Невидимый украинец

Невидимый украинец

Фото: Reuters

Парень из Украины приехал в Америку, повесил украинский флаг и делает, что хочет. И никто ему не мешает.

У меня было необычное лето. Я решил с детьми проехать большой кусок США на машине. Увидеть Лос-Анджелес, и оттуда поехать в глубинку Америки, чтобы посмотреть такие удивительные штаты, как Аризона и Невада. Удивительные прежде всего своей природой. И поскольку открыл канал на YouTube, то придумал проект Ганапольские Штаты Америки, в рамках которого стал снимать, в частности, украинцев, оказавшихся в Соединённых Штатах. Было страшно интересно, чего они там делают и как воспринимают Америку.

Такой случай представился мне в городе Остин. Остин – это столица Техаса. Город небольшой, хотя и столица, но совершенно необычный. Его называют "Нью-Йорк в миниатюре", потому что там очень молодое население, бесконечные концерты мировых музыкальных звезд, бесконечные выставки. И самое главное – большое количество молодых людей, которые считают, что они придумают новый iPhone или сделают новый Интернет. Город живописный, с богатым, чрезвычайно широким предместьем. Именно в это предместье мой друг повез меня показать украинца, который живет там несколько лет. А сказал мне мой друг так: "Хочешь увидеть автомастерскую, возле которой стоит высокий флагшток, а вместо американского флага – украинский?" Конечно, хочу!

Ну, мы приехали к этому украинцу. Действительно, небольшая, весьма скромная автомастерская, высокий флагшток, и действительно, украинский флаг. Было жарко, стали пить холодную воду, и пошел неторопливый разговор о том, как он тут оказался, этот украинец. Ну, оказался просто – приехал, остался, зацепился, теперь уже даже гринкарту получил. Стали говорить о том, как работается. И я его спрашиваю (а он бывший учитель): "Сложно тебе было открывать здесь бизнес?". Он ответил, что несложно, потому что каждый человек в Америке – малый предприниматель. Заинтересовала меня эта фраза. Я говорю: это как? Он говорит, ну, как – в Америке не нужны никакие разрешительные документы. Здесь ты делаешь то, что хочешь. Например, ты решил сделать автомастерскую. Берешь, арендуешь землю, зовешь строителей, они строят ангар, в одной из фирм покупаешь подъемники, ставишь кассовый аппарат – и вот, ты уже малый предприниматель. "И никаких разрешений?" - удивился я. "Да нет, сказал он, - никаких разрешений. - Потому что право заниматься бизнесом у тебя по праву твоего рождения. Ты американец – вот и занимайся бизнесом, никто тебе запретить этого не может".

"А как же комиссии различные?" - удивился я. "А нет тут никаких комиссий", - сказал он. "Не может быть, - засомневался я. - А где пожарная служба, где медицинская служба, чтобы нашла у тебя какого-то американского таракана?" "Да нет здесь ничего такого, - улыбнулся мой американский малый предприниматель. – Ты просто работаешь, и все".

"Ну, а как же государство?" - в конец смутился я. "А с государством у тебя только одно взаимоотношение, - пояснил он. – Раз в год ты заполняешь налоговую декларацию, причем заполняешь ее ты лично, не кто-то, а лично ты, куда ты вписываешь свои доходы, и на основании этого платишь налоги".

"Вот, - обрадовался я, - и к тебе приходит комиссия, которая начинает проверять, правильно ли ты ее заполнил". "Почему приходит комиссия? - удивился владелец автомастерской. - С чего это она должна приходить?" "Хотя, - поправил он затем сам себя, - иногда выборочно и приходят, но ко мне еще ни разу за все годы не приходили. Видимо, не вызываю я у них никакого подозрения".

"Вот так ты и работаешь – без всяких преград?" - ошеломленно спросил я. Он отвечает: "Ну, да. Могли бы быть преграды, если бы я чего-то нарушил. Ну, например, залез на чужую территорию, или у меня бы, не дай Бог, авария какая-то произошла в автомастерской, или сгорело бы что-то. Тогда государство начинает мною интересоваться, какой из законов я нарушил. Но поскольку я ничего не нарушаю, то государство мной вообще не интересуется".

Повисла долгая пауза. Я представлял себе, как одиноко ты чувствуешь себя в Америке, когда тебе никто не мешает делать то, что ты хочешь. "Именно так, - добавил мой собеседник. - Вообще в Америке человек из бывшего Союза чувствует себя непривычно. В бывшем Советском Союзе, в любой стране, государство – это твой полицейский, твой надсмотрщик, твой контролер. Здесь же, если ты ничего не нарушаешь, для государства ты просто невидим. То есть ты можешь делать все, что хочешь, но государство тобой не интересуется. Оно даже не знает, что ты делаешь. Потому что ты имеешь право делать все, что ты хочешь, безо всякого контроля. И все очень просто – не нарушаешь, и ты невидим для государства. Но как только нарушил, тебя сразу берут в оборот. Точно выясняют, что ты нарушил, и тогда тебе не поздоровится. Поэтому лучше не нарушать".

Мы еще попили холодной воды, добавили друг друга в "Фейсбуке" и я уехал. Но до сих пор, приехав в Украину и глядя на баталии в Верховной Раде, вспоминаю его слова: "в Америке любой американец просто потому, что он американец, уже малый предприниматель, и имеет право заниматься абсолютно всем, чем хочет, что не противоречит закону – без всяких на то разрешений и контроля". И вторая фраза: "если я ничего не нарушаю, я для государства невидим".

Хотел бы я жить в такой стране. Только чтобы эта страна называлась Украина.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация