Не хлебом единым

Не хлебом единым

Фото: ДАН

"Власти" "ДНР" продолжают имитировать Советский Союз - с пафосными атрибутами "государственности" и псевдоэкономикой.

Великий вождь и учитель товарищ Ленин считал, что в основе всех политических процессов лежит борьба экономических интересов, и только этим можно объяснить суть тех или иных действий, предпринимаемых различными политическими силами. Однако в "ДНР" можно найти немало примеров, опровергающих это утверждение.

Вот, например, эволюция билетов на проезд в городском транспорте. Первые билеты в "ДыРы" от своих предшественников отличались только русским языком и заменой слова "Украина" на "Донецкая Народная Республика". Затем понемногу добавилось красок. Потом билеты начали выпускаться к каждому более-менее значительному событию в квазиреспублике, и номинал указывался уже и в гривне, и в рубле, причем курс явственно агитировал за рублёвые расчёты. И, наконец, к новому 2016 году исчезло последнее напоминание об Украине – цена в гривнах. Зато при рубле появляется примечание "рос.", очевидно, чтобы не путали с рублём белорусским или, не дай боже, с приднестровским – тогда цена билета, и без того смехотворная, вообще сойдёт на нет.

Эволюция билетов в "ДНР"

А вот ещё красочная квитанция об уплате штрафа на дорогой глянцевой бумаге.

Глянцевая квитанция о штрафе

Для сравнения – билет на троллейбус в Славянске, и без того бюджетный вариант которого недавно был ещё более удешевлён путём превращения трёхцветной печати в двухцветную. Для того чтобы хоть как-то вписаться в цену 1.5 грн. (что всё равно больше обозначенных в "ДНР" 3 руб.), в Славянске отменены практически все льготы, после 17:00 троллейбусы ходят раз в полчаса, а с 19:30 движение вообще прекращается. При этом протяжённость маршрутов намного меньше, чем в Донецке. Возникает вопрос, а о какой в принципе рентабельности городского транспорта может идти речь в Донецке? Ведь кроме того что стоимость проезда и так чисто номинальная, так еще и чуть ли не половину пассажиров составляют льготники всех сортов. Но в Славянске транспорт – это коммунальное средство передвижения. А в Донецке это – объект государственной важности, огромный имиджевый фактор, а ещё – средство массовой агитации.

Билеты в Славянске

Для полного счастья любимым "властями" "ДНР" пенсионерам постоянно что-нибудь сообщается знакомым им с детства "левитановским" голосом: "Граждане "Донецкой Народной Республики" и гости нашего города..." После этого следуют либо указания соблюдать правила дорожного движения, либо оплачивать коммунальные услуги исключительно в отделениях банка "ДНР", либо выявлять шпионов и диверсантов и много другой полезной информации. В том числе можно также услышать, что "в соответствии с законом Украины, курение в общественном транспорте и на остановках категорически запрещено!"

Последнее объявление, очевидно, сохранилось только из-за того, что просто соответствующий "закон" "ДНР" ещё не приняли. Зато порадовали всех "законом" о налоговой системе "ДНР", опубликованным прямо перед Новым годом. Честно прочитал страниц 90 из более чем 300 и бросил это дело. Русско-советским официальным языком его авторы овладели в совершенстве, а я, за 20 лет жизни в СССР, так и не смог. Поэтому мне реально тяжело вычленять суть за вычурными формулировками типа "при осуществлении хозяйственных операций между субъектами хозяйствования Донецкой Народной Республики с нерезидентами, имеющими оффшорный статус, по которым субъект хозяйствования Донецкой Народной Республики действует от имени и/или по поручению такого нерезидента, запрещается заключение договоров на оказание услуг по переработке давальческого сырья, комиссии, консигнации, агентских и тому подобных договоров". Читаешь такое, и одна мысль в голове крутится – "ну и закон, прям как настоящий!"

Спасибо знакомому, занимающемуся бизнесом в Донецке, он легко расставил точки над "і": "Скрестили ежа с удавом. В смысле теперь обязательно платить и налог с оборота в размере 2%, и с прибыли – 20%. Понимаешь, не "или", а "и"! Ну а про такие "мелочи", как НДС, акцизные и таможенные сборы, оплата лицензий на различные виды деятельности, я вообще молчу". Надо сказать, что продукцию, производимую в самой "ДНР" исключительно из взятого/добытого на ее территории сырья, можно пересчитать по пальцам, поэтому таможенный сбор такая же важная составляющая конечной цены, как и основные налоги.

Из других особенностей нового "закона" хочется отметить фактическую легализацию знаменитых "копанок", крышеванием которых по некоторым сведениям занимался сам нынешний "глава" "ДНР". Теперь они называются "кооперативными товариществами по добыче угля". Теоретически теперь любой, купив лицензию на освоение недр и уплатив все соответствующие налоги и сборы, может попытать счастья в горнодобывающем бизнесе. Посмотрим. Но что-то мне подсказывает, что большинство этих кооперативов будут носить названия типа "Сомали", "Спарта", "Восток" и т.д.

А еще этот "закон" вводится "задним числом" - т.е. вступает он в силу со дня опубликования, но облагаются им уже доходы, показанные за 2015 год.

Есть версия, что помимо указания имитировать государство Кремль дал своим ручным "властям" в Донецке еще одно – переходить на самоокупаемость. Ну, если не в военных вопросах – их они вряд ли потянут, даже если доотжимают еще не отжатое и введут налог на воздух – то хотя бы по пенсиям и зарплатам. Очевидно, мешки Москвы с нефтедолларми для проекта "Новороссия" сильно исхудали. Так или иначе, боевикам пришлось вспомнить древнюю русскую формулу рентабельной экономики – чтобы корова давала больше молока, её надо больше доить.

Мой знакомый возмущён. Вместо того чтобы бороться с олигархами, как обещали, давят честных бизнесменов! Ну, справедливости ради, надо сказать, что борьбу с олигархами руководство "ДНР" ведёт упорно и настойчиво, прямо как их украинские коллеги. И что интересно, даже фамилии у врагов одни и те же: Курченко, Ахметов, Звягильский… Ну, а результаты – судите сами. С апреля прошлого года по всем телеканалам и в том же транспорте объявляют о необходимости оплаты за электроэнергию только через банк "ДНР". Сотрудников ахметовского ДТЭК – поставщика электроэнергии – которые говорят, что можно платить, как и раньше, через интернет, т.е. оставляя деньги в украинской банковской системе, объявляют чуть ли не врагами народа и призывают бдительных граждан немедленно сообщать о таких случаях в "МГБ" ("Министерство государственной безопасности" "ДНР"). Недавно, вроде бы даже РЭСы в Донецке были захвачены вооружёнными "силовиками", которые потребовали немедленно привести всю деятельность ДТЭК в соответствие с "законами" "ДНР". Но на днях, позвонив по городскому телефону компании, я опять услышал, что платить необходимо именно через их сайт. "Так ведь сайт не работает", - удивился я. "Ничего страшного, когда заработает – тогда и заплатите", - вежливо ответили на другом конце.

Но кое в чём ДТЭК всё-таки пошёл на уступки "властям" "ДНР", и летом самостоятельно пересчитал все платежи и задолженности по местным тарифам, которые представляют собой старые украинские по состоянию на 31 марта 2015 года. "ДНР" же, в свою очередь, подарила ДТЭК новый железнодорожный коридор. Не верите? А кому ещё может понадобиться перегон Авдеевка-Ясиноватая, о восстановлении которого на днях торжественно отрапортовали в "министерстве транспорта" "ДНР"?

Уголь с шахты Засядько, которую "ДНР" публично национализировала (только Звягильский этого как-то не заметил) и так каждый день эшелонами через линию фронта уходит на предприятия Ахметова. Так что новый путь – это исключительно для ахметовских шахт.

В общем, всё говорит о том, что для "правителей" "ДНР" красивая оболочка и наличие всех внешних атрибутов "настоящего государства" гораздо важнее реальной экономики. Тут они готовы договариваться. А вот что касается символов - тут никаких компромиссов. Иначе бабушки и прочие "ватные" не поймут.

Кто-то бы удивился – а я не стану.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация