Повелители велосипедов

Повелители велосипедов

Фото: фото: Андрей Цаплиенко

История Дании могла бы послужить не только примером для Украины, но и хорошим уроком для России.

Двадцать лет назад мне казалось, что Копенгаген, особенно его центральная часть, похож на музей под открытым небом, в котором история некогда величественной северной империи навеки застыла - в суровой сдержанной архитектуре Нюхавна и Фредерикштадта; в высоких сводах соборов, возведенных так искусно, что мощные ноты органа не мешают слышать шепот соседа; в мостах над каналами; в брусчатке узких улиц; в драконьих хвостах над зданием самой старой биржи в Европе. Но сейчас, оказавшись в городе Андерсена и Кьеркегора, я заметил то, чего не увидел в юности: каменный музей быстро и незаметно меняется, пытаясь приспосабливаться к нуждам людей и в то же время сам меняя их психологию.

Да, жители Копенгагена постоянно меняют свою жизнь к лучшему. Но – погодите ворчать, что это удел сытой Европы! Некоторые изменения под силу и киевлянам, и жителям любого другого украинского города. Было бы желание что-либо менять.

Например. Велосипедист на зимних холодных улицах Киева – редкое явление. В шапке, теплой одежде, верхом на велосипеде продирающийся сквозь горы снега на киевских улицах, - любой в таком виде заработает репутацию, мягко говоря, чудака. А вот для Копенгагена "в шапке, теплой одежде, верхом на велосипеде", - это обычное дело. Даже зимой столица Дании кажется столицей велосипедов и чудаков. Когда я говорю с датчанами о том, как же им удалось совершить поистине велосипедную революцию, они отвечают: "Нет ничего проще. Нужно только создать инфраструктуру. Велосипедные дорожки повсюду, параллельно с автомобильными дорогами. Светофоры для велосипедистов. И преимущество в движении перед автомобилями". Но просто это только на первый взгляд – чтобы велосипедная революция свершилась, ее должны начать не "низы", а "верхи".

Посмотрев на стоянку перед фолькетингом, местным парламентом, украинские нардепы имеют все основания решить, что управляют Данией полные… чудаки. Они даже зимой едут на работу не на четырех колесах представительского класса, а на двух, и без охраны. Правда, не все. Рядом с велосипедной стоянкой перед парламентом есть и автомобильная. Тоже для датских законодателей. Но рискну предположить, ехать на старой малолитражке на Печерские холмы, - а именно их перед фолькетингом большинство, - для украинского депутата это все равно, что пересесть на велосипед.

Велосипедная парковка перед парламентом Дании открыта для всех желающих. Депутатский велик никак не отличить от ровера простого датчанина, как ни старайся / Фото: фото: Андрей Цаплиенко

Есть ли у датских депутатов служебный транспорт? Конечно, есть. Имеют право на индивидуальное средство передвижения. Черного цвета. С геральдическим парламентским знаком над крылом. И это все тот же велосипед. Если надо депутату срочно съездить по служебным делам, то выходит он из фолькетинга, открывает зарешеченный склад казенных велосипедов, садится в кожаное седло и с высоко поднятой головой крутит педали в сторону того места, где назначена деловая встреча.

Конечно, есть у депутатов и служебный транспорт. Паркинг для него выделен специальный, зарешеченный. Державный велосипед от приватного отличает черный цвет и лого законодательной власти. Его можно рассмотреть на щитке над задним колесом / Фото: фото: Андрей Цаплиенко

Остались еще в Дании парламентарии-ретрограды, которые ездят на работу не на двух колесах, а на четырех. Но украинские коллеги датских нардепов, наверное, постеснялись бы ездить на таком! / Фото: фото: Андрей Цаплиенко

А вот датская королева Маргрете II не стесняется. И не только она. Этот "Транспортер" служит "развозкой" для членов королевской семьи. Отличительная особенность - черные номера с королевским гербом. Вот, пожалуй, и все / Фото: фото: Андрей Цаплиенко

Идеология "зеленого города" – это не дань моде. Даже фанаты автомобильной мощи и роскоши оценили, что в экогороде жить и выгодно, и удобно. Для украинского богача, покупающего электромобиль "Тесла", встает ключевая проблема, где его заправлять. То есть, заряжать. Электрозаправки на киевских улицах – экзотика. Представляю, как украинский владелец "Теслы" рассчитывает время и маршрут от заправки до заправки, которых в Киеве пока единицы. А для датского любителя высоких технологий это не проблема. Конечно, здесь далеко не каждый может купить "Теслу" за – минимум! - шестьдесят тысяч евро. Но экономия на топливе очевидна. И при этом не тратишь время на поиск заправок. Электрозаправки на копенгагенских улицах – уже рутина. Поначалу я принимал невысокие столбики цвета металлик, которыми утыканы столичные тротуары, за паркоматы. Потом оказалось, что это розетки для машин. Они есть буквально повсеместно, даже возле королевского дворца. Подъезжай да заряжайся.

В любое время и, практически, в любом районе можно подзаправить электромобиль. Причем, не только роскошную "Теслу", но и нечто бюджетное. Электрозаправки отлично вписались в городской пейзаж. Проще говоря, здесь повсюду утыканы розетки для машин / Фото: фото: Андрей Цаплиенко

В Дании же не скупятся на "хай-тек", понимая, что вложенные сегодня миллионы обернутся в будущем колоссальной экономией. Не говоря уже о том, что высокие технологии уменьшают побочные эффекты традиционной энергетики, которые (будем честны перед собой) убивают и землю, и людей, на ней живущих. Датчане верят в свое будущее, поэтому вкладывают в него деньги. Если бы мне кто-нибудь сказал двадцать лет назад, что я буду ехать в метро без машиниста, я, наверное, счел бы собеседника достойным продолжателем дела Андерсена. Но сегодня мы едем в первом вагоне копенгагенской подземки, и рельсы, разворачивающиеся со скоростью шестьдесят миль в час перед лобовым стеклом, к чему не имеет отношения никакой машинист, не удивляют пассажиров первого ряда.

"May the force bring us to the airport!" (c) Метро без машиниста произвело на моего сына не меньшее впечатление, чем седьмая серия "Star wars". И на меня тоже, если честно / Фото: фото: Андрей Цаплиенко

При этом Дания – это страна открытых дверей. Парламент, национальный университет, национальный музей – никаких бабушек на входе. Или же крепких мужиков, работающих бабушками. Королевские гвардейцы – не в счет. Это такой же национальный бренд, как и королева, которую они охраняют.

В копенгагенском университете, где, в свое время работал великий Нильс Бор, на входе нет ни сердитых бабушек, ни их альтер-эго - здоровых мужиков в униформе. Видимо, политика открытых дверей помогает открывать и законы физики / Фото: фото: Андрей Цаплиенко

О музеях - поподробнее. Пивной король Карл Якобсон, сколотивший огромное состояние, поставив пивоварение на конвейер, под конец своей жизни решил, что его наследниками должна стать не семья, а весь датский народ. "Деньги могут развратить семью, - решил магнат, - но могут сделать лучше целый народ". Копенгагенская глиптотека, одно из лучших в мире собраний скульптур, создана на его деньги. Треть от каждой проданной сегодня в Дании бутылки пива идет на финансирование Национального музея. Я отнюдь не призываю заливаться янтарным напитком. Но мне кажется, нашим украинским магнатам стоит поучиться у датского пивовара патриотизму и социальной ответственности. Другими словами, им ничего не мешает понять, что с собой в иной мир они не унесут свои миллионы и миллиарды, - так, как это понял Якобсон. Кстати, вход в Национальный музей бесплатный. А для журналистов, независимо от того, из какой страны они приехали, свободный вход не только сюда, но и в любой музей, в любую картинную галерею на территории страны.

История Дании могла бы послужить не только примером для Украины, но и хорошим уроком для России. Северная империя, так долго не отпускавшая своих соседей, сто пятьдесят лет потратила на бессмысленные войны с вассалами, которые так хотели быть независимыми. И, в конце концов, стали. Потому что однажды, на рубеже эпох, датчане поняли, что не размеры государства говорят о его величии, а нечто другое. То, что постепенно конвертировавшись в современные ценности, дает возможность бесплатно увидеть оригиналы античных скульптур. Или зарядить свою "Теслу" - в любое время и в любом месте.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация