Кому вершки, а кому корешки

Кому вершки, а кому корешки

Фото: Reuters

Или почему внешняя политика Беларуси выглядит как хаотичные пируэты.

Беларусь — союзник Российской Федерации. Не на словах — две страны уже давно как подписали договор о создании "Союзного государства". Республика Беларусь — член Таможенного союза и участник Организации Договора о коллективной безопасности. Ну, подписант ещё пяти-шести менее масштабных "интеграционных" договоров на просторах СНГ. Которые, естественно, разрабатывались и предлагались Кремлём. Абзац можно завершить и до недавнего времени крепко прилипшим к Лукашенко званием "последнего диктатора Европы".

Прочитали. Подумали. И первое впечатление "с украинской колокольни" - Лукашенко чуть ли не страшнее Путина. Оно-то так, если бы не некоторая специфика беларуской политики. Да и менталитета беларусов тоже. Беларусь буквально, до запятой, выполняет обязательства. Но именно буквально. О такой вещи как "дух соглашений", той самой, про которую любят красиво рассуждать украинские политики, в Беларуси слыхом не слыхивали. И это даёт широкие возможности для манёвра. Один мой знакомый европейский дипломат ещё 4 года назад сказал следующее: "С беларусами трудно договариваться. Они буквоеды — все хотят прописать. И выйти на документ стоит огромных сил. Зато потом можно не контролировать – будет сделано точно то, что написано. До запятой. С одним "но" - Беларусь будет искать, находить и использовать лазейки в документе, чтобы сделать "по-своему". С украинцами иначе. Они подпишут любую бумагу. Но вот с исполнением беда. Ты им на текст договора, принятые обязательства – они тебе про "дух соглашения" и "общие ценности"".

Ещё один знакомый недавно сказал занимательную фразу: такое впечатление, что есть два Лукашенко – один много говорит, другой – молчит и делает.

Это в полной мере проявилось во время и после Майдана. Многие ожидали если не "марш броска беларуских ВС на Киев", то по крайней мере торговой блокады. Да, как говорят в Украине, "не так сталося як гадалося": Беларусь заняла совсем другую позицию по отношению к южной соседке. Начала восстанавливать испорченные отношения с Западом и задумала реформы (об этом я писал для ТСН в текстах "Беларуский де Голль" и "Реформы из-под полы").

Но случились выборы, РФ влезла в Сирию. На носу новый политический сезон. И звучат заявление высших должностных лиц Беларуси. Лукашенко говорит, что восточный вектор политики — цивилизационный выбор. Министр иностранных дел Владимир Макей вторит боссу, говоря, что Беларусь была и остаётся надёжным партнёром, союзником России. На берегах Днепра часть аналитиков тут же начинает бить в набат — угроза с Севера! Рятуй неньку!

На этом возьмём паузу, вздохнём поглубже и прочитаем характеристику о двух Лукашенко: говорящего и делающего. С разговорами понятно, поэтому поговорим о делах. Не буду долго утомлять своими измышлениями — дам просто список ключевых событий, которые произошли в беларуской внешней политике со второй декады ноября по сегодняшний день.

1. Первым президентом, с кем Лукашенко встретился после инаугурации, был... не Путин. В Минск прилетел президент Азербайджана Ильхам Алиев. Сразу после турецкой ракеты в российский СУ. Коллеги-президенты обсудили вопросы сотрудничества в области ВПК, "нефтянки" и наметили новые сферы для совместной деятельности. Об РФ "ближайший союзник" вспомнил лишь раз — поблагодарил Алиева и азербайджанский народ за "подставленное плечо" во время беларуско-российских торговых войн за нефть.

2. Дальше были поездки Лукашенко. На Восток. Но Россию, скажем так, перелетели – конечными точками были Вьетнам и Туркменистан. Где Лукашенко так же договаривался о добыче нефти и газа, СП по производству военной техники. С уже не Туркменбаши, а "Нашим Уважаемым Президентом" (именно в таком написании) даже ударили по рукам в строительстве Гарлыкского ГОК по выпуску калийных солей. Это очень интересно. Ведь до 2013 года Беларуская Калийная Компания, которая продавала соли "Беларуськалия" и "Уралкалия", контролировала 37% мирового рынка. Потом "Уралкалий" выкупил Сулейман Керимов — дагестанский друг Путина, а российский партнёр "вышел из проекта". Беларуский, не долго думая, силами своего КГБ арестовывает топ-менеджмент компании, пытается выкрасть с территории РФ тех, кого не словили на своей территории. Конфликт тянулся полгода. Потом Керимов сдался — продал активы. Новое руководство вновь захотело сотрудничать с Минском. Лукашенко думает. И разрабатывает месторождения в Туркменистане, которые по своим запасам превосходят суммарные запасы и "Уралкалия", и "Сильвенита" (второй российский производитель) вместе взятых. А рядом Китай — крупнейший покупатель. Одним словом, Гарлыкский ГОК при правильной работе - "контрольный в голову" российскому калийному бизнесу.

3. Работники Беларуского МИД чуть ли не в полном составе уезжают из Минска. Цели поездок — страны ЕС и США. Где обсуждают экономику, политику, позицию Беларуси. В Штатах и того более — согласовывали позиции по "чистому проведению парламентских выборов 2016 года".

4. 14 декабря глава МИД Беларуси встречается с заместителем генерального секретаря НАТО Александром Вершбоу. За закрытыми дверями. Никакой информации в беларуских СМИ о встрече нет. НАТО ограничивается двумя строчками пресс-релиза — целый день встречались. О чём — тоже молчок. Кофе, видимо, пили.

5. Приезжают гости и в Минск. За ноябрь-декабрь столицу Беларуси посетили не менее пяти европейских политиков. Большинство встреч также были, мягко говоря, не публичными.

6. 14 декабря в Минске были и не политики — учёные из ведущих ВУЗов и исследовательских центров США. Темы встреч — научное сотрудничество.

7. А где же в списке дел ближайший союзник — РФ? Визит Лукашенко в Москву был. 15 декабря. Закончился красивыми словами. И нулевым результатом: Путин не получил права на размещение военной базы, услышал "нет" касательно участия Беларуси в торговых войнах против Украины и Турции. Лукашенко также услышал "нет" - Евразийский банк развития и российский Центробанк отказали в предоставлении кредита Беларуси на структурные реформы.

8. Неудача на кредитном рынке не особо расстроила "усатого диктатора". Ведь в это время Беларусь вышла на финишную прямую в переговорах с МВФ. Кредит в сумме $ 3 млрд под 2,28% сроком на 10 лет по расширенной программе — на структурные реформы – скорее всего, будет предоставлен. Кстати, процентная ставка намного ниже той, которую могли себе позволить русские.

9. Тем временем развивается сирийский кризис. Москва обвиняет Катар в пособничестве ИГИЛ. В этот же день Лукашенко отправляет телеграмму шейху этой маленькой, но гордой страны, в которой "с удовлетворением отметил отношения дружбы и доверия между Беларусью и Катаром, которые составляют надежную основу взаимовыгодного сотрудничества на долгосрочную перспективу".

10. Что касается Турции, то здесь ситуация совсем анекдотична. Союзник РФ после сбитого самолёта делает заявление. Не на высшем уровне. Бумажку озвучивает пресс-секретарь МИД Беларуси. В ней ведомство (отмечу, не правительство, не президент — всего лишь МИД) "выразило глубокое сожаление и крайнюю обеспокоенность… когда участниками таких инцидентов становятся братская для нас Россия и дружественная Турция".

11. Беларусь налаживает связи и с правительством Ирака. Тем самым, проамериканским. Председатель Комитета по иностранным делам Совета представителей Ирака Хасан Хамадани обсуждал с беларускими парламентариями и министрами вопросы политического, военного и экономического сотрудничества.

12. В далёкую африканскую страну Зимбабве летит доверенное лицо Лукашенко — Виктор Шейман, где договаривается о беларуских инвестициях в добывающую отрасль. Минск вкладывает 150 миллионов в добычу золота, платины и редкоземельных элементов – того, что пока покупает у России.

13. Совмин Беларуси утверждает новую концепцию энергетической безопасности. В качестве одной из первоочередных задач там называется "диверсификация поставщиков и видов энергоресурсов".

14. На саммите ОДКБ Лукашенко не встречается с Путиным. Будем считать, разминулись. А Беларусь отказывает РФ в просьбе выйти из зоны свободной торговли с Украиной. Более того, начинает переговоры с Киевом об интенсификации двусторонних отношений.

15. Официальный Минск возобновляет переговоры о вступлении в ВТО. Те самые, которые были приостановлены "по просьбе российских союзников".

16. Такая работа, видимо, даёт плоды. Министр иностранных дел Беларуси заявляет, что ожидает полной отмены европейских санкций в отношении Минска уже в 2016 году.

17. Беларусь идёт дальше, заявляя буквально следующее: "Мы должны добиться того, чтобы начать выстраивать отношения с Евросоюзом в будущем на основе нового документа между Беларусью и ЕС". И, естественно, ведёт работу по визовой либерализации. Это направление — ещё один приоритет МИД.

А теперь вспомним первый абзац: союзник РФ, союзное государство и так далее. Ничего странного не находите?

И вот тут стоит вспомнить слова про "буквальное" выполнение договоров и про существование двух Лукашенко. Один из них явно спешит. Очень. Ведь 17 больших дел за неполные 10 недель (из которых три — новогодние политические каникулы) — темп, который не снился даже украинским реформаторам. Тем самым, что вроде как идут в Европу.

Возникает вопрос: не является ли это свидетельством скорого разрыва Беларуси и России? Не думаю. Беларусь буквально выполняет договоры. Да и терять поставщиков и рынки по своей инициативе глупо. А вот уравновешивать влияние одного партнёра интересами других – вполне себе разумно. И зачастую выгодно, особенно когда партнёры напрямую между собой ни разговаривать, ни торговать не спешат. Поэтому прососсийская риторика заявлений руководства Беларуси будет звучать и дальше. И, как показывает практика, чем более сильные связи появятся с другими странами, тем более Минск на словах будет "любить" Россию. Любить пламенно, по-разному, подключая всё своё воображение.

И при этом не будет забывать готовится к возможному разрыву. Естественно, не по своей вине — Беларусь же "буквально" выполняет договоры. А значит, на всякий случай нужно иметь варианты, где купить ресурсы и куда продать продукцию. Ну и обзавестись парой товарищей, готовых "замолвить словечко в защиту", не помешает. Друзьями эти люди не станут — глупо говорить о "дружбе", "ценностях", "духе". Намного выгодней сделать так, чтобы эти люди просто зависели от тебя и твоей позиции.

Беларуская политика всегда имела признаки рациональности. С твёрдым разделением "по духу" российской сказки: одним вершки, другим корешки.

И тем интересней будет наблюдать за следующими внешнеполитическими кульбитами официального Минска.

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация