Как в аду побывал

Как в аду побывал

Фото: dn.depo.ua

Дорога, по которой можно выбраться из "ДНР" и вернуться назад, временами превращается в самый настоящий ад.

В прошедшую пятницу я побывал в аду – иначе эту восьмичасовую поездку из "ДНР" (в народе - "дыры") в Украину через КПП "Зайцево", что между Горловкой и Артемовском, я назвать не могу. И хотя с "геенной огненной" как-то не сложилось – шёл мерзкий дождь, а температура колебалась в районе +5 – ее с лихвой компенсировал накал эмоций на узенькой асфальтовой полоске, забитой машинами местами аж в четыре ряда.

Один, самый длинный ряд, это, так сказать, очередь обычная. А ещё три – это уже очереди из тех, кто "без очереди". Машины с детьми (маленькими и не очень), с инвалидами, ветеранами и беременными, с сотрудниками различных гуманитарных миссий, работниками водоканала, электросетей и, наконец, с теми, кому просто "очень надо". Итого – четыре полосы из четырёх возможных, если считать и обе узенькие обочины, в одну сторону. На "встречку" места не остаётся в принципе.

Фото: dn.depo.ua

За восемь с половиной часов было немало моментов, когда я уже принимался мысленно подсчитывать, во что мне обойдётся очередная поездка на "большую землю", включая ремонт машины.

Со стороны Артёмовска пограничниками предпринимаются попытки с помощью металлических заграждений или военных машин не допустить полной закупорки дороги и оставить хотя бы одну полосу для встречного проезда. Со стороны Горловки это всё происходит стихийно. Если находятся активисты, которые готовы под дождём регулировать потоки на несколько сот метров впереди своей очереди, то ещё хорошо. А нет, значит, все ждут, пока как-нибудь само не рассосётся. Украинские солдаты здесь уже в стихию не вмешиваются. Может быть ещё и потому, что если они пойдут вдоль многокилометровой очереди, то у её основания они уткнутся прямёхонько в передовой блокпост "ДНР" - малоприятная перспектива.

Или это была очередь в рай? Ну куда ещё может, несмотря на столькие лишения, по своей доброй воле рваться такое количество людей? Но если рай там, то куда торопятся все те, кто едет навстречу? А ведь их в эту пятницу на дороге Горловка-Артёмовск скопилось никак не меньше.

Хотя, вообще-то, ничего удивительного. Очередь из "ДНР" состоит в основном из тех, кто едет за "добычей" самого разного рода (от обычных продуктов и вещей до пенсий, соцвыплат и зарплат). Но потом-то эту всю добычу всё равно надо привезти туда, где родной дом. В общем, похоже, что рай для большинства дончан – это возможность вести, насколько это возможно, нормальный образ жизни в абсолютно ненормальных условиях.

Я помню очереди минувшей зимы, когда ещё не было чётких правил и тщательность досмотра машин, а, соответственно, и скорость передвижения, во многом зависели от личного состава на конкретном блокпосту. Для нормальных людей проход через добровольческие батальоны или обычных армейцев чаще всего не был сверхсложной задачи. Для них главное было убедиться, что человек не представляет собой никакой угрозы, а есть у него пропуск или нет – не так уж и важно. Вот торговцы, те их, конечно, проклинали, как могли.

Потом пришли настоящие пограничники и фискальная служба, для которых всегда на первом месте стояли "Инструкция" и "Ничего личного". Наконец, после долгих месяцев разговоров, появились более-менее оборудованные пункты пропуска, позволяющие одновременно обслуживать до 20 машин в одну сторону и, главное, с явно специально подготовленным, культурным персоналом. За какой-то месяц на моих глазах скорость обслуживания одной машины сократилась буквально до одной минуты. Если бы это было сделано ещё в прошлом году, сколько проклятий в сторону Украины так и осталось бы невысказанными! А это всё-таки наша аура, как-никак. Поневоле вспоминаются слова Михаила Саакашвили: "Вы (украинцы) всё очень правильно делаете, только очень медленно".

Постепенно у тех, кто, как и я, ездит из "ДНР" в Украину и назад постоянно, стало вырисовываться какое-то понимание миграционных тенденций. Общее правило: в рабочие дни с понедельника по четверг – большие очереди в Украину. Пятница, суббота – наоборот. Воскресенье – умеренно в обе стороны. Частично это объясняется большим количеством людей, которые работают в Украине, но на выходных ездят домой в "ДНР"-"ЛНР". Плюс в рабочие дни ещё ездят решать всякие юридические вопросы.

Но объяснить все количественные колебания только этим невозможно. Иногда суперпробки образуются в самое неожиданное время, и, наоборот, бывает, что в каком-то направлении вообще нет ни одной машины. Мне кажется, это происходит из-за того, что люди могут регулярно находить информацию о состоянии дел на блокпостах исключительно в интернете или от кого-то из знакомых, находящихся непосредственно на месте.

И дальше уже срабатывает "сарафанное радио". Например, человеку надо съездить нотариально заверить доверенность. Он заходит в одну из донецких групп и читает: "Сегодня проторчал под Майорском семь часов!" И тут же принимается решение – лучше выдержать паузу, пока немного не рассосётся. И так же поступают еще сотни пользователей. В результате на следующий день случайно отправившийся в путь гражданин радостно выкладывает сообщение: "Только что прошёл Зайцево - восемь с половиной минут! Восемь!" И на следующий день мы видим очередь в 600 машин и все дико удивлены, что же случилось?

Но в эти выходные не сработали никакие прогнозы. В пятницу я рассчитывал проскочить легко – на фоне многочисленных историй в интернете о тех, кому пришлось ночевать в полях накануне. Но панические слухи о том, что из-за местных выборов пункты пропуска закроют вообще, сделали своё дело. Ещё больше людей помчались на границу, боясь застрять на неопределённое время "не на той стороне".

После установления реального прекращения огня и упрощения процедуры получения пропусков (перевод их в электронную форму) резко увеличилось число людей, которые впервые решились пересечь кордон с обеих сторон. Вот, например, в прошлый четверг на пункте пропуска Майорск, по данным главы Донецкой облгосадминистрации Жебривского, зафиксировали более 4,5 тысяч машин и ещё около 2 тысяч самостоятельных (в основном приехавших на автобусах) граждан. Этого количества оказалось достаточно, чтобы на сутки парализовать работу пропускного пункта, где работа, как я уже говорил, налажена довольно хорошо.

Но ведь это - ничтожный процент даже от оставшегося в "ДНР"-"ЛНР" населения. А есть ещё миллион перемещённых лиц, большая часть которых осела в достаточной близости от оккупированных территорий.

С наступлением перемирия всё большее число людей хотят ездить в обе стороны. Раньше это передвижение из одного только Донецка осуществлялось ещё по трём основным направлениям (Курахово, Красноармейск, Константиновка), которые сейчас закрыты. Курахово (пункт пропуска Георгиевка) закрыт после провальной попытки наступления "ДНР" на Марьинку в июне. С тех пор ситуация стабилизировалась, но дорога используется только для проезда местных в саму Марьинку и окрестные сёла и для проезда сотрудников ОБСЕ и Красного Креста без грузов.

Красноармейск - это дорога через Пески. Тут всё понятно. Константиновка - после того, как "ДНР" заняла посёлок Красный Партизан на трассе Донецк-Горловка, осуществляется только пеший переход местных жителей в подконтрольное Украине Верхнеторецкое. Также продолжают ездить таксисты и маршрутчики полями в объезд всех блокпостов.

Но главное, официально Украина выделила всего пять транспортных корридоров для официального проезда в "ДНР" и "ЛНР", из которых на сегодня работают только три. При этом пункт пропуска Гнутово возле Мариуполя имеет ограниченное значение - он акутален в основном для жителей Новоазовского и Тельмановского районов. То есть фактически остаются только два КПП - "Зайцево" и "Бугас" (Донецк – Бугас – Волноваха – Мариуполь).

Поэтому какие бы замечательные меры не предпринимались на существующих пунктах пропуска, без открытия новых маршрутов решение проблемы очередей невозможно чисто математически.

А с теми, кто считает, что проблема очередей легко решается путём полного запрета любых связей с оккупированными территориями, я поделюсь кое-какими мыслями в следующий раз.

Из соображений безопасности автора редакция скрывает его имя

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация