Керченский мост: гром среди ясного неба

На самом деле вопрос не в том, есть ли сейчас деньги на мост, а в том, кто будет их контролировать, когда они появятся.

Неожиданно для российской и крымской аудитории на главных страницах СМИ начали появляться новости о том, что финансирование Керченского моста временно приостановлено. Первым эту информацию опубликовал российский "Форбс", - пишет Сергей Лиотар для "Крым.Реалии".

Редакция издания получила копию письма, в котором гендиректор компании "Стройгазмонтаж" (принадлежит давнему другу и спарринг-партнеру Владимира Путина по дзюдо Аркадию Ротенбергу) Андрей Кириленко сообщает, что без соблюдения графика финансирования темп строительства снизится.

Мол, аванс прошлого года уже истрачен, а 65,4 миллиарда рублей, виделенные на работы в 2016-м, зависли из-за бюрократических процедур.

Эта информация в очередной раз заставила всех усомниться в реалистичности плана по запуску моста между Кубанью и Крымом до 2018 года, пусть и в тестовом режиме.

Ведь понятно, что учитывая близкие отношения владельца "Стройгазмонтажа" с руководителем Кремля, организация вряд ли обделена вниманием государства. Потому первое подозрение падает на медведевское "денег нет, но вы держитесь". Проволочки в бюрократических процедурах могут быть вызваны банальным отсутствием необходимых средств.

Но на самом деле все немного сложнее: вопрос не в том, есть ли сейчас деньги, а в том, кто будет контролировать финансы, когда они появятся.

Хитрый и еще хитрее

Структура Ротенберга изо всех сил пытается показать, что проволочки навредят строительству моста. Из-за нехватки ресурсов подрядчики рискуют пропустить пик строительного сезона, ведь осенью начинаются шторма, рабочее время сокращается. Да и техники не хватает, чтобы закончить работу в срок. Короче говоря, гоните монету, да побыстрее.

Вкратце суть "бюрократической проволочки" такова: есть заказчик моста – Росавтодор, есть распорядитель средств – Минтранс, есть исполнитель работ – "Стройгазмонтаж". По первоначальному плану финансирования после получения положительной государственной экспертизы на проект моста (которая состоялось еще в 2015 году)  выбрать банк для сопровождения контракта должен был Росавтодор.

Но он этого не сделал, ведь саму схему выделения средств в начале 2016 года поменяли. Раньше выбор банка, который будет контролировать движение средств, оставался за "Стройгазмонтажем". Фирма избрала Мособлбанк, санируемый СМП банком Аркадия Ротенберга. В 2015 году через этот банк шли деньги на Керченский мост.

Читайте также: Керченский мост. Никакого бизнеса, только личное

Смысл такой схемы был в том, что именно Мособлбанк нес ответственность за неправомерные платежи по проекту перед Росавтодором, который мог бы потом взыскать с него за убытки. То есть государственные деньги вливали в структуру, подконтрольную Аркадию Ротенбергу, но в случае конфликта с правительством бизнесмен и его топ-менеджеры оказались бы формально чистыми, ведь камни с палками полетели бы в сторону Мособлбанка.

Что же изменилось теперь?

По всей видимости, в бедные времена российское правительство решило силой заставить крупных олигархов, вскормленных государственными контрактами, умерить свои аппетиты. Поэтому было принято решение перевести финансирование всех значимых инфраструктурных проектов на казначейские счета.

В нашем случае это значит, что вместо сохранения позиции Мособлбанка или выбора нового банка структурами Росавтодора для ведения расчетов по проекту деньги оставили под прямым надзором правительства.

Получается, теперь между подрядчиком и правительством не будет дополнительной финансовой прокладки, страховавшей олигархов от ошибок и злоупотребления собственными финансовыми возможностями.

Итог этой ситуации известен. Понятно, что олигархи совсем не заинтересованы в переходе на казначейские счета, так как это позволит правительственным структурам отслеживать все возможные неправомерные действия.

“Этот срыв будет прологом к совершенно новой эре для российских олигархов, близких к президенту.”

Понятно, что управление деньгами в частных банках намного быстрее и эффективнее, чем в государственных учреждениях. Да и переход проекта на новую систему потребует много времени, поэтому тут действительно можно предполагать серьезный срыв сроков.

Однако этот срыв будет обусловлен не только финансами. Как год назад говорил Аркадий Ротенберг: "Я в таких вопросах не торгуюсь", – подразумевая, что в проекте Керченского моста он нацелен не на деньги, а на возможность оставить после себя архитектурное наследие.

Этот срыв будет прологом к совершенно новой эре для российских олигархов, близких к президенту, в которой у государства больше не будет средств, чтобы в срок и до отказа заливать даже самые безумные политические строительные проекты.

У финансовых гигантов будет два выхода: либо терпеть и ждать, давая своим менеджерам карт-бланш на публичный троллинг правительства, либо вкладывать собственные ресурсы и не ждать. Пока побеждает жадность.

Конечно, деньги найдут, да и дело не в них, а во времени. Если надо будет – то всем срежут пенсии и зарплаты, но мост таки построят. В этом сомнений нет.

Но не перестанет ли бизнес-окружение российского суверена верить в правильность курса, избранного своим патроном, после всех этих неприятностей, скандалов и публичных унижений?

Вопрос открыт. 

Перепечатывается с разрешения Радио Свободная Европа/Радио Свобода

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Отправить другу Напечатать Написать в редакцию
Увидели ошибку - контрол+энтер
Последние Первые Популярные Всего комментариев: 11
Выбор редакции