Ловушка с унижением

Ловушка с унижением

Фото: Reuters

Украине надо быть очень осторожной с предложениями России относительно передачи политзаключенных.

Сегодня Минюст РФ сообщил, что Федеральная служба исполнения наказаний представит ведомству предложения о передаче четырех украинских политзаключенных Киеву – Олега Сенцова, Александра Кольченко, Геннадия Афанасьева и Юрия Солошенко.

Здесь стоит разделять политический и юридический аспект. Политический аспект связан с тем, что и Украина, и международное сообщество уже давно добивается освобождения Сенцова и Кольченко. И со стороны Путина в его сложной дипломатической игре с Западом, прежде всего с Европой, подобный шаг может быть неким гуманитарным жестом, жестом миролюбия.

Но я бы пока не спешил с позитивными эмоциями.

Дело в том, что здесь есть один сложный и очень неоднозначный юридический нюанс – условия передачи Сенцова, Кольченко, Афанасьева и Солошенко Украине. В сообщении ФСИН четко указано, что речь идет о "дальнейшем отбывании наказания на родине". То есть Кремль хочет, чтобы они поменяли российскую тюрьму на украинскую.

И тут есть еще одно обстоятельство. Это ведь коснется и Савченко. Она категорически отказывается признавать приговор российского суда. Украина также его не признает, мы считаем это судилищем, фарсом, а не судом. Но Россия настаивает, что может передать Савченко только так – по той же формуле, которую предлагают для Сенцова, Кольченко, Афанасьева и Солошенко. А эта формула унизительна и оскорбительна для Украины. Поэтому здесь ситуация очень непростая и неоднозначная – Россия, вроде бы показывая, что она готова нам вернуть взятых в плен украинцев, хочет сделать это очень унизительным и оскорбительным образом.

Поэтому если уж соглашаться на этот сценарий, то надо сделать так, чтобы Сенцова, Кольченко, Афанасьева и Солошенко Россия передала Украине одновременно с Савченко. Поясню почему. Если мы их возвращаем по этой процедуре без Савченко, а по прибытии их в Украину отпускаем, то мы тем самым нарушим одну из международных конвенций. По условиям этой конвенции осужденные, переданные на родину, должны продолжить отбывать наказание. Проще говоря, они должны отсидеть весь присужденный иностранным судом срок – просто в отечественной тюрьме.

Это абсолютно неприемлемо. Во-первых, таким образом будет создан неправильный прецедент: что российские фарсовые суды могут осуждать украинских граждан на своей территории, и они все равно будут сидеть – только уже на родине.

Во-вторых, если мы нарушим это условие, Россия скажет – посмотрите, Украина не выполняет международные обязательства. О том, что они не выполняют свои, мы и так знаем, но россиян это не волнует, они "выше" этого. Однако под этим предлогом Кремль может отказаться отдавать Савченко.

Так что вот это заявление Минюста РФ о предложениях ФСИН относительно передачи Сенцова, Кольченко, Афанасьева и Солошенко – прощупывание почвы и в то же время ловушка для Украины. То, что в шахматах называется "вилкой" - когда любой выбор игрока приносит для него какие-то потери. В случае Украины – политические или правовые. Потому что если мы согласимся забрать этих четверых политзаключенных по международной процедуре передачи осужденных и затем отпустим на свободу, то у Путина появится аргумент не отпускать Савченко. И одновременно он сможет использовать эту ситуацию, чтобы подпортить Украине репутацию в мире – из-за нарушения ею международных обязательств. Если же не согласимся – власти ждут огромные репутационные потери, а ей после последних событий это совсем ни к чему. Ведь обыватели – именно обыватели, не граждане – начнут говорить, мол, сегодня отказались возвращать Сенцова, Кольченко, Афанасьева и Солошенко, завтра откажутся возвращать Савченко.

Что делать? Надо вести переговоры. И быть предельно ответственными и осторожными. Нельзя играть по российским правилам. Оптимальный вариант для нас тот, который уже предлагала украинская сторона – это обмен на российских военнослужащих.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация