Хорошие-плохие русские эмигранты

Хорошие-плохие русские эмигранты

Фото: ТСН.ua

Или чего украинцам ждать от эмигрантов из России, — а на что даже не надеяться.

Этот текст не о количестве российских эмигрантов. И не о последствиях эмиграции. Эмиграцией Россию не удивишь, она была всегда — и экономической, и политической. Во времена Российской империи бежали в Европу, к возможности стать лучше, талантливее, жить в красивых местах и удобных городах. Уезжали поэты и писатели, композиторы и артисты, художники и ученые, уезжала интеллигенция и аристократия. Политических причин тогда было меньше, но больше было свободы выбора — хочешь, на итальянский остров Капри, хочешь, в Женеву или Лондон.

Уезжали люди образованные, редко мещане, писали о России — тосковали, надеялись, что все образуется, император даст больше свободы, страна станет не просто большой, но и развитой. Иногда проскальзывали оценки не столько царей-императоров, — тогда почти вся Европа была монархической, —  сколько российского народонаселения, огромной серой массы, сохраняющей свою идентичность, хорошо описанную и Салтыковым-Щедриным, и Чеховым, и Гоголем, и многими другими, кто тяготился и ёрничал над соотечественниками, над их хамством, ленью и пьянством. Поэтому прошлая, 18 и 19 веков, эмиграция по большей части была лишь поездкой на короткое время, на год или несколько, подальше от России. Потом многие возвращались.

Трудно сказать, когда появились в России традиции эмиграции: может, в 13 веке, когда еще и государства российского в помине не было, но уже появилась традиция посылать в вынужденную эмиграцию своих детей-княжичей по воле новых хозяев — монголов. Наверно, самым известным эмигрантом, причем неоднократным, был сын переяславского князя Александр Ярославич по прозвищу Невский, который в 1247 году 26-летним поехал в Орду к Батыю, а оттуда вслед за ранее уехавшим братом Андреем он отправился к великому хану в Монголию. В 1252 году Александр опять поехал в Монголию, уже к новому правителю Монгольской империи — к хану Мунке. В 1258 году Александр ездил в Орду "чтить" ханского наместника Улавчия. В 1262 году он опять отправился на год в Орду.

Это потом советская и российская пропаганда создали из Александра Невского "героя на все времена", на деле он был ставленником монголов. Еще в одну из первых своих поездок в 1251 году Александр побратался с Сартаком, сыном хана Батыя, вследствие чего стал сыном хана и в 1252 году привёл на Русь татарский корпус с опытным нойоном Неврюем. Возможно, поездки Александра Невского с этической точки зрения были не эмиграцией, а командировками к начальству, но они точно не были добровольными.

А вот первым настоящим эмигрантом стал Иван Федоров, издатель первой печатной книги "Апостол". В 1560-х годах ему пришлось бежать из Московского царства, впоследствии описавший причины — в Москве пришлось претерпеть очень сильное и частое озлобление по отношению к себе не от царя, а от государственных начальников, священноначальников и учителей, которые завидовали ему, ненавидели его, обвиняли Ивана во многих ересях и хотели уничтожить Божие дело. Иван Федоров вначале обосновался в Литве, потом поселился во Львове, где и умер в эмиграции в 1583 году.

Это потом советская и российская пропаганда создали из Александра Невского "героя на все времена", на деле он был ставленником монголов

При Романовых эмигрантами были те, кто прятался от гнева царей, кто хотел учиться или показать свой талант музыканта или художника. Массовая российская эмиграция началась сразу после большевистского переворота: бежали как могли — аристократия и интеллигенция, офицеры и купцы, ученые и творческий люд. Пролетарский вождь Ленин развязал "красный террор" — хватали и расстреливали всех, кто косо посмотрел или сказал против новой большевистской диктатуры. В 1922 году Ленин совершил "гуманный поступок": устав расстреливать, он приказал всех врагов советской власти, "писателей и профессоров, помогающих контрреволюции", посадить на пароходы и отправить восвояси. Потом страна была надолго закрыта "железным занавесом", только самые отчаянные люди окольными путями вырывались из "советского счастья". В разных странах, прежде всего европейских, были созданные эмигрантские общины, сохранявшие российскую идентичность, но оставшиеся верными странам, их приютившим.

Массово "рвали" из страны и сразу после распада СССР. По большей части это была немецкая и еврейская эмиграция, тех, кого насильно удерживали. Девятилетнее правление Бориса Ельцина не давало поводов для политической эмиграции, хотя после подавления путча в 1993 году потянулись за границу "леваки", смешавшись вместе с экономическими эмигрантами в массу, которая стала заполнять прежде всего восточноевропейские страны. По информации иммиграционных властей принимающих государств, при этом только в США, Канаду, Израиль, Германию и Финляндию в 1992-1999 годах переселились 805 тысяч российских граждан. 

"Золотая эра" российской эмиграции началась при Путине. Первые пару лет население верило новому вождю, потом начали уезжать — пока еще не по политическим мотивам, а по совокупности причин. По данным сайта demographia.ru, из 218 230 россиян, уехавших в 2004-2008 годах в Европу, Северную Америку и Австралию, 18 626 получили высокооплачиваемые должности в крупных компаниях, 24 383 занимаются наукой и высокими технологиями. Вскоре потянулись политэмигранты — Борис Березовский, Ахмед Закаев, Юлий Дубов, Владимир Гусинский, Леонид Невзлин, Евгений Чичваркин, несколько десятков журналистов нашли приют в Германии и Франции. Чем дольше оставался Путин у власти, перескакивая из одного срока в другой, включая четыре года, когда местоблюститель Медведев грел ему президентское кресло, из России уезжало все больше и больше людей.

Причины становились все более разнообразными — от неприятия Путина как главы государства до несогласия с методами его правления и его внутренней и внешней политикой. Часто это было одно и то же. Уехали известный адвокат Борис Кузнецов, глава Банка Москвы Андрей Бородин, родители убитой чеченской девушки Эльзы Кунгаевой, исламский активист Дагир Хасавов, сторонники Эдуарда Лимонова — Михаил Ганган, Андрей Никитин, Сергей Климов, Анна Плосконосова, Алексей Макаров и Ольга Кудрина, бывший депутат Ижевской городской Думы Василий Крюков, участник демонстрации на Болотной площади 6 мая 2012 года Александр Долматов. По данным ВВС, на 2012 год только в Лондоне постоянно проживало свыше 300 тысяч выходцев из бывшего СССР. Помимо Лондона и Нью-Йорка многочисленные русские общины, нередко со своими школами, СМИ и уличными вывесками на русском языке, сформировались в Испании, Черногории, Таиланде, на Кипре и юге Франции.

Чем дольше оставался Путин у власти, перескакивая из одного срока в другой, включая четыре года, пока местоблюститель Медведев грел ему место, из России уезжало все больше и больше людей

Социологические службы уже несколько лет сообщают результаты исследований, свидетельствующие о том, что около половины наиболее активного населения — в возрасте от 18 до 39 лет — мечтают уехать из России. Потенциально рост эмиграции составляет на 10-15 тысяч человек в год. Как отмечал еще пять лет назад директор "Левада-центра" Лев Гудков, "часть общества впала в депрессию, усиливается ощущение, что страна топчется на месте или даже деградирует".

Можно предположить, что путинская идеология "русского мира" должна была спасти население от желания эмигрировать, заменив на желание воевать за восстановление империи. Отчасти это удалось, но рост эмиграции замедлить не смогли. Теперь в эмиграции находятся и депутаты Государственной Думы и оппозиционные лидеры разного уровня и разных политических взглядов. 

В 2013 году из России выехали на постоянное место жительства 186 тысяч россиян, за 2014 год из России эмигрировали более 308 тысяч человек. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, большинство уезжают в Германию, США, Израиль и Финляндию. По ее же информации, только за прошлый год из России выбыло 313 210 человек (из них 256 480 в страны СНГ, в другие страны — 56730).

В постсоветских странах, которые теперь в составе Евросоюза, сложные требования к желающим получить убежище, в США они еще сложнее. Грузия не совсем комфортна для россиян из-за языкового барьера и большого отличия в ментальности. Украина оказалась удобнее всего — там пока нет проблем с русским языком, вплоть до телевидения и сферы обслуживания. К тому же Киеву импонируют обращения за приютом из страны-агрессора. Сколько россиян перебрались в Украину за годы аннексии Крыма и войны на Донбассе, неизвестно, но судя по периодическим интервью, заявлениям и убийствам, их уже достаточно много, чтобы говорить об общине. Однако и в Украине российские эмигранты живут обособленно, сбиваясь в небольшие группы, не доверяя друг другу, постоянно намекая на то, что кто-то из них обязательно работает на ФСБ.

Причастность кого-то из эмиграции к спецслужбам исключать нельзя — так было в любой стране и во все времена, когда Москва пыталась контролировать передвижение и политическую активность своих граждан. В Украине сейчас, грубо говоря, находятся несколько категорий россиян — политики и политические активисты, журналисты, гражданские активисты и бизнес-эмигранты, которые когда-то вложили деньги в украинские предприятия и гостиницы, а теперь могут спокойно перебраться в Украину, заявив, что в России им не дают нормально развиваться. В принципе, такие объяснения можно услышать от россиян везде — в Чехии и в Польше, Германии или Франции, — для миграционных служб любое доказательство преследования может стать основанием для выдачи статуса.

Переезд и получение статуса беженца, а если повезет и вида на жительство, россиян обычно не останавливает от их любимого увлечения – критиковать все, что они видят вокруг

Переезд и получение статуса беженца, а если повезет и вида на жительство, россиян обычно не останавливает от их любимого увлечения — критиковать все, что они видят вокруг. А часть российских эмигрантов начинают заниматься поучениями — что должны сделать власти Украины, как и когда. Когда этим занимаются государственные чиновники из приглашенных иностранцев, то это часть их деятельности, когда поучения являются частью менталитета, то вызывает огромное количество вопросов, один из которых радикальный — зачем они Украине нужны. И хотя это нонсенс, что люди, бежавшие из страны, где они так и не смогли изменить собственные власти, поучают власти приютившей страны — поделать с этим ничего нельзя. Такие уж они, россияне.

Однако новые эмигранты в Украине — это не проблема, а лишь новая реальность. Можно в этой гуманной миссии увидеть нечто большее — например, лелеять мечту о том, что новые эмигранты чему-то научатся, получат опыт сожительства в толерантной стране, узнают об истории свободомыслия украинцев и их длительной борьбы за независимость. Хотя опыт показывает, что получившие знания и опыт россияне обычно не возвращаются домой, а остаются в новом обществе — сами при этом никак не меняясь. К тому же со временем они начинают понимать, что чужой опыт борьбы за демократию неприменим в России, где за всю историю не было ничего похожего: была опричнина, крепостничество, им на смену пришли советские репрессии, а теперь — и путинский "русский мир".

Присоединяйтесь также к группе ТСН.Блоги на facebook и следите за обновлениями раздела!

Похожие темы:

Следующая публикация