогда величественной северной империи навеки застыла - в суровой сдержанной архитектуре Нюхавна и Фредерикштадта; в высоких сводах соборов, возведенных так искусно, что мощные ноты органа не мешают слышать шепот соседа; в мостах над каналами; в брусчатке узких улиц; в драконьих хвостах над зданием самой старой биржи в Европе. Но сейчас, оказавшись в городе Андерсена и Кьеркегора, я заметил то, чего не увидел в юности: каменный музей быстро и незаметно меняется, пытаясь приспосабливаться к нуждам людей и в то же время сам меняя их психологию.
Да, жители Копенгагена постоянно меняют свою жизнь к лучшему. Но – погодите ворчать, что это удел сытой Европы! Некоторые изменения под силу и киевлянам, и жителям любого другого украинского города. Было бы желание что-либо менять.
Например. Велосипедист на зимних холодных улицах Киева – редкое явление. В шапке, теплой одежде, верхом на велосипеде продирающийся сквозь горы снега на киевских улицах, - любой в таком виде заработает репутацию, мягко говоря, чудака. А вот для Копенгагена "в шапке, теплой одежде, верхом на велосипеде", - это обычное дело. Даже зимой столица Дании кажется столицей велосипедов и чудаков. Когда я говорю с датчанами о том, как же им удалось совершить поистине велосипедную революцию, они отвечают: "Нет ничего проще. Нужно только создать инфраструктуру. Велосипедные дорожки повсюду, параллельно с автомобильными дорогами. Светофоры для велосипедистов. И преимущество в движении перед автомобилями". Но просто это только на первый взгляд – чтобы велосипедная революция свершилась, ее должны начать не "низы", а "верхи".
Посмотрев на стоянку перед фолькетингом, местным парламентом, украинские нардепы имеют все основания решить, что управляют Данией полные… чудаки. Они даже зимой едут на работу не на четырех колесах представительского класса, а на двух, и без охраны. Правда, не все. Рядом с велосипедной стоянкой перед парламентом есть и автомобильная. Тоже для датских законодателей. Но рискну предположить, ехать на старой малолитражке на Печерские холмы, - а именно их перед фолькетингом большинство, - для украинского депутата это все равно, что пересесть на велосипед.
Есть ли у датских депутатов служебный транспорт? Конечно, есть. Имеют право на индивидуальное средство передвижения. Черного цвета. С геральдическим парламентским знаком над крылом. И это все тот же велосипед. Если надо депутату срочно съездить по служебным делам, то выходит он из фолькетинга, открывает зарешеченный склад казенных велосипедов, садится в кожаное седло и с высоко поднятой головой крутит педали в сторону того места, где назначена деловая встреча.
Идеология "зеленого города" – это не дань моде. Даже фанаты автомобильной мощи и роскоши оценили, что в экогороде жить и выгодно, и удобно. Для украинского богача, покупающего электромобиль "Тесла", встает ключевая проблема, где его заправлять. То есть, заряжать. Электрозаправки на киевских улицах – экзотика. Представляю, как украинский владелец "Теслы" рассчитывает время и маршрут от заправки до заправки, которых в Киеве пока единицы. А для датского любителя высоких технологий это не проблема. Конечно, здесь далеко не каждый может купить "Теслу" за – минимум! - шестьдесят тысяч евро. Но экономия на топливе очевидна. И при этом не тратишь время на поиск заправок. Электрозаправки на копенгагенских улицах – уже рутина. Поначалу я принимал невысокие столбики цвета металлик, которыми утыканы столичные тротуары, за паркоматы. Потом оказалось, что это розетки для машин. Они есть буквально повсеместно, даже возле королевского дворца. Подъезжай да заряжайся.
В Дании же не скупятся на "хай-тек", понимая, что вложенные сегодня миллионы обернутся в будущем колоссальной экономией. Не говоря уже о том, что высокие технологии уменьшают побочные эффекты традиционной энергетики, которые (будем честны перед собой) убивают и землю, и людей, на ней живущих. Датчане верят в свое будущее, поэтому вкладывают в него деньги. Если бы мне кто-нибудь сказал двадцать лет назад, что я буду ехать в метро без машиниста, я, наверное, счел бы собеседника достойным продолжателем дела Андерсена. Но сегодня мы едем в первом вагоне копенгагенской подземки, и рельсы, разворачивающиеся со скоростью шестьдесят миль в час перед лобовым стеклом, к чему не имеет отношения никакой машинист, не удивляют пассажиров первого ряда.
При этом Дания – это страна открытых дверей. Парламент, национальный университет, национальный музей – никаких бабушек на входе. Или же крепких мужиков, работающих бабушками. Королевские гвардейцы – не в счет. Это такой же национальный бренд, как и королева, которую они охраняют.
О музеях - поподробнее. Пивной король Карл Якобсон, сколотивший огромное состояние, поставив пивоварение на конвейер, под конец своей жизни решил, что его наследниками должна стать не семья, а весь датский народ. "Деньги могут развратить семью, - решил магнат, - но могут сделать лучше целый народ". Копенгагенская глиптотека, одно из лучших в мире собраний скульптур, создана на его деньги. Треть от каждой проданной сегодня в Дании бутылки пива идет на финансирование Национального музея. Я отнюдь не призываю заливаться янтарным напитком. Но мне кажется, нашим украинским магнатам стоит поучиться у датского пивовара патриотизму и социальной ответственности. Другими словами, им ничего не мешает понять, что с собой в иной мир они не унесут свои миллионы и миллиарды, - так, как это понял Якобсон. Кстати, вход в Национальный музей бесплатный. А для журналистов, независимо от того, из какой страны они приехали, свободный вход не только сюда, но и в любой музей, в любую картинную галерею на территории страны.
История Дании могла бы послужить не только примером для Украины, но и хорошим уроком для России. Северная империя, так долго не отпускавшая своих соседей, сто пятьдесят лет потратила на бессмысленные войны с вассалами, которые так хотели быть независимыми. И, в конце концов, стали. Потому что однажды, на рубеже эпох, датчане поняли, что не размеры государства говорят о его величии, а нечто другое. То, что постепенно конвертировавшись в современные ценности, дает возможность бесплатно увидеть оригиналы античных скульптур. Или зарядить свою "Теслу" - в любое время и в любом месте.
Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!